Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами.
Объектом аудита являются показатели баланса о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, текущий налог на прибыль из формы № 2, показатели, характеризующие уплату налогов из формы № 4. Это означает, что целесообразно начинать проверку с сопоставления данных бухгалтерского учета и отчетности с показателями налоговых деклараций. Возможность однозначного определения такого соответствия и отсутствие ошибок на данном этапе проверки позволяет дать высокую оценку системе внутреннего контроля за налоговыми расчетами.
Приступая к проверке данного раздела необходимо предварительно установить, какие налоги должна уплачивать проверяемая организация. Это целесообразно определить на этапе планирования проверки самим аудитором, исходя из данных о бизнесе клиента. С точки зрения достоверности аудиторских доказательств, знания аудитора в этом вопросе являются наиболее точными аудиторскими доказательствами.
Проверку начинают с определения наличия документов о регистрации клиента в соответствующих фондах и использования соответствующего номера на платежных документах и декларациях. Этим не стоит пренебрегать, т.к. в этом случае может иметь место не только количественное, но и качественное нарушение уровня существенности.
Особенность проверки данных расчетов заключается в том, что они охватывают практически всю хозяйственную деятельность. Поэтому в зависимости от программы аудита, налоги могут проверяться в совокупности с соответствующими операциями. Например, НДФЛ вместе с проверкой зарплаты, жесткая связь СН с начислением заработной платы позволяет использовать рабочую документацию по ее проверке при изучении расчетов по данному налогу.
Проверка налогов осуществляется в соответствии с последовательностью возникновения этих хозяйственных операций:
1. определение налогооблагаемой базы
2. применение налоговой ставки и льгот
3. расчет величины налога
4. полнота и своевременность перечисления сумм налогов.
Выделение последовательности позволяет установить зоны повышения аудиторского риска. Расчет величины налога и оценка полноты и своевременности перечисления являются менее рискованными, т.к. первое – это несложное арифметическое действие, которое также может проверяться при сдаче отчетности. полнота перечисления однозначно устанавливается путем проверки небольшого количества операций.
Проверка правильности применения налоговых ставок и льгот можно оценить как более рискованную. Однако, небольшое количество этих операций позволяет применять сплошную проверку, что снижает уровень аудиторского риска.
Определение правильности налогооблагаемой базы является зоной повышенного аудиторского риска. Это обусловлено следующими факторами:
1. ошибки в определении налогооблагаемой базы влекут за собой необходимость корректировки налоговых расчетов. Это означает, что выявленная ошибка, требует внесения исправлений в расчет и уплату налога.
2. вероятность выявления существенных ошибок высока, т.к. налоговая база – это как правило крупная сумма. При проверке могут быть выявлены ошибки, требующие как увеличения, так и уменьшения сумм налогов. Ошибки могут носить и качественный характер. Например, отсутствие необходимых налоговых регистров.
3. небольшие ошибки могут быть системными и достигать уровня существенности в совокупности. Кроме того, даже небольшие ошибки могут повлечь существенные искажения отчетности в связи с разрывом во времени между совершением и обнаружением.
4. наличие налогового учета требует дополнительного времени для изучения этой системы, оценки внутреннего контря за расчетами, соответствия учетной политике.
5. неоднозначность толкования отдельных положений законодательства. В этом случае аудиторская организация должна выработать аргументированную единую точку зрения. Проблемой также может быть несогласие с позицией аудиторов руководства аудируемого лица. В зависимости от существенности разногласий модифицируется аудиторское заключение.
6. взаимное влияние налогов. Например, искажение налогооблагаемой базы по СН влечет искажение налога на прибыль. Искажение физического показателя для ЕНВД может привести к необходимости уплаты налогов общего режима и т.д.
7. влияние особенностей налогообложения.
а) многие организации осуществляют виды деятельности, подлежащие разному режиму налогообложения. При сочетании общего режима и ЕНВД возникает необходимость деления общехозяйственных расходов. При осуществлении на одной площади различных видов деятельности, подлежащих ЕНВД, возникает необходимость проверки правильности определения физического показателя.
б) необходимость проверки раздельного учета в случае, если аудируемое лицо выпускает или продает продукцию, облагаемую и необлагаемую НДС, облагаемую по различным ставкам НДС.
Все это означает, что проверкой налогооблагаемой базы и правильностью применения ставок и льгот занимаются наиболее квалифицированные аудиторы.
Выборка для изучения информации является профессиональным суждением аудитора. Но для снижения риска необнаружения выборочная совокупность расширяется до максимально возможных размеров.