Формы бухгалтерского учета 2. Формы бухгалтерского учета.

Использование индекса-дефлятора

Госкомстат публикует индексы изменения цен за отчетный период. Хозяйствующий субъект принимает решение, по каким ОС должна быть проведена переоценка. Устанавливаются ее сроки. Предварительно это должно найти отражение в учетной политике хозяйствующего субъекта.

Метод прямого пересчета

Дооценка

Эта операция сопровождается следующей бухгалтерской проводкой:

Д01К83 на сумму дооценки остаточной стоимости.

Так как объект функционирует, то начисляется амортизация и по кредиту счета 02, ежемесячно нарастает сумма амортизационных отчислений. Следовательно, надо пропорционально скорректировать сумму амортизации.

Д83К02 на сумму увеличения амортизации

Уценка

Если уцениваемый объект до момента уценки ранее дооценивался:

Д83К01- отражена сумма уценки объектов основных средств в первоначальной (восстановительной) оценке.

Д02К83 - отражена сумма уменьшения амортизации уцененных объектов

Если ОС ранее не переоценивались:

Д84К01- отражена сумма уценки объектов основных средств в первоначальной (восстановительной) оценке.

Д02К84 - отражена сумма уменьшения амортизации уцененных объектов.

Когда в пределах счета 83 «Добавочный капитал» уже списано, то сумму превышения списывают также на счет 84 «Нераспределенная прибыль».

Способ переоценки ОС обязательно раскрывается в учетной политике. Переоценка осуществляется по однородным группам ОС.

Учет денежных документов

На счете 50 «Касса», субсчете 3 «Денежные документы» учитывают средства, вложенные в денежные документы, а именно почтовые марки, оплаченные, но не выданные путевки в дома отдыха и санатории и др. Денежные документы хранятся в кассе организации, их учет ведется по сумме фактических затрат на их приобретение.

На сумму оплаченных денежных документов составляют бухгалтерскую проводку: дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», кредит счета 51 «Расчетный счет», 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации». При покупке денежных документов составляется запись по дебету субсчета 50-3 «Денежные документы» с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. При получении денежных средств от работников организации за выданные им путевки составляется корреспонденция счетов по дебету субсчета 50-1 «Касса организации» и кредиту субсчета 50-3 «Денежные документы». При частичной оплате стоимости путевки за счет средств организации следует составить запись по дебету счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» и кредиту субсчета 50-3 «Денежные документы». При использовании денежных документов для осуществления хозяйственной деятельности: почтовые марки, проездные билеты, может составляться запись на их списание по дебету счетов учета затрат на производство (25, 26 и др.) и кредиту субсчета 50-3 «Денежные документы».

На сумму поступивших и списанных, выданных денежных документов составляются приходные и расходные кассовые ордера. Аналитический учет ведется в отдельном разделе кассовой книги, где на каждый вид денежных документов открывается разворот книги.

Выбытие финансовых вложений

Выбытие финансовых вложений происходит в результате их погашения, продажи, передачи в уставный капитал другой организации, безвозмездной передачи и др.

При выбытии финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость,их стоимость рассчитывается одним изследующих способов:

по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений (например, при выбытии финансовых вложений в виде вкладов в уставный капитал других организаций, предоставленных другим организациям займов);

по средней первоначальной стоимости (при выбытии ценных бумаг);

по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО). Использоваться при выбытии ценных бумаг.

При выбытии финансовых вложений, по которым определяется текущая рыночная стоимость,их стоимость определяется организацией исходяиз последней оценки.

По каждой группе (виду) финансовых вложений в течение отчетного года применяется один способ оценки.

Выбытие финансовых вложенийотражается с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». Например:

Признается поступление от продажи ценных бумаг:

Дт сч. 76 Кт сч. 91/1

Списывается учетная стоимость ценных бумаг:

Дт сч. 91/2 Кт сч. 58

Если выбывают финансовые вложения второй группы, по которым был создан резерв под обесценение, то сумма резерва списывается и относится на финансовый результат:

Дт сч. 59 Кт сч. 91/1

Оценка НМА

НМА принимается к учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к учету.

Расходами на приобретение нематериального актива являются:

1. Суммы, уплачиваемые в соответствии с договором об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации правообладателю (продавцу);

2. Таможенные пошлины и таможенные сборы;

3. Невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением нематериального актива;

4. Вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которые приобретен нематериальный актив;

5. Суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги,

связанные с приобретением НМА;

6. Иные расходы, непосредственно связанные с приобретением НМА и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

Если НМА создаются, к расходам, кроме перечисленных, также относятся:

- суммы, уплачиваемые сторонним организациям за выполнение работ, услуг;

- расходы на оплату труда работников, непосредственно задействованных для создании НМА, а также отчисления во внебюджетные фонды (ФСС, ПФ, ФОМС);

- расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно для создания НМА, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется;

- иные расходы, непосредственно связанные с созданием НМА и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

Расходы по полученным займам и кредитам не являются расходами на приобретение, создание нематериальных активов, за исключением случаев, когда актив относится к инвестиционным.

Фактической (первоначальной) стоимостью НМА, внесенного в счет вклада в уставный (складочный) капитал (в т.ч. в случае внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО), уставный фонд, паевой фонд организации, признается его денежная оценка, согласованная учредителями организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Фактическая (первоначальная) стоимость НМА, полученного по договору дарения, определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы. Под текущей рыночной стоимостью нематериального актива понимается сумма денежных средств, которая могла бы быть получена в результате продажи объекта на дату определения текущей рыночной стоимости. Текущая рыночная стоимость нематериального актива может быть определена на основе экспертной оценки.

Фактическая (первоначальная) стоимость НМА, приобретенного по договору, предусматривающему оплату не денежными средствами, определяется исходя из стоимости активов, переданных или подлежащих передаче организацией. При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией по таким договорам, стоимость НМА, полученного организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные НМА.

Фактическая (первоначальная) стоимость НМА не подлежит изменению, кроме случаев, ежегодной переоценки нематериальных активов.

Учет поступления НМА

Все операции по поступлению нематериальных активов рассматриваются

как капитальные вложения и отражаются по дебету счета 08.5 «Приобретение нематериальных активов». При поступлении объектов нематериальных активов в качестве вклада в уставный капиталотражается погашение задолженности участников по взносам: дебет 08.5, кредит 75.

Принятие на учет объектов, внесенных в качестве вклада в УК, отражается записью: дебет 04, кредиту 08.5.

При безвозмездном получении объектов НМА действует определенный порядок отражения хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета. Рыночная стоимость поступивших объектов НМА отражается записью: дебет 08.5, кредит 98.2 «Безвозмездные поступления». Принятие объекта к учету отражается в обычном порядке по дебету 04 счета.

Пример.

Поступил в организацию безвозмездно объект НМА, рыночная стоимость которого на день принятия на учет составляет 60000 руб., расходы по доведению объекта до состояния, пригодного к использованию, 4000 руб. Срок полезного использования объекта НМА – 25 месяцев. Амортизация начисляется линейным методом. Место эксплуатации – цех основного производства.

Дебет 08.5, кредит 98.2 60000 =

Дебет 08.5, кредит 60 4000 =

Дебет 04, кредит 08.5 64000 =

Начислена амортизация за первый месяц использования объекта:

Дебет 20, кредит 05 2560 = (64 000 руб. : 25 мес.)

Списывается часть стоимости НМА в первый месяц эксплуатации:

Дебет 98, кредит 91.1 2560 =

За оставшиеся 24 месяца эксплуатации объекта такими же записями будет

списано 61440 руб.

При покупке объектов НМА на счете 08.5 отражаются покупная стоимость и расходы, связанные с их доведением до состояния, пригодного к использованию, и исчисляется инвентарная стоимость объектов НМА. После этого их включают в состав нематериальных активов, т.е списывают на счет 04. Основанием является акт приемки.

При создании объектов НМА силами организации все затраты, связанные с их производством, собираются по дебету счета 08.5 в корреспонденции с кредитами счетов:

- на стоимость потребленных материалов 10 «Материалы»;

- на величину амортизации, начисленной по ОС, использованным при создании объектов НМА, 02 «Амортизация основных средств»;

- на сумму начисленной заработной платы и отчислений в социальные фонды, штатному персоналу и совместителям, занятым созданием объектов нематериальных активов, 70 и 69.

Принятие к учету созданных объектов и зарегистрированных прав отражается по дебету 04 и кредиту 08.5.

Выявленные неучтенные объекты нематериальных объектов в ходе инвентаризации оцениваются экспертным путем. Данная оценка применяется

Из-за отсутствия первичных документов, позволяющих определить реальные издержки при постановке НМА на учет. Принятие на учет выявленных инвентаризацией объектов нематериальных активов отражается бухгалтерской записью: дебет 04, кредит 91.1.

УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПО ФАКТИЧЕСКОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ (ПРОВОДКИ, ПРИМЕР)

Если ТМЦ принимаются к учету по фактической себестоимости, то их приходуют сразу в дебет счета 10 по стоимости, указанной в документах поставщика. Если организация является плательщиком НДС, то сумма налога выделяется для возмещения из бюджета на отдельный субсчет. Проводки при учете материалов по фактической себестоимости выглядят следующим образом:

Дебет Кредит Название операции
Оплачена стоимость полученных ТМЦ поставщику
ТМЦ приняты к учету по фактической себестоимости без НДС
Выделен НДС из стоимости ТМЦ

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) при покупке материалов в бухгалтерии могут учитываться по-разному:

Могут включаться в фактическую себестоимость материалов на счете 10.

Могут отражаться на отдельном субсчете счета 10.

Могут учитываться на счете 15.

Организация выбирает один из этих способов учета транспортно-заготовительных расходов и отражает это в приказе по учетной политике

Общая схема учета затрат

Общая схема учета затрат

В течение отчетного месяца на основании сводок, составленных по данным сгруппированных учетных документов, стоимость израсходованных ресурсов отражается в следующем порядке:

Расходы, относящиеся к отчетному периоду:

на основании первичных учетных документов отражаются прямые расходы:

Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счетов 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов» и т. д. – прямые затраты по изготовлению продукции, работ, услуг. Аналитический учет по дебету счета 20 «Основное производство» ведется по видам производств, а внутри – по видам продукции (работ, услуг).

Дебет счета 23 «Вспомогательное производство» Кредит счетов 02, 10, 60, 69, 70, 96, 97 и т. д. – прямые затраты вспомогательных производств. Аналитический учет по счету 23 ведется по видам производств, а внутри – по видам продукции (работ, услуг).

Дебет счета 28 «Брак в производстве» Кредит счетов: 20 – себестоимость окончательно забракованной продукции; 10, 60, 69, 70 – расходы по исправлению брака;

 на основании первичных учетных документов отражаются косвенные расходы.

Косвенные расходы предприятия по обслуживанию производства и управлению им на уровне цехов и участков учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы». В составе этих расходов выделяются: заработная плата административно-управленческого персонала цеха, отчисления с нее на социальные нужды, амортизация производственного оборудования и транспортных средств, их ремонт и пр. Количество субсчетов, открываемых к счету 25, зависит от количества структурных подразделений предприятия, вырабатывающих продукцию.

Бухгалтерские записи могут выглядеть следующим образом:

Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы» Кредит счетов 02, 10, 60, 69, 70, 96, 97 и т. д.

Косвенные расходы предприятия по организации и управлению предприятием в целом учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». В составе этих расходов выделяются: заработная плата административно-управленческого персонала предприятия (организации), отчисления с нее на социальные нужды, амортизация основных средств общехозяйственного назначения, их ремонт, консультационные, информационные и аудиторские услуги, пожарная и сторожевая охрана и т. д.

Бухгалтерские записи могут выглядеть следующим образом:

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит счетов 02, 10, 60, 69, 70, 96, 97 и т. д.

 Расходы, произведенные в отчетном периоде, но по своей сути относящиеся к будущим отчетным периодам, отражаются записями:

Дебет счета 97 «Расходы будущих периодов» Кредит счетов 60, 76 и т. д. – расходы, произведенные в отчетном периоде, но по экономической сути относящиеся к следующим отчетным периодам.

По окончании отчетного месяца:

Определяется сумма затрат вспомогательных производств, подлежащая отнесению на производственные счета, которая отражается по кредиту счета 23 «Вспомогательное производство» в корреспонденции со счетами 20, 23 (если услуги оказывались другими вспомогательными цехами), 25, 26.

Суммы, учтенные на счете 97 «Расходы будущих периодов» и подлежащие списанию на затраты отчетного месяца, списываются с этого счета на счета 20, 25, 26.

Суммы, учтенные на счете 25 «Общепроизводственные расходы» в разрезе каждого основного цеха, в порядке косвенного распределения списываются с кредита этого счета в дебет счетов 20, 28.

Суммы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», в порядке косвенного распределения списываются с кредита этого счета в дебет счетов 20, 28 (при наличии внешнего брака).

Сумма потерь от брака, определяемая на счете 28 «Брак в производстве», списывается с кредита этого счета в дебет счета 20.

На заключительном этапе производится расчет себестоимости выпущенной продукции, которая списывается с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счетов 40 «Выпуск продукции» или 43 «Готовая продукция».

Оценка ГП

Понятие готовая продукция, оценка гп

Готовая продукция - конечный продукт производственного процесса организации. Организации изготовляют продукцию исходя из условий заключенных с покупателями и заказчиками договоров, разрабатываемых плановых заданий по ассортимен­ту, количеству и качеству подлежащей к выпуску продукции, по­стоянно уделяя большое внимание вопросам изучения спроса и конкурентоспособности продукции, расширения ее ассортимен­та, равняясь на потребности рынка.

Фактическая сумма прибыли от реализации готовой продук­ции определяется ежемесячно как разница между продажной сто­имостью реализованной продукции и ее полной фактической се­бестоимостью (производственная себестоимость плюс расходы на сбыт продукции) за минусом суммы НДС и акцизов.

При постановке бухгалтерского учета в организациях особое место занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализа­ции, так как он напрямую влияет на финансовые показатели дея­тельности организации..

Оценка готовой продукции

Согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных за­пасов» под готовой продукцией понимается «часть МПЗ органи­зации, предназначенной для продажи, являющаяся конечным ре­зультатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям дру­гих документов, установленных законодательством». Готовая продукция принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактическую себестоимость готовой продукции можно рас­считать только по окончании отчетного периода (месяца). Дви­жение же продукции происходит ежедневно (выпуск, отпуск, от­грузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. Текущий, ежедневный учет движе­ния готовой продукции ведется или по плановой производствен­ной себестоимости, или по договорным ценам организации, на­зываемым учетными.

Каждая из них, т.е. плановая себестоимость или договорная цена единицы продукции, разрабатывается организацией само­стоятельно. В конце месяца плановая себестоимость должна быть доведена до фактической путем расчета сумм и процентов откло­нений по группам готовой продукции. Суммы и проценты откло­нений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за месяц. Отклонения показывают эко­номию или перерасход, допущенные организацией, и поэтому характеризуют результаты ее работы в процессе производства. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продук­ция, и записываются сторно - экономия или обычной записью -перерасход. Процент отклонений и плановая себестоимость от­груженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую се­бестоимость и остаток на складах на конец месяца.

При использовании в учете других оценок готовой продук­ции (договорной, оптовой или розничной цен) суммы и процен­ты отклонений рассчитываются в таком же порядке.

43. Учет выпуска продукции с применением счета 40 Счет 40 в бухгалтерском учете: Выпуск продукции (работ, услуг)

Счет 40 бухгалтерского учета — это активно-пассивный счет «Выпуск продукции (работ, услуг)», служит для учета отклонения фактической производственной себестоимости от плановой (нормативной). С помощью типовых проводок и практических примеров рассмотрим особенности применения счета 40 при отражении операций по учету выпуска готовой продукции.

Счет 40 в бухгалтерском учете

Готовая продукция – это итоговый результат производственного цикла: МПЗ, активы, соответствующий техническим и качественным характеристикам, действующим стандартам, предназначенный для продажи.

Счет 40 в бухгалтерском учете является контрольно-результативным. По дебету счета указывается фактическая производственная себестоимость, а по кредиту – плановая (нормативная). На последний день месяца отчётного периода, на основе анализа оборотов по дебету и кредиту, путем сопоставления, определяют отклонения по себестоимости.

Перерасход списывается дополнительной проводкой, а экономия — сторнируется. Поэтому данный счет закрывается ежемесячно и сальдо не имеет:

Применять счет 40 в бухгалтерском учёте или нет, фирма решает самостоятельно, при необходимости, например при большой номенклатуре или серийном производстве. Иными словами, учет готовой продукции можно вести одним из двух методов:

С использованием комбинации счетов 40 и 43;

Без использования счета 40, то есть только на 43 счете.

Выбранный метод учета необходимо прописать в учетной политике предприятия.

Обычно, аналитический учет по счету 40 ведется по видам продукции и структурным единицам, если не предусмотрена иная группировка.

Синтетический учёт ведётся при условии наличия и использования в организации нормативной себестоимости продукции – система стандарт-кост и нормативный учет.

Фактическая себестоимость организаций с/х производства (не с ритмичным циклом) определяется только в конце года, в связи с чем, теряется оперативная возможность выявления отклонений по себестоимости выпущенной продукции.

Проводки по учету выпуска готовой продукции с использованием 40 счета

Основные проводки по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражены в таблице:

Дт Кт Описание проводки Документ-основание
20/23/29 Отражение фактической производственной себестоимости Калькуляция себестоимости
Отражение нормативной (плановой) себестоимости Акт выпуска готовой продукции
79.01 Списание продукции, переданных структурным подразделениям на отдельном балансе (по фактической себестоимости) Акт приема-передачи, приходная накладная
10/43 Готовая продукция (изделия) принята к учёту по плановой себестоимости Лимитно-заборная карта/справка-расчёт, Акт выпуска готовой продукции
79.01 Списание продукции (работ или услуг), переданных структурным подразделениям на отдельном балансе (по нормативной себестоимости) Акт приема-передачи, расходная накладная
Отражение выявленного брака Акт на списание
90.02 Отражена экономия Бухгалтерская справка-расчёт (закрытие месяца)
90.02 Отражён перерасход (метод сторно)

Учет продажи продукции

Продажа готовой продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами с покупателями.

Продукция считается проданной, если право собственности на нее перешло к покупателю, работа считается выполненной, если её результаты приняты заказчиком, услуги считаются оказанными, если они потреблены.

Общий порядок перехода права собственности установлен п. 1 ст. 223 ГК РФ. У приобретателя право собственности на продукцию по договору возникает с момента её передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Передачей продукции признается вручение её приобретателю, сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю.

Следовательно, если договором поставки момент перехода права собственности на готовую продукцию от продавца к покупателю не определен, то она считается переданной покупателю в момент отгрузки. Таким моментом является один из перечисленных в ст. 458 ГК РФ:

1) вручение готовой продукции покупателю в месте нахождения продавца;

2) вручение готовой продукции покупателю в месте нахождения покупателя, если по договору доставить готовую продукцию должен продавец;

3) вручение готовой продукции перевозчику либо иному лицу, указанному покупателем, в месте нахождения продавца, если по договору предоставить готовую продукцию должен покупатель.

Договором также может быть установлен особый момент перехода права собственности, отличный от общего. Это право сторон определено ст. 491 ГК РФ. Так, договор может предусматривать, что право собственности на готовую продукцию переходит к покупателю в момент полной или частичной оплаты её или в момент её доставки до франко-места.

Франко-место определяется договором и трактуется как место, до которого все расходы по отгрузке продукции несет поставщик, включая их в затраты на продажу или цену товара.

Продажа готовой продукции является обычным видом деятельности организации. Целью продажи является получение дохода и выявление финансового результата от продажи.

Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с продажей и выявления финансового результата применяется счет 90 «Продажи». По дебету этого счета отражаются расходы, связанные с продажей продукции. По кредиту – доходы от продажи продукции.

К счету 90 «Продажи» открываются следующие субсчета:

90-1 «Выручка»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-4 «Акцизы»;

90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

Записи по субсчетам производятся накопительно в течение года. Ежемесячно на основании записей по субсчетам определяется финансовый результат от продажи продукции за отчетный месяц следующим образом:

Оборот Ксч.90-1 – Оборот Дсч.90-2,3,4 = = ( + )прибыль/(–)убыток. (13.3)

Полученный результат ежемесячно отражается на субсчете 90-9 записью:

– Дт сч.90-9 «Прибыль от продаж» Кт сч. 99 «Прибыли и убытки» (прибыль);

– Дт сч.99 «Прибыли и убытки» Кт сч. 90-9 «Убыток от продаж» (убыток).

После этих записей синтетический счет 90 «Продажи» на конец отчетного периода (месяца) сальдо не имеет, в то время как все его субсчета имеют конечное сальдо. Закрытие субсчетов производится внутренними записями в конце года при реформации баланса.

В бухгалтерском учете продажа продукции отражается по-разному в зависимости от признания или непризнания выручки от продажи.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка как доход от продажи признается в бухгалтерском учете при выполнении следующих условий:

– существует право на получение выручки, подтвержденное договором или иным документом;

– сумма выручки может быть определена;

– имеется уверенность, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

– право собственности на продукцию перешло к покупателю или работа принята заказчиком;

– расходы, связанные с получением дохода, могут быть определены.

При признании выручки в бухгалтерском учете отгруженная покупателю продукция считается проданной, и в учете на счете 90 «Продажи» отражаются доход от продажи (выручка), расходы, связанные с продажей (себестоимость продукции, расходы на продажу, НДС) и выявляется финансовый результат от продажи.

При невыполнении хотя бы одного из этих условий, выручка не может быть признана в бухгалтерском учете, и отгруженная покупателю продукция не считается проданной и должна учитываться по дебету счета 45 «Товары отгруженные». На этом счете продукция учитывается до момента признания выручки в бухгалтерском учете. С наступлением этого момента отгруженная продукция считается проданной и списывается записью:

Дт сч. 90-2 «Продажи» Кт сч. 45 «Товары отгруженные».

Продажа продукции отражается бухгалтерскими записями, представленными в табл. 13.4.

Таблица 13.4

Операции по учету продажи продукции

№ п/п Содержание операции Дебет счета Кредит счета Оценка, руб.
Выполняются условия признания выручки в бухгалтерском учете
Отгружена продукция покупателю, признана выручка 90-1 Выручка, в том числе НДС
Списана фактическая производственная себестоимость проданной продукции 90-2 Фактическая себестоимость продукции
Начислен НДС от продажной стоимости продукции 90-3 68-2 НДС
Списаны расходы на продажу 90-2 Расходы на продажу
Отражен финансовый результат от продажи продукции: – прибыль – убыток 90-9 90-9 Доходы от продажи минус расходы
Поступили на расчетный счет денежные средства от покупателя за проданную продукцию Выручка, в т.ч. НДС
Не выполняются условия признания выручки в бухгалтерском учете
Отгружена покупателям готовая продукция Фактическая себестоимость продукции
Поступили на расчетный счет денежные средства от покупателя за проданную продукцию (право собственности перешло к покупателю) Договорная стоимость продукции
Признана выручка от продажи продукции 90-1 Выручка (в том числе НДС)
Списана себестоимость проданной продукции 90-2 Фактическая себестоимость продукции
Начислен НДС от продажной стоимости продукции 90-3 НДС
Списаны расходы на продажу 90-2 Расходы на продажу
Отражен финансовый результат от продажи продукции: – прибыль – убыток 90-9 90-9 Доходы от продажи минус расходы

Формы бухгалтерского учета 2. Формы бухгалтерского учета.

Подформой бухучетапонимается процесс обработки учетной информации при различном сочетании регистров аналитического и синтетического учета, их взаимосвязь и последовательность записи в них.

Существующие формы бухгалтерского учета отличаются именно набором учетных регистров и системой их взаимодействия. Объединяет формы бухгалтерского учета то, что все хозяйственные операции подтверждаются первичными учетными документами и отражаются в учетных регистрах методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов.

Выбор формы бухгалтерского учета зависит от различных условий, в том числе от масштабов деятельности предприятия и от степени автоматизации учетного процесса, и должен быть закреплен в приказе по учетной политике предприятия.

Различают следующие формы бухгалтерского учета:

- «журнал-главная»;

- мемориально-ордерную;

- журнально-ордерную;

- упрощенную;

- автоматизированную.

Наиболее простой формой является «журнал-главная», так как любая операция по первичному документу (или группа однородных операций) записывается в книгу «Журнал-главная», в которой совмещается регистрационный журнал хозяйственных операций (хронологическая запись) и синтетические счета (систематическая запись). Книга «Журнал-главная» выглядит следующим образом (таблица 1.1).

В эту книгу сначала записываются остатки по счетам на начало отчетного периода, затем – все операции по документам, после чего определяется оборот за отчетный период (при этом производится проверка правильности записи: сумма оборота за отчетный период должна быть равна сумме оборотов по дебету всех счетов и сумме оборотов по кредиту всех счетов) и выявляются остатки по счетам на конец отчетного периода. По данным остатков на счетах составляется заключительный баланс.

Эта форма находит применение на предприятиях с небольшой численностью работающих и с небольшим количеством операций. Книгу может вести один бухгалтер.

Вариантом этой формы является рекомендованная Министерством финансов для малых предприятий простая форма учета, в которой журнал-главная называется книгой хозяйственных операций и отдельно ведется ведомость заработной платы.

Мемориально-ордерная форма ведения бухучета возникла в 1928-1930 годах. Она основана на раздельном ведении хронологических и систематических записей. Оформление бухгалтерских проводок производится специальными документами – мемориальными ордерами, которые составляются на основе первичных документов. Мемориальные ордера регистрируются в специальном журнале (хронологическая запись) и на их основе производятся записи на счетах главной книги (систематическая запись).

Однородные документы группируют в накопительных ведомостях, на их основании составляют мемориальные ордера, в которых указывается корреспонденция счетов по данным операциям. Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером либо его заместителем, а также исполнителем.

Сумма мемориального ордера записывается в книгу «Журнал-Главная» в графу «Сумма по ордеру», а затем в дебет и кредит соответствующих счетов. Проводки из мемориальных ордеров разносятся по счетам Главной книги. Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делаются на основании первичных или сводных учетных документов.

За каждым мемориальным ордером закрепляют постоянный номер, что дает возможность составлять на каждую группу однородных операций (кассовых, по расчетным счетам, заработной плате и так далее) лишь один ордер в месяц. По операциям, не поддающимся систематизации, и по сторнировочным операциям составляются мемориальные ордера, которые нумеруются за каждый месяц в отдельности.

Главная книга является основой для составления оборотной ведомости по счетам синтетического учета. При этом структура Главной книги облегчает составление шахматной оборотной ведомости, последняя непосредственно заполняется итогами каждого счета.

Форма счетов главной книги строится с разбивкой дебета и кредита по каждому корреспондирующему счету и выглядит следующим образом (табл.1.2).

Главную книгу при этой форме также называют контрольно-шахматной ведомостью.

На счетах главной книги учитываются только текущие обороты за отчетный период. Поэтому по данным счетов главной книги составляется оборотная ведомость по счетам синтетического учета (при этом производится проверка полноты и правильности записи хозяйственных операций; итог оборотов по дебету и кредиту счетов сверяется с итогом по регистрационному журналу). В ней определяются и остатки по счетам на конец отчетного периода, по которым составляется новый баланс.

По сравнению с журналом-главной мемориально-ордерная форма не ограничивает числа учитываемых операций, конкретизирует изменения в средствах на счетах, расширяет возможности разделения труда между работниками бухгалтерии и автоматизации учета.).

Существует упрощенный вариант данной формы для малых предприятий – с использованием ведомостей учета: основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа); производственных запасов и готовой продукции; затрат на производство; денежных средств и фондов; расчетов и прочих операций; расчетов с поставщиками; заработной платы.

Ведомость представляет собой счет бухгалтерского учета, в котором отражаются начальный остаток, обороты за отчетный период по дебету и кредиту на основании документов с разбивкой по корреспондирующим счетам, остаток на конец отчетного периода. Например, форма ведомости по учету денежных средств в кассе выглядит следующим образом (табл.1.4).

Данные ведомостей обобщаются в шахматной ведомости, на основании которой составляется оборотная ведомость. По данным оборотной ведомости составляется баланс.

Достоинствами мемориально-ордерной формы учета являются:

<

Наши рекомендации