Предмет и особенности овощеводства

Б3.В.4. Овощеводство

35.03.04 Агрономия

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

Конспект лекций

(на правах рукописи)

Абакан

1. Конспект лекций разработан в соответствии с рабочей программой дисциплины Б3.В.4. Овощеводство по направлению 35.03.04 Агрономия

2. Разработчик (и): Акимова О.И., доцент кафедры агрономии

ФИО, должность

3. ПРИНЯТ на заседании кафедры агрономии

03.09.2015 г. протокол № 1

Зав. кафедрой агрономии Кадычегов А.Н.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…………

1. Значение, история развития и задачи отрасли овощеводства в России.

2. Ботанические и биологические особенности овощных растений. Классификация и происхождение овощных растений.

3. Отношение овощных растений к условиям внешней среды.

4. Технология производства овощей.

5. Устройство, обогрев и эксплуатация сооружений защищенного грунта.

6. Частное овощеводство

1).Капустные овощные растения

2). Луковые культуры

Рекомендуемая литература

ВВЕДЕНИЕ

Конспект лекций разработан в соответствии с требованиями профессиональных компетенции, предъявляемых ФГОС ВПО.

К числу наиболее актуальных проблем относится проблема обеспечения населения овощами. Изучение дисциплины Овощеводство дает студентам знания, умения о морфо-биологических особенностях, закономерностях роста, развития, размножения овощных культур, передовых технологиях возделывания. Применение на практике которых выпускниками будет способствовать увеличению производства овощей.

Дисциплина Овощеводство входит в профессиональный цикл учебного плана по направлению 35.03.04 Агрономия. Дисциплина тесно связана и опирается на такие ранее изученные дисциплины: ботаника, земледелие, агрохимия, защита растений, физиология и биохимия растений, растениеводство.

При изучении дисциплины Овощеводство, кроме данного конспекта лекций, следует пользоваться рабочей программой дисциплины, разработками практических занятий, рекомендациями по самостоятельному изучению дисциплины (см. УМКД), а также основной и дополнительной литературой, согласно приведенного списка.

Тема 1. Значение, история развития и задачи отрасли овощеводства в России

План лекции

  1. Предмет и особенности овощеводства
  2. Значение овощей в питании человека
  3. История развития овощеводства
  4. Развитие научных основ овощеводства

Предмет и особенности овощеводства

Овощеводство — отрасль растениеводства, занимающаяся про­изводством овощей — сочных органов (плодов, корневых образо­ваний, клубней, луковиц, листьев, стеблей, соцветий) однолетних, мало- и многолетних травянистых растений, употребляемых в пищу в сыром и переработанном виде, а также съедобных грибов. Горох, фасоль, бобы, кукурузу, используемые в овощеводстве для получения недозрелых семян, в полеводстве выращивают для по­лучения сухих семян. Тыкву, морковь, брюкву, капусту в полевод­стве используют как кормовые культуры. Землянику относят к ягодным культурам, хотя в XIX и начале XX в. ее считали огород­ной. В овощных севооборотах часто выращивают и ранний карто­фель. Во многих странах картофель относят к овощным культу­рам. Петрушку, капусту, морковь, тыкву, лук и другие овощные растения возделывают также и для получения лекарственных пре­паратов и эфирных масел.

Наряду с травянистыми растениями объектами овощеводства считаются и высшие грибы: шампиньон, вешенка, кольцевик, сиитаке и др.

Овощеводство — высокоспециализированная отрасль, в кото­рой выделяют: овощеводство открытого грунта (производство ово­щей в поле); овощеводство защищенного грунта (выращивание рассады и овощей в теплицах и других культивационных сооруже­ниях); бахчеводство — выращивание арбуза, дыни и тыквы в поле; овощное семеноводство — производство посевного материала.

Овощные культуры представлены множеством видов, форм, сортов и большим разнообразием продуктовых органов, употреб­ляемых в пищу в сыром, вареном или консервированном виде, что отличает их от полевых зерновых культур, возделываемых ради се­мян, употребляемых в основном в переработанном виде.

С многообразием овощных культур, нежностью их продукто­вых органов связаны трудности в создании унифицированных тех­нологий и механизации возделывания. Овощные культуры отно­сятся к наиболее трудоемким. Затраты труда на их выращивание в расчете на 1 га в 45 раз превышают затраты на возделывание зер­новых культур, в 15 раз — на возделывание картофеля.

Все овощные культуры относятся к группе пропашных. Защищенный грунт (теплицы, парники, шампиньонницы, укрытия) дает возможность создать оптимальные условия для растений и производить рассаду и овощи во внесезонное время, когда их нельзя вырастить в поле. Применение рассадной культуры, суть которой заключается в выращивании молодых растений (рассады) в специальных сооружениях и последующей пересадке их в поле или в другое сооружение, где они будут расти до уборки урожая, способствует более полному использованию земельной площади, солнечной радиации, лучшей защите молодых растений от небла­гоприятных погодных условий, болезней и вредителей, снижению расхода семян на посев, обеспечению оптимальной густоты сто­яния растений в поле, получению раннего и более высокого уро­жая, чем при прямом посеве.

В овощеводстве применяют такие технологические приемы, как доращивание и выгонка. При доращивании формирование продуктового органа (головки цветной капусты, кочанчиков брюс­сельской) идет за счет оттока пластических веществ в этот орган. Поздней осенью растения, начавшие формировать продуктовые органы в поле, выкапывают и переносят в теплицы или парники и прикапывают. При выгонке продуктовый орган образуется за счет оттока запасных веществ, накопленных в запасающем орга­не — луковице, корневище, корнеплоде. Эти органы используют в качестве посадочного материала, плотно высаживая в теплицах, других сооружениях, а иногда и в открытом грунте, что дает возмож­ность в короткий срок обеспечить высокий выход продукции.

Для лука-порея, петрушки и сельдерея применяют метод кон­сервации (пристановки), когда поздней осенью выкопанные в поле растения переносят в теплицы, где поддерживают низкую положительную температуру.

В овощеводстве защищенного грунта (часто и открытого) прак­тикуются повторные посевы, когда в течение года площадь ис­пользуют под несколько культур. Кроме того, применяют так на­зываемые уплотненные посевы, когда на одной площади выращи­вают две культуры, различающиеся по использованию объема по­чвы и воздушного пространства.

Плоды томата и дыни часто снимают недозрелыми. Для обеспе­чения их созревания (дозревания) в помещениях, где их хранят, поддерживают соответствующий температурный и влажностный режимы.

Наши рекомендации