И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды. И бысть тако

И сотвори Бог твердь и разлучи Бог между водою яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию.

И нарече Бог твердь небо. И виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день вторый.

Мы уже отмечали, что эти библейские стихи прот. Глеб Каледа оставляет без рассмотрения. Таким образом,

он буквально вычеркивает из Шестоднева целиком день вторый!Его внимание вовсе не занимают ни твердь посреде воды, ни вода, яже бе под твердию, ни вода, яже бе над твердию. Всем остальным дням творения, описанным пророком Моисеем, автор пытается найти научное толкование; для дня второго таких аналогий подыскать не удалось. Ничуть не смущаясь этим обстоятельством, он переходит к описанию «более научных» дальнейших стихов, последовательно начиная с 9-го.

Приведем опущенное прот. Глебом свидетельство о буквальном, а не аллегорическом восприятии Святыми Отцами описания в Шестодневе дня второго: «По сотворении, говорит, тверди, Бог повелел одним водам находиться под твердию, а другим над поверхностью тверди. Но спросит кто-либо, что же такое твердь?.. Надо с великой благодарностью принимать слова Писания и, не выступая за пределы нашей природы, не испытывать того, что выше нас, а только знать и держать у себя в уме, что по повелению Господа произошла твердь, которая разделяет воды, и одну часть их содержит под собою, а другую выше лежащую может носить на своей поверхности» [52, с. 25].

Созвучно этому мнению святителя Иоанна Златоустаписал и святитель Василий Великий: «Мы под водою будем разуметь воду, и разделение, произведенное твердию, будем принимать сообразно с изложенною выше причиною» [19, с. 25]. Он же отмечал: «В Писании обыкновенно, что имеет силу и неуступчиво, то называется твердию» [19, с. 44].

Здесь уместно будет заметить, что между библейской картиной сотворения мiра и научной гипотезой расширяющейся «горячей» вселенной все же есть одно сходство. И там и здесь выделяются некоторые последовательные фазы становления мiра. В Библии – это дни творения. В теории «Большого взрыва» – это так называемые эры: адронная эра длительностью менее десятитысячной доли секунды, лептонная эра длительностью до 10 секунд, эра излучения длительностью до одного миллиона лет, и нынешняя звездная эра, продолжающаяся вот уже 15–20 миллиардов лет. Установление строгого и однозначного соответствия между двумя последовательностями, описывающими становление вселенной, представляет собой весьма заманчивую и соблазнительную идею. Эта идея и увлекла отца Глеба Каледу. Но такое отождествление корректно произведено быть не может, поскольку Библия и наука в данном случае говорят о разном. Поэтому не удивительно, что попытка установления несуществующего согласования привела к тому, что день вторый в Шестодневе оказался о. Глебом попросту вычеркнутым, и ни одна из «эр» не нашла убедительного соответствия с библейскими днями творения.

День третий

И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша. И бысть тако. И собрася вода яже под небесем, в собрания своя, и явися суша.

И нарече Бог сушу землю, и собрание вод нарече моря. И виде Бог, яко добро.

Прот. Глеб дает этим стихам следующий комментарий: «Здесь говорится о том, что первоначально единый мiровой океан, покрывающий всю землю, распался на отдельные бассейны, разделенные между собой сушей» [65, с. 30]. Такую трактовку можно было бы принять за справедливую, если бы автор не исказил ее сам следующим пояснением: «Следует полагать, что суша появилась лишь в результате длительного процессагеологического развития нашей планеты, выражающегося в дифференциации ее твердых оболочек на океанические впадины, вместившие в себя основную массу поверхностных вод» [65, с. 30]. Библия этот «длительный геологический процесс» укладывает в определенный временной срок – день третий. Поэтому такая эволюционистская интерпретация противоречит Слову Божию.

Примечательно утверждение о. Глеба как геолога о том, что «появление на лике Земли континентов и морей... произошло в столь отдаленном прошлом, что следов этого события не осталосьв геологической летописи» [65, с. 30]. Итак, научных данных об этом «длительном геологическом процессе» не осталось. Выходит, причем по собственному признанию о. Глеба, что ни Библия ни наука не подтверждают его мнения о якобы длительном процессе разделения суши и вод на Земле.

Скорее всего, никакого длительного процесса и не было, а было по написанному: И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино ... и бысть тако (Быт. 1, 9). Святитель Василий Великийпоясняет: «Не только излишек вод стек с земли, но даже вода, смешанная с землею во глубине, вышла из нее, повинуясь непреложному повелению Владыки» [19, с. 63].

Продолжая рассмотрение третьего дня творения, о. Глеб приводит следующие библейские стихи.

И рече Бог: да прорастит Земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И бысть тако.

12. И изнесе земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, ему же семя его в нем, по роду на земли.
И виде Бог, яко добро.

Наши рекомендации