И отсюда пиют воду вечной жизни как и говорит о сем Сам Господь: пияй от воды, юже Аз дам, не вжаждет во веки. Но она будет в нем источником воды, текущей в живот вечный (Ин.4,14).

В таком состоянии ум наш и все душевные силы собираются в одну точку и не могут распростираться на множество слов. Здесь мы достигаем простоты своей духовной природы и вступаем в единство самосознания, и будучи единичны по всему, неизреченно и благодатно делаемся причастниками Божеского естества (2 Петр.1,4).

При множестве же помыслов, желаний и чувств, достигнуть такого общения с Богом нельзя, потому что они как вещественная какая преграда стоят между нами и Богом.

В производстве умно-сердечной Иисусовой молитвы, творимой в покаянном настроении души и глубоком сокрушении, действительно чувством сердца слышится и ощущается, что имя Иисус Христово есть Сам Он: Божественный Спаситель наш, Господь Иисус Христос и нет возможности отделить Имя от Лица именуемого. Но оно сливается в тождество и проницается одно другим и есть одно [третья заповедь, данная Моисею: не приемли имени Господа Бога твоего всуе, ибо Господь не оставит без наказания того, кто имя Его произносит напрасно (Исх.20,7) – ред.].

Потому и страшно имя Иисус Христово для всякой твари, что она слышит в нем Самого Господа. По тому же самому, приписывается сему имени боголепная честь, поклонение, и почитание. Как свидетельствует святой апостол: да о имени Иисусове всяко колено поклонится: небесных, земных, и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос во славу Бога Отца (Флп.2,10-11). Подтверждение всему вышесказанному отчасти можно видеть в следующем кратком учении святых отцов:

«Чтобы узреть в сердце свет Христов, надобно, сколько можно отвлечь себя от видимых предметов, погрузить ум внутрь сердца и вопиять: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного . Тогда, по мере усердия и горячности духа к возлюбленному, находит человек в призываемом имени услаждение, которое возбуждает желание высшего просвещения. Когда человек созерцает внутренне свет вечный, то ум его бывает чист и не имеет в себе никаких чувственных представлений, но весь будучи углублен в созерцание несозданной доброты, забывает все чувственное, не хочет зреть и себя, но желает скрыться в сердце земли, чтобы не лишиться сего истинного блага – Бога».

Вечная же жизнь, по разуму церковных учителей, будет состоять в ближайшем, насколько доступно для твари, единении с Богом и в зрении Его неисповедимой славы, как говорит о сем святой Иоанн Богослов: тогда узрим Его, якоже есть (1 Ин.3,2).

Глава 27.

О чрезвычайной важности в деле нашего вечного спасения Иисусовой молитвы. Ее объяснение; сравнение с прочими молитвами и ее достоинство

Было рассуждение между нами – пустынниками Кавказских гор – о том, почему в писаниях святых отцов учение о молитве составляет главное и коренное учение.

Говоря о многих и различных предметах, существенно необходимых ко спасению, они дают им значение второстепенное – вообще подготовительное, но говоря о молитве, называют ее окончанием всех подвигов и покоем в Боге.

Так святого Исаака – отца и наставника пустынников – иногда спрашивали ученики: «когда человеку можно узнать, что он достиг полного совершенства?»

Святой отец отвечал: «когда достигнет ко непрестанной молитве, тогда он делается жилищем Святого Духа, и, по слову Писания, не к тому себе живет, но живет в нем Христос (Гал.2,20). Он, Господь Иисус Христос, составляет внутреннюю силу, корень и державу всякой нашей молитве, возносимой от земли на небо.

Учение святых отцов истинно и свято ибо основано на Священном Писании, проверено и утверждено опытами целой жизни. Это есть драгоценное наследие, оставленное нам великими отцами и подвижниками благочестия, которые трудами и потом проходили стези, исполненные крови, и оставили нам в руководство неоцененное благо, заключенное в их святых писаниях. Проницая в самые глубины духовной жизни, они весьма хорошо видели и разумели – в чем состоит самая сущность, сила и корень духовной жизни, и охотно постарались передать это чрез писания нам – своим потомкам.

Действительно, несть иного имени под небесем, данного человеком, о нем подобает спастися нам (Деян.4,12), и кроме Господа Иисуса Христа несть духовной жизни. Как солнце озаряет всю вселенную, производя повсюду радость, жизнь и довольство, так и Господь Иисус Христос все содержит, питает, живит и радует. По слову святого апостола, носит всяческая глаголом силы Своея (Евр.1,3). Без Него ни единого мгновения, ни одна тварь не может жить ни в духовном мире, ни в телесном. В Нем жизнь всего сущего и спасительный свет человекам. И если бы Он на едино мгновение отвлек от твари Свою всемогущую, всезиждительнию силу, то она тотчас бы обратилась в ничтожество, из которого и произошла. По этому-то и нужно Сию самосущую жизнь и Самый Источник жизни вселить в сердце свое и тогда человек не умрет во веки, соединен будучи с Саможивотом.

Потому, можно сказать, что молитва Иисусова, то есть молитва именем Господа Иисуса Христа, по достоинству своему и важности и по силе, в ней заключенной, безспорно имеет величайшую силу и значение. Все христианское богопочтение совмещается в имени Иисус Христовом, которое поэтому и называется «ей и аминь», как совершитель всех молитв, возносимых от земли на небо. И не только сие, но даже все, что относится к области молитвы: прошения, благодарения, славословия, сердечные воздыхания, вера, надежда, любовь – словом: все содержание духовной жизни совмещается в имени Господа Иисуса Христа – Всемогущего Бога и Сына Божия, Спасителя нашего, Он есть Начальник нашего спасения и единственная дверь в вечную жизнь (Ин.10,9).

Нельзя молиться к Отцу Небесному, помимо Ходатая нашего Господа Иисуса Христа, и нельзя ожидать получения и приятия Святого Духа, если не по ходатайству Сына Божия, как и говорит Он своим ученикам: Аз умолю Отца и даст вам другого Утешителя (Ин.14,16). Един Ходатай Богу за человеки – человек Христос Иисус (1 Тим.2,5).

Вот именно в этом-то отношении, то есть к таинству нашего спасения, мы имеем первую и необходимую нужду приносить свою молитву первоначально к Сыну Божию, как к своему Спасителю, Ходатаю и Искупителю. Он молится вместе с нами, как человек, ибо написано: и бысть в подвизе, прилежно моляшеся, и бысть пот Его, яко капли крови, каплющия на землю (Лк.22,44). И святому апостолу Петру говорит: Аз же молихся о тебе (Лк.22,32), и еще говорит апостолам: Аз умолю Отца (Ин.14,16). И вместе и приемлет наши молитвы, яко Бог, седяй в неприступной славе Своего Божества – на престоле высоце и превознесение, и Серафимы окрест Его. Он принял наше естество в единство Своей Божественной Ипостаси, и является новым родоначальником всего человеческого рода.

Апостол говорит: якоже о Адаме вси умирают, тако о Христе вси оживут (1 Кор.15,22). Поэтому, кто не во Христе, а помимо Него хочет устраивать свое спасение, тот, вместо спасения, найдет себе неизбежную пагубу.

Наши рекомендации