Классификация потребностей
Социологический и психологический подходы к концепции потребностей являются дальнейшей конкретизацией философского подхода. Они позволяют экспериментальными и статистическими методами исследовать изменения потребностей у отдельных людей, групп и социальных общностей. В социологии и психологии существует научная традиция изучения потребностей, хотя в целом эта тема разработана пока не очень подробно. Наиболее известными и удачными обычно признаются концепции потребностей, созданные американским психологом Абрахамом Маслоу, польским психологом Казиме-жем Обуховским и российским театральным режиссером и психологом П. М. Ершовым1. В данной главе мы будем опираться в первую очередь на их работы.
Сначала подведем некоторый итог предыдущему изложению и кратко перечислим существующие в настоящее время классификации потребностей.
Единой общепризнанной классификации потребностей не существует. Психологи даже были вынуждены отказаться от составления их полного списка, так как человеческие потребности очень многочисленны, они постоянно изменяются, возникают и ис 1езают. Тем не менее, существует несколько классификаций, позволяющих упорядочить и обобщить наши знания о потребностях, услугах и перспективах развития сервисной деятельности.
1 См., например: Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003; Обухов-ский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Издательство «Речь», 2003; Ершов П. М. Потребности человека. М: Мысль, 1990.
Психологи обычно делят потребности на первичные,или насущные, без удовлетворения которых человек вообще не может существовать, и вторичные,ненасущные, удовлетворение которых не является обязательным условием физического существования человеческого организма. С точки зрения философского, мировоззренческого подхода потребности могут быть разделены прежде всего на материальные и духовные.Материальные потребности делятся в свою очередь на относительно простые — биологическиеи более сложные — социальные.К биологическим относятся насущные потребности и некоторые ненасущные, связанные с функционированием человека как живого организма. Социальные потребности — это прежде всего потребность в труде и материальном общении (т. е. в обмене различными видами деятельности и материальными благами). Все духовные потребности являются социальными. Они существуют на трех уровнях: на уровне обыденного сознания, теоретического сознания и художественного сознания. К духовным относятся нравственные, правовые, эстетические и религиозные потребности, потребности в познании, образовании, воспитании и см меле жизни. Можно выделить также обобщенные потребности и научном и художественном творчестве, потребность в духовном pa:iiuri'iiii человека. Целостная, обобщенная (и материальна», и духовная) потребность общества на всех этапах его развития .ло потребность и сохранении и развитии социальной жизни. Эта потребность сущестнует как у отдельного индивида, так и у общества в целом. С" точки зрения субъекта (носителя) потребности можно разделить на индивидуальные, групповые и общественные.Существуют потребности творческие и рутинные. В социологии используется разделение потребностей по сферам деятельности (потребности, связанные с трудом, познанием, общением, отдыхом), по функциональной роли (доминирующие и второстепенные, устойчивые и ситуативные). Все эти потребности выделяются по разным основаниям и их сложно свести в единую, логически взаимосвязанную систему.
Самая известная попытка систематизировать потребности — это иерархия потребностей А. Маслоу. Базовые (т. е. основные, наиболее общие и фундаментальные) потребности он расположил в виде пятиступенчатой пирамиды, начиная с насущных, без которых человеческий организм не может физически существовать, и кончая наиболее сложными — социальными. Вот эта знаменитая классификация:
1. Физиологические потребности.
2. Потребности в безопасности.
132 Глава 6. Соииально-психологическая концепция потребностей...
3. Потребности в любви и принадлежности.
4. Потребности в уважении.
5. Потребность в самоактуализации.
Маслоу считает, что потребности каждой последующей ступени становятся для человека актуальными только после того, как на достаточном уровне удовлетворены потребности предыдущей ступени. Так, после удовлетворения насущных физиологических потребностей (еда, одежда, жилище) человек обращает внимание на потребность в безопасности, затем — ощущает потребность в любви, после ее удовлетворения становятся важными и актуальными потребности в уважении и, наконец, в самоактуализации. Однако Маслоу подчеркивает, что высшие потребности могут приобретать столь большое значение для человека, что предыдущие, более насущные потребности отходят для него на второй план. Так, инженер, ученый или художник, увлекшись разработкой интересного проекта (т. е. занимаясь творческой самоактуализацией), может не обращать внимания на уважение окружающих, любовь, безопасность и даже на физиологические потребности — например, питаться урывками и чем придется. В то же время это игнорирование низших потребностей возможно только в некоторых ограниченных пределах: никакой полет творческой фантазии не освободит человека от необходимости есть, пить, дышать и т. п. Во взаимодействии потребностей разного уровня проявляются общие закономерности соотношения низшего и высшего, раскрытые в философских концепциях Гегеля, Маркса и некоторых ученых XX в. Высшее возникает на основе низшего и может оказывать на низшее обратное направляющее воздействие. Но высшее не становится абсолютно самостоятельным, так как существует только в рамках и пределах, которые установлены законами низшего. В применении к потребностям это выражается в том, что человеку необходимо удовлетворять физиологические потребности хотя бы на минимальном уровне, без этого человек не может существовать и заниматься деятельностью высшего, более сложного порядка.
В своей концепции Маслоу не только рассматривает психологические черты личности, но и устанавливает их связь с окружающей социальной средой. Удовлетворение базовых потребностей всех пяти ступеней прямо зависит от общественной системы, господствующих в ней политических взглядов и культурных традиций (роль экономического базиса Маслоу, в отличие от К. Маркса, специально не рассматривает). «Существуют определенные условия, представляющие непосредственные и необходимые предпосылки удовлетворе-
§ 1. Классификация потребностей 133
ния базовых потребностей. Такие предпосылки, как свобода слова, свобода делать то, что тебе хочется, если это не мешает другим, свобода самовыражения, свобода получения сведений и доступа к информации, свобода защищать себя, правосудие, справедливость, честность, дисциплина в группе, являются примерами предварительных условий для удовлетворения базовых потребностей... Угроза этим свободам вызывает реакцию чрезвычайного характера, как если бы существовала непосредственная угроза самим базовым потребностям. Человек склонен защищать эти условия, поскольку без них удовлетворение базовых потребностей делается невозможным или, по крайней мере, находится под серьезной угрозой. <...> Секретность, цензура, обман и блокирование коммуникации угрожает всембазовым потребностям»1. Следует, конечно, отмстить, что все перечисленные Маслоу ценности и условия понимались в истории по-разному, а в своем развитом виде сложились только в современной западной цивилизации.
Вопреки распространенному мнению пятиступенчатая иерархия не содержит в себе все возможные базовые потребности. Одно из условий удовлетворения всех баянных потребностей — способность к познанию и потребность и познании. ,'5а пределами основной иерархии Маслоу выделяет еще одну, параллельно существующую иерархию потребностей — потребностей и пшпаипп, включающую в себя «желание знать» и «желание понимать». «Даже после того, как мы что-либо узнаем, мы стремимся у.чнать больше и больше, точнее и подробнее, с одной стороны, а с другой стремимся расширить наши знания в области мировой философии, геологии и т. д. Этот процесс некоторые определяют как поиски смысла. А значит, нам следует постулировать желание постигать, систематизировать, организовывать, анализировать, искать связи и значения, создавать систему ценностей»2. Потребности в познании и осмыслении мира, а также эстетические потребности не образуют отдельной ступени в основной иерархии, а проявляются на каждой ее ступени.
Классификация потребностей А. Маслоу используется в менеджменте и маркетинге для изучения поведения потребителей. Так, авторы известной работы «Поведение потребителей» модифицируют иерархию Маслоу, приспосабливая ее к рынку товаров и услуг. Они выделяют следующие типы потребностей потребителей:
1 Маслоу А. Мотивация и личность. Указ. изд. С. 68-69.
2 Там же. С. 71.
134 Глава 6. Социально-психологическая концепция потребностей...
♦ физиологические потребности;
♦ потребности в безопасности и здоровье;
♦ потребности в любви и дружбе;
♦ потребность в финансовых ресурсах и стабильности;
♦ потребность в удовольствии;
♦ потребность в социальном имидже;
♦ потребность в обладании;
♦ потребность отдавать;
♦ потребность в информации;
♦ потребность в разнообразии1.
Дадим более подробную характеристику базовых потребностей с использованием материала современной социологии и психологии.