Задания для самостоятельной работы

Напишите по латыни названия родов основных представителей облигатно-анаэробной, факультативно-анаэробной и аэробной резистентной микрофлоры полости рта. Отметьте их морфологические и тинкториальные свойства.

Работа студентов на практическом занятии.

1. Разберите и охарактеризуйте видовой состав микрофлоры полости рта.

2. Промикроскопируйте и изобразите в тетради в виде рисунков морфологию основных резидентов полости рта:

а) анаэробных грамположительных (пептострептококки, пропионо- и эубактерии) и грамотрицательных (вейлонеллы, бактероиды, фузобактерии).

Занятие 26

Учение о биоплёнках. Формирование зубного налета.

Цель самоподготовки.

После самостоятельного изучения темы студент должен знать определение понятия биоплёнка, основные свойства, механизмы и этапы формирования зубного налета (биопленки).

Исходный уровень знаний.

Для усвоения материала необходимо знать из предшествующих занятий структурные элементы бактерий и их биологическую роль, технику и этапы приготовления препаратов-мазков для изучения микроорганизмов в живом и окрашенном состоянии, видовой состав микрофлоры различных биотопов полости рта.

Цель занятия.

1.Усвоить правила и особенности забора исследуемого материала из различных биотопов полости рта для микробиологического исследования.

2. Изучить особенности видового состава микрофлоры различных биотопов полости рта.

3. Усвоить механизмы и этапы формирования зубного налета (биоплёнки).

План изучения темы.

1. Понятие о биоплёнках

2. Видовой состав микрофлоры различных биотопов полости рта.

3. Структура, механизмы и этапы формирования зубного налета (биоплёнки).

После изучения темы студент должен уметь.

1. Выбирать метод забора исследуемого материала из различных биотопов полости рта.

Контрольные вопросы.

Определение понятия биоплёнки. Основные свойства биоплёнок. Строение, механизмы и этапы формирования биоплёнок. Механизмы формирования зубного налета (биоплёнки). Факторы, влияющие на колонизацию полости рта микроорганизмами: температура, pH, г Задания для самостоятельной работы - student2.ru , факторы механического воздействия, питательные вещества, свойства слюны, адгезивные свойства, бактерии-синергисты, бактерии-антагонисты, возраст микроорганизма. Адгезия. Коадгезия. Коагрегация. Значение поверхностных структур и молекул для адгезии микробов. Механизмы адгезии. Взаимодействие бактерий между собой. Особенности видового состава микрофлоры в различных биотопах полости рта, методы их исследования. Факторы, влияющие на различие состава микрофлоры в различных биотопах. Правила и техника забора исследуемого материала из различных биотопов полости рта: ротовая жидкость, зубная бляшка, десневой желобок, кариозная полость, пародонтальный карман, корневой канал и др.

Задание для самостоятельной работы.

Изобразите в виде таблицы «Особенности видового состава резистентной микрофлоры различных биотопов полости рта»:

Биотоп Преобладание резидентов   Количество (КОЕ) в 1 г исследуемого материала  

Работа студентов на практическом занятии.

1. Разберите правила и особенности забора исследуемого материала из различных биотопов полости рта.

2. Приготовьте мазок из зубного налёта, окрасьте по Грамму, промикроскопируйте. Результаты зарисуйте. Сделайте вывод.

3. Приготовьте мазок из соскоба слизистой оболочки спинки языка, окрасьте по Граму. Результаты микроскопии зарисуйте. Сделайте вывод.

4. Сделайте общий вывод о различиях в составе микрофлоры в различных биотопах полости рта.

Занятие 27

Роль микробной флоры в развитии кариеса.

Цель самоподготовки.

После самостоятельного изучения темы студент должен знать видовой состав микрофлоры, участвующей в формировании зубной бляшки; морфологию и физиологию кариесогенных микроорганизмов; уметь написать их названия на латыни.

Исходный уровень знаний.

Для усвоения материала необходимо знать из прошлых занятий факторы, влияющие на формирование зубной бляшки, механизмы и этапы её формирования.

Цель занятия

1. Выработать четкое представление об этиологической роли микроорганизмов в возникновении кариеса.

2. Ознакомиться с морфологией кариесогенных микроорганизмов.

3. Усвоить правила забора материала для бактериологического исследования при кариесе.

План изучения темы

1. Видовой состав микрофлоры, участвующей в формировании зубной бляшки.

2. Основные механизмы и этапы её формирования.

3. Кариесогенные микроорганизмы.

4. Патогенез кариеса.

Наши рекомендации