Тема 2.1. Физическое развитие детей дошкольного возраста

Раздел 2. Психофизическое развитие детей дошкольного возраста. (44 часа, 9-19 недели)

Тема 2.1. Физическое развитие детей дошкольного возраста

Основные понятия и термины по теме: физическое развитие, эндокринныежелезы, моторика, массаж, плоскостопие, закаливание, гигиена,ультрафиолетовое облучение.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1.Критерии физического развития детей.

2.Определение состояния здоровья детей

3.Гигиена закаливания и физического воспитания детей.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1.Критерии физического развития детей.

Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их

физическое развитие – совокупность морфофункциональных свойств

организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки

физического развития применяют методику антропометрических

исследований: длину тела (рост), массу тела (вес), окружность грудной

клетки - морфологические признаки; емкость легких, экскурсию грудной

клетки, мышечную силу рук - функциональные признаки; состояние опорно-

двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стоп,

развитие мускулатуры), степень жироотложения – соматоскопические

признаки. Для оценки физического развития учитывают и уровень

биологического развития – формирование зубной системы, моторики, речи,

ростовые процессы, у подростков – степень полового созревания.

Физическое развитие – это также один из показателей здоровья, поэтому

оно может измениться под влиянием заболеваний. Особенно это заметно при

нарушении функции эндокринных желез (гигантизм, карликовость,

неравномерное развитие отдельных частей тела). У детей часто болеющих

или имеющих хронические заболевания (рахит, туберкулез, дизентерию,

гипотрофию) наблюдается замедление роста, снижение веса, ослабление

тонуса мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие. С другой стороны,

течение и исход болезни во многом определяются состоянием организма, его

физически развитием. Поэтому состояние здоровье и физическое развитие

детей необходимо исследовать параллельно.

Физическое развитие здорового ребенка в течение жизни меняется и

должно укладываться в определенные возрастные нормы. Нормы

устанавливаются при обследовании больших однородных групп,

климатических условий и этнографических особенностей, которые

пересматриваются каждые 5-10 лет. Чтобы судить о гармоничности развития

сопоставляют данные о росте и массе с окружностью грудной клетки с

использованием оценочных таблиц. Нарушение этих соотношений может

свидетельствовать о дисгармонии в развитии. Частота обследования ребенка

определяется темпами его физического развития. Дети 1 года обследуются

1раз в месяц, от 1 до 3 лет 1 раз в 3 месяца, от 3 до 7 лет – не реже 1 раза в

полгода. Ослабленных и отстающих в развитии детей обследуют чаще,

результаты фиксируются в индивидуальной карте.

2.Определение состояния здоровья детей.

В отечественном здравоохранении принято более широкое определение

здоровья: «Здоровье – естественное состояние организма,

характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и

отсутствием каких-либо болезненных состояний». Для детей это означает

возможность посещать детские дошкольные учреждения (ДДУ), овладевать

умениями и навыками в соответствии с программой детского сада.

Для оценки здоровья используют следующие критерии:

1.наличие или отсутствие хронических заболеваний (врачи-специалисты)

2.уровень функционального состояния основных систем организма

3.степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям

(число заболеваний за год)

4.уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и

степень его гармоничности (детский психолог)

К числу факторов, обуславливающих здоровье детей, относится

окружающая среда, в том числе социальная, наличие и отсутствие

отклонений в анте-, пери- и раннем постнатальном развитии.

3. Гигиена закаливания и физического воспитания детей от 1 до 6 лет.

Закаливание и физические упражнения укрепляют нервную систему,

способствуют развитию мышц и костей, улучшают работу сердца, легких,

органов пищеварения и выделения, состав крови м обмен веществ,

повышают невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.

При проведении закаливающих процедур нужно руководствоваться

следующими принципами: раннее начало, постепенность и систематичность,

учет индивидуальных особенностей ребенка. Средства закаливания просты и

доступны: не кутать детей, не бояться свежего воздуха, систематически )4-5

раз в день) проветривать комнату, летом держать окна открытыми, т.к.

стекло не пропускает УФ лучей, необходимых ребенку. В помещении, где

находится ребенок, категорически нельзя курить.

Смена пеленок, переодевание, раздевание новорожденного перед

купанием – первые воздушные ванны, первые закаливающие процедуры.

Температура воздуха для грудного ребенка должна быть не ниже 22 С. После

привыкания к этой температуре при воздушной ванне может быть 20 и 18 С.

Их продолжительность вначале не должна превышать 2-3 мин, затем время

можно постепенно увеличивать и для детей 6 месяцев можно довести до 15

мин., а для детей 6-12 мин до 20 -25 мин и до 2 раз в день. Обнажать тело

нужно постепенно: сначала руки и ноги, затем до пояса, и затем до конца.

Летом лучше это делать во дворе, чтобы попал УФ.

Очень полезно закаливание водой.К закаливанию водой приступают

постепенно и осторожно. С 3-4 мес. можно применять влажные обтирания.

Кожу ребенка предварительно надо подготовить. Для этого сухой фланелью

или кусочком мягкой шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело,

руки и ноги до розового цвета. Спустя 1,5-2 недели, можно перейти к

обтиранию водой. Варежкой из мохнатой материи, смоченной водой и

отжатой, обтирают сначала руки, затем грудь и живот, спину, ягодицы и

ноги. Сразу же вытирают смоченную часть тела сухим полотенцем до

покраснения кожи. Все тело, кроме обтираемой части должно быть под

одеялом. Можно проводить обтирания, добавив на 1стакан воды 1 ч. Ложку

соли или одеколона. Обтирания лучше делать после утреннего сна 5-6 мин,

темпер. Воды 32-33 С, а примерно через неделю постепенно можно довести

до 30С.

Гигиеническую ванну не следует делать горячей. Темп. Для 6 –мес.

ребенка должна быть 36,5-37,5 С, а для более старших 36 С. После ванны

полезно облить ребенка водой на 1-2 градуса ниже, а постепенно на 2-3 град.

ниже. Начиная с 10-11 мес. утром и вечером лицо шею и руки до локтя надо

умывать прохладной водой (не ниже 18-20С).

Детям очень полезны прогулки. Приучать к холоду надо постепенно,

начиная с прогулок дома с открытым окном, полезен сон на свежем воздухе.

Закаливание должно вызвать у ребенка хорошее настроение. Если ребенок

плачет, значит процедура выполняется неправильно. Особенно закаливание

полезно ослабленным детям, поэтому предварительно надо посоветоваться с

врачом. Если ребенок заболел, раздражен, плохо спал, отказался от груди и

др., то закаливание прекращают.

С конца 1 мес. ребенку полезен массаж, а со 2-го – гимнастика, которые

проводят ежедневно в одно и то же время через 30 мин после еды в течение

5-12 мин. Каждое упражнение повторяют 4-6 раз. Детям от 1,5 до 3 мес.

можно делать комплекс упражнений из приемов массажа (поглаживание) и

активных движений, основанных на безусловных рефлексах: массаж рук, ног,

выкладывание на живот, массаж спины, живота, стоп, разгибание

позвоночника в положении на боку. При проведении массажа поглаживания__д.б. легкими, плавными и направлены от периферии к центру. Например, массаж рук от кисти к плечу по внутренней и наружной поверхностям; поглаживание ног к паховому сгибу по наружной и задней поверхностям голени и бедра, обходя коленную чашечку и избегая толчков в области коленного сустава.

К 3-4 мес. уменьшается физиологическое напряжение мышц-сгибателей.

Между мышцами сгибателями и разгибателями установилось равновесие,

поэтому в комплекс упражнений вводят пассивные движения: отведение рук

в стороны и скрещивание на груди, массаж ног, поворот со спины на живот

при поддержке за руки, массаж спины, отклонения головы назад в

положении на животе на весу, массаж живота.

В 4-6 мес. вводят движения, направленные на побуждение к ползанию и

на развитие рук. Ребенка чаще укладывают на живот на жесткую

поверхность. Делают следующие упражнения: отведение рук в стороны и

скрещивание на животе, массаж живота, скользящие шаги, поворот со спины

на живот за ноги, массаж спины, «парение» на спине, сгибание и разгибание

ног вместе и по одной, приподнимание верхней части тела из положения на

спине.

Детям в возрасте от 6до 10 мес. делают упражнения для мышц туловища

и ног, костно-связочного аппарата для подготовки к сидению, стоянию,

ходьбе, предотвращения плоскостопия и искривления позвоночника.

Упражнения включают охватывающие движения руками, скользящие шаги,

массаж живота, поворот со спины на живот вправо за ноги, массаж спины,

присаживание при поддержке за обе отведенные в стороны руки, круговые

движения руками, поворот со спины на живот влево за ноги, приподнимание

туловища из положения на животе при поддержке за руки, ползание.

От 10 мес до 1 г 2 мес.сгибание и разгибание рук, скользящие шаги,

круговые движения руками с кольцами, поворот со спины на живот в обе

стороны, массаж спины, наклон туловища и выпрямление, массаж живота,

поднятие выпрямленных ног до палочки по команде, присаживание

самостоятельное с фиксацией ног, напряженное выгибание из положения

сидя на коленях у взрослого, приседание при держании ребенка за руки с

кольцами.

Комната должна быть проветрена, температура 20-22 С. Стол для

гимнастики должен быть покрыт сложенным вчетверо байковым одеялом ,

сверху клеенка и пеленка. Руки матери должны быть вымыты, согреты, без

колец и часов, с ребенком надо разговаривать или напевать ему.

К году у ребенка 8 зубов, он вырос на 25 см, масса увеличилась втрое, он

ходит , 10-15 слов, понимает все, что Вы говорите, сосредоточенно слушает,

сморит, играет.

У детей до 2-х лет улучшается ходьба. Дети могут ходить по траве, по

ограниченной поверхности, взбираться на бугорки, бегать, развивается

лазание. Поэтому от родителей необходимо большое внимание для

предупреждения травм.

Развитие детей на 3-м году. За счет большего окостенения скелета и

совершенствования развития всех органов ребенок становится более

выносливым. Возрастает работоспособность нервной системы,

бодрствование увеличивается до 6-6,5 часов. Но дети еще не способы на

длительное ожидание, они не могут долго сидеть или сохранять одну и ту же

позу. Он быстро устает от однообразных действий, например, идти в одном

направлении, не меняя темпа движений, легко возбуждается, если

бездействует. В развитии основных движений (ходьбы, бега, лазания,

бросания) нарастает умение управлять движениями, согласовывать их в

соответствии с окружающими условиями (хорошая координация) у 30% .

В возрасте 3-4 г. ходьба имеет неравномерный темп и недостаточную

четкость движений, несоблюдение заданного направления, боковые

раскачивания, разведение рук для сохранения равновесия, шарканье ногами,

ноги при ходьбе полусогнуты. Бег (отрыв обеих ног от пола), «полетность» ,

уже присутствует, но пока плохо заметна. Прыжки и подпрыгивания, а

также в длину с места и через палку характерны для большинства детей этого

возраста У 4-леток половина детей делают неплохой толчок и приземление

на полусогнутые ноги, но еще отсутствует взмах рук при прыжке. Метание

, как навык, пока отсутствует, т.к нет хорошего замаха рукой и поворота

туловища. Легче удается бросание и ловля мяча, чем бросание вдаль. При

лазании отмечается приставной шаг, движения рук не всегда сочетаются с

движениями ног.

В 5-6 лет координация движений улучшаются, шаг при ходьбе

становится равномерным, более согласованы движения рук и ног. Бег,

«полетность», в возрасте 4-5 лет у 20 % детей очевидна, особенно при

наличии тренировки. Хорошая координация движений наблюдается у 70-75%

детей.

Увеличивается длина прыжка с места, с разбега, но взмах рук используется

слабо, слабое отталкивание, приземление на всю стопу. НО они хорошо

прыгают на одной ноге с продвижением вперед. При метании большинство

детей делают правильный взмах рукой и поворот туловища, лучше

выдерживается направление броска и попадание в цель. Полностью

овладевают навыком лазания, переменным шагом. Умеют стоять на 1 ноге,

ходить на носках и пятках, ходить по уменьшенной площади опоры

(скамейке, бревну и на разной высоте).

К 7 годам практически у всех детей достигается координация движений

рук и ног, увеличивается длина шага и замедляется темп ходьбы, возрастает

скорость ходьбы на расстояние. При ходьбе у большинства детей правильная

осанка. 90% детей хорошо бегают. Могут выполнять прыжки на месте и с

продвижением как на 2-х, так и на одной ноге, в длину с места, с разбега и в

высоту. Умеют использовать взмахи рук при отталкивании, большинство правильно приземляются на полусогнутые ноги. При тренировке дети

хорошо овладевают навыком метания в цель. К 6-7 г. детям доступно

выполнение разнообразных и сложных упражнений в равновесии как на

месте, так и в движении. Создавая режим дня, необходимо предусмотреть

утреннюю зарядку. Это комплекс ходьбы, дыхательных упражнений,

упражнений для коррекции осанки (повороты, наклоны, приседания,

прыжки, бег). Упражнения надо делать вместе с ним, а зарядке придать вид

игры.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Проведите наблюдения за детьми от 3 до 6 лет во время совершения

прыжков. Опишите разницу в использовании рук и ног.

2. Сделайте опрос в группах дошкольного возраста, чтобы узнать их

отношение к утренней зарядке, подвижным играм и др.

3. Предложите возможные мотивации для детей, которые не любят физкультуру.

Форма контроля самостоятельной работы:

- таблицы

- конспект

- устный опрос

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Перечислите принципы закаливания детей.

2. Каков основной критерий закаливания детей разного возраста.

3. Естественные факторы закаливания.

Наши рекомендации