Физическое воспитание детей дошкольного возраста

К задачам физического воспитания детей раннего возраста относятся:

1.Гармонизация физического развития.

2.Оптимальное развитие двигательных навыков и физических качеств.

3.Повышение неспецифической сопротивляемости.

4.Повышение функциональных резервов систем организма.

5.Создание положительного эмоционального фона.

К задачам физического воспитания детей дошкольного возраста относятся:

1.Оптимизация физического и психомоторного развития.

2.Оптимизация двигательных навыков.

3.Формирование физических качеств.

4.Повышение неспецифической сопротивляемости.

5.Создание положительного эмоционального фона.

В дошкольном учреждении физическое воспитание детей включает: утреннюю гимнастику, занятия по физической культуре, подвижные спортивные игры и т.д. Для того, чтобы обеспечить должный уровень объема движений детей в течение дня, помимо рациональной организации всего режима, в котором один вид двигательной деятельности должен дополнять и обогащать другой, важно правильно организовать занятия по физической культуре, обеспечить их достаточную моторную плотность, разнообразное содержание.

Благоприятной моторной плотностью физкультурных занятий считают плотность 65-85%, а тренирующий и развивающий эффект достигается таким построением занятия и подбором упражнений, когда в конце его вводной части частота сердечных сокращений у детей увеличивается по отношению к исходному уровню примерно на 15-20%, в основной части занятий - на 50-60%, в подвижной игре - на 70-80%.

В процессе проведения физкультурных занятий необходимо учитывать индивидуальные возможности ребенка, состояние здоровья, уровень развития навыков. Организуя двигательную деятельность детей, важно помнить о том, что в группе могут быть воспитанники, перенесшие заболевания, а также отстающие в развитии.

Своеобразие этого периода состоит в том, что организм дошколь­ника обладает низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействи­ям среды, но вместе с тем быстро увеличивает свои адаптационные и функциональные возможности.

Период от рождения до семи лет характеризуется большой дви­гательной активностью ребенка. В это время происходит становление основных движений. Важно с помощью физического воспитания ус­корить переход от диффузных движений в первые месяцы жизни к высоко координированным действиям, таким как ходьба, бег, прыжки, метания, лазания и пр.

Высокая активность для маленького ребенка является одним из главных источников познания окружающего мира. Чем большим ко­личеством разнообразных движений и действий овладеет ребенок, тем благоприятнее будут условия для его психического развития. Физическое воспитание в системе воспитания детей дошкольного возраста должно занимать одно из центральных мест.

В дошкольном возрасте еще не закончено окостенение скелета, мышечная система относительно слаба, опорно-двигательный аппарат легко поддается деформациям. Активный двигательный режим во многом содействует развитию костно-мышечной системы.

При относительно небольшой мощности дыхательной системы, для детей первых лет жизни характерна повышенная потребность в кислоро­де в связи с активными обменными процессами. Существенную роль в изменении этой диспропорции играет физическое воспитание, содействуя активизации дыхательной функции, укреплению дыхательной мускула­туры, развитию всего дыхательного аппарата.

В процессе физического воспитания совершенствуется и функция кровообращения. Улучшается сократительная способность сердца, гемодинамика и регуляция сердеч­но-сосудистой деятельности.

В детском возрасте ЦНС обладает высокой пластичностью, что способствует легкому усвоению новых форм движений. У дошкольников несовершенна координация движений, в процессе двигательной актив­ности легко развивается утомление.

Произвольные самостоятельные движения у ребенка выявляются на третьем месяце жизни. В возрасте 2,5-3 месяцев ребенок подни­мает и удерживает голову, сохраняя вертикальное положение, с 2,5 до 5-6 месяцев появляются элементарные движения руками и движения, подготовительные к ползанию (поворот со спины на живот, опора на руки лежа на животе и др.). С 6 до 9 месяцев ребенок начинает ползать, самостоятельно садится, ложится, встает. К году ребенок должен научить­ся ходить, присаживаться, вставать, влезать на невысокие предметы и слезать с них, катать мяч сидя.

На втором-третьем году жизни формируются основы естественных навыков в ходьбе, беге, лазании и метании предметов. Это один из наиболее активных периодов формирования произвольных движений. На четвертом году ребенок должен легко приземляться при спрыгивании с высоты и в прыжках на месте, ловить предмет (мяч), сохранять равновесие, кататься на трехколесном велосипеде, спускаться на санках с горы. На 5 - 6-м году жизни он обучается прыжкам в высоту с раз­бега, метанию вдаль с места, ходьбе на лыжах, катанию на коньках, двухколесном велосипеде, плаванию. Семилетний ребенок должен вла­деть основными навыками в таких прикладных формах движений, как ходьба, бег, прыжки с места, с разбега, метание вдаль, в цель, ловля предметов, лазание одноименным и разноименным хватом по гим­настической стенке, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, на двухколесном велосипеде и пр. Наряду с обучением двигательным действиям дошкольники должны иметь элементарные знания по физи­ческой культуре, владеть гигиеническими навыками, следить за осанкой, выполнять закаливающие процедуры.

В дошкольном возрасте необходимо формировать физические ка­чества. Первостепенное значение при этом имеет воспитание ловкости и связанных с ней способностей: точности, ритмичности и согласованности отдельных движений, ориентировки в пространстве, чувства равновесия, умения согласовывать свои действия с изменениями обстановки. Воспитание быстроты у дошкольников осуществляется на основе элементарных движений (бег, ходьба, подвижные игры) путем повышения скорости, ускорений и быстроты двигательной реакции.

Воспитание силы и гибкости идет за счет укрепления ОДА, фор­мирования правильной осанки с использованием упражнений и игр в статических и динамических режимах. Задачи по воспитанию выносливости определяются в зависимости от возрастного созревания вегетативных функций, определяющих ра­ботоспособность организма ребенка, при этом широко используются естественные двигательные навыки и умения в форме физических уп­ражнений и игр.

Физическое воспитание в значительной мере способствует умст­венному, нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников, формируя гармонически развитую личность.

Наши рекомендации