Тема 2.1. Физическое развитие детей дошкольного возраста
Раздел 2. Психофизическое развитие детей дошкольного возраста. (44 часа, 9-19 недели)
Тема 2.1. Физическое развитие детей дошкольного возраста
Основные понятия и термины по теме: физическое развитие, эндокринныежелезы, моторика, массаж, плоскостопие, закаливание, гигиена,ультрафиолетовое облучение.
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
1.Критерии физического развития детей.
2.Определение состояния здоровья детей
3.Гигиена закаливания и физического воспитания детей.
Краткое изложение теоретических вопросов:
1.Критерии физического развития детей.
Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их
физическое развитие – совокупность морфофункциональных свойств
организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки
физического развития применяют методику антропометрических
исследований: длину тела (рост), массу тела (вес), окружность грудной
клетки - морфологические признаки; емкость легких, экскурсию грудной
клетки, мышечную силу рук - функциональные признаки; состояние опорно-
двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стоп,
развитие мускулатуры), степень жироотложения – соматоскопические
признаки. Для оценки физического развития учитывают и уровень
биологического развития – формирование зубной системы, моторики, речи,
ростовые процессы, у подростков – степень полового созревания.
Физическое развитие – это также один из показателей здоровья, поэтому
оно может измениться под влиянием заболеваний. Особенно это заметно при
нарушении функции эндокринных желез (гигантизм, карликовость,
неравномерное развитие отдельных частей тела). У детей часто болеющих
или имеющих хронические заболевания (рахит, туберкулез, дизентерию,
гипотрофию) наблюдается замедление роста, снижение веса, ослабление
тонуса мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие. С другой стороны,
течение и исход болезни во многом определяются состоянием организма, его
физически развитием. Поэтому состояние здоровье и физическое развитие
детей необходимо исследовать параллельно.
Физическое развитие здорового ребенка в течение жизни меняется и
должно укладываться в определенные возрастные нормы. Нормы
устанавливаются при обследовании больших однородных групп,
климатических условий и этнографических особенностей, которые
пересматриваются каждые 5-10 лет. Чтобы судить о гармоничности развития
сопоставляют данные о росте и массе с окружностью грудной клетки с
использованием оценочных таблиц. Нарушение этих соотношений может
свидетельствовать о дисгармонии в развитии. Частота обследования ребенка
определяется темпами его физического развития. Дети 1 года обследуются
1раз в месяц, от 1 до 3 лет 1 раз в 3 месяца, от 3 до 7 лет – не реже 1 раза в
полгода. Ослабленных и отстающих в развитии детей обследуют чаще,
результаты фиксируются в индивидуальной карте.
2.Определение состояния здоровья детей.
В отечественном здравоохранении принято более широкое определение
здоровья: «Здоровье – естественное состояние организма,
характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и
отсутствием каких-либо болезненных состояний». Для детей это означает
возможность посещать детские дошкольные учреждения (ДДУ), овладевать
умениями и навыками в соответствии с программой детского сада.
Для оценки здоровья используют следующие критерии:
1.наличие или отсутствие хронических заболеваний (врачи-специалисты)
2.уровень функционального состояния основных систем организма
3.степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям
(число заболеваний за год)
4.уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и
степень его гармоничности (детский психолог)
К числу факторов, обуславливающих здоровье детей, относится
окружающая среда, в том числе социальная, наличие и отсутствие
отклонений в анте-, пери- и раннем постнатальном развитии.
3. Гигиена закаливания и физического воспитания детей от 1 до 6 лет.
Закаливание и физические упражнения укрепляют нервную систему,
способствуют развитию мышц и костей, улучшают работу сердца, легких,
органов пищеварения и выделения, состав крови м обмен веществ,
повышают невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.
При проведении закаливающих процедур нужно руководствоваться
следующими принципами: раннее начало, постепенность и систематичность,
учет индивидуальных особенностей ребенка. Средства закаливания просты и
доступны: не кутать детей, не бояться свежего воздуха, систематически )4-5
раз в день) проветривать комнату, летом держать окна открытыми, т.к.
стекло не пропускает УФ лучей, необходимых ребенку. В помещении, где
находится ребенок, категорически нельзя курить.
Смена пеленок, переодевание, раздевание новорожденного перед
купанием – первые воздушные ванны, первые закаливающие процедуры.
Температура воздуха для грудного ребенка должна быть не ниже 22 С. После
привыкания к этой температуре при воздушной ванне может быть 20 и 18 С.
Их продолжительность вначале не должна превышать 2-3 мин, затем время
можно постепенно увеличивать и для детей 6 месяцев можно довести до 15
мин., а для детей 6-12 мин до 20 -25 мин и до 2 раз в день. Обнажать тело
нужно постепенно: сначала руки и ноги, затем до пояса, и затем до конца.
Летом лучше это делать во дворе, чтобы попал УФ.
Очень полезно закаливание водой.К закаливанию водой приступают
постепенно и осторожно. С 3-4 мес. можно применять влажные обтирания.
Кожу ребенка предварительно надо подготовить. Для этого сухой фланелью
или кусочком мягкой шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело,
руки и ноги до розового цвета. Спустя 1,5-2 недели, можно перейти к
обтиранию водой. Варежкой из мохнатой материи, смоченной водой и
отжатой, обтирают сначала руки, затем грудь и живот, спину, ягодицы и
ноги. Сразу же вытирают смоченную часть тела сухим полотенцем до
покраснения кожи. Все тело, кроме обтираемой части должно быть под
одеялом. Можно проводить обтирания, добавив на 1стакан воды 1 ч. Ложку
соли или одеколона. Обтирания лучше делать после утреннего сна 5-6 мин,
темпер. Воды 32-33 С, а примерно через неделю постепенно можно довести
до 30С.
Гигиеническую ванну не следует делать горячей. Темп. Для 6 –мес.
ребенка должна быть 36,5-37,5 С, а для более старших 36 С. После ванны
полезно облить ребенка водой на 1-2 градуса ниже, а постепенно на 2-3 град.
ниже. Начиная с 10-11 мес. утром и вечером лицо шею и руки до локтя надо
умывать прохладной водой (не ниже 18-20С).
Детям очень полезны прогулки. Приучать к холоду надо постепенно,
начиная с прогулок дома с открытым окном, полезен сон на свежем воздухе.
Закаливание должно вызвать у ребенка хорошее настроение. Если ребенок
плачет, значит процедура выполняется неправильно. Особенно закаливание
полезно ослабленным детям, поэтому предварительно надо посоветоваться с
врачом. Если ребенок заболел, раздражен, плохо спал, отказался от груди и
др., то закаливание прекращают.
С конца 1 мес. ребенку полезен массаж, а со 2-го – гимнастика, которые
проводят ежедневно в одно и то же время через 30 мин после еды в течение
5-12 мин. Каждое упражнение повторяют 4-6 раз. Детям от 1,5 до 3 мес.
можно делать комплекс упражнений из приемов массажа (поглаживание) и
активных движений, основанных на безусловных рефлексах: массаж рук, ног,
выкладывание на живот, массаж спины, живота, стоп, разгибание
позвоночника в положении на боку. При проведении массажа поглаживания__д.б. легкими, плавными и направлены от периферии к центру. Например, массаж рук от кисти к плечу по внутренней и наружной поверхностям; поглаживание ног к паховому сгибу по наружной и задней поверхностям голени и бедра, обходя коленную чашечку и избегая толчков в области коленного сустава.
К 3-4 мес. уменьшается физиологическое напряжение мышц-сгибателей.
Между мышцами сгибателями и разгибателями установилось равновесие,
поэтому в комплекс упражнений вводят пассивные движения: отведение рук
в стороны и скрещивание на груди, массаж ног, поворот со спины на живот
при поддержке за руки, массаж спины, отклонения головы назад в
положении на животе на весу, массаж живота.
В 4-6 мес. вводят движения, направленные на побуждение к ползанию и
на развитие рук. Ребенка чаще укладывают на живот на жесткую
поверхность. Делают следующие упражнения: отведение рук в стороны и
скрещивание на животе, массаж живота, скользящие шаги, поворот со спины
на живот за ноги, массаж спины, «парение» на спине, сгибание и разгибание
ног вместе и по одной, приподнимание верхней части тела из положения на
спине.
Детям в возрасте от 6до 10 мес. делают упражнения для мышц туловища
и ног, костно-связочного аппарата для подготовки к сидению, стоянию,
ходьбе, предотвращения плоскостопия и искривления позвоночника.
Упражнения включают охватывающие движения руками, скользящие шаги,
массаж живота, поворот со спины на живот вправо за ноги, массаж спины,
присаживание при поддержке за обе отведенные в стороны руки, круговые
движения руками, поворот со спины на живот влево за ноги, приподнимание
туловища из положения на животе при поддержке за руки, ползание.
От 10 мес до 1 г 2 мес.сгибание и разгибание рук, скользящие шаги,
круговые движения руками с кольцами, поворот со спины на живот в обе
стороны, массаж спины, наклон туловища и выпрямление, массаж живота,
поднятие выпрямленных ног до палочки по команде, присаживание
самостоятельное с фиксацией ног, напряженное выгибание из положения
сидя на коленях у взрослого, приседание при держании ребенка за руки с
кольцами.
Комната должна быть проветрена, температура 20-22 С. Стол для
гимнастики должен быть покрыт сложенным вчетверо байковым одеялом ,
сверху клеенка и пеленка. Руки матери должны быть вымыты, согреты, без
колец и часов, с ребенком надо разговаривать или напевать ему.
К году у ребенка 8 зубов, он вырос на 25 см, масса увеличилась втрое, он
ходит , 10-15 слов, понимает все, что Вы говорите, сосредоточенно слушает,
сморит, играет.
У детей до 2-х лет улучшается ходьба. Дети могут ходить по траве, по
ограниченной поверхности, взбираться на бугорки, бегать, развивается
лазание. Поэтому от родителей необходимо большое внимание для
предупреждения травм.
Развитие детей на 3-м году. За счет большего окостенения скелета и
совершенствования развития всех органов ребенок становится более
выносливым. Возрастает работоспособность нервной системы,
бодрствование увеличивается до 6-6,5 часов. Но дети еще не способы на
длительное ожидание, они не могут долго сидеть или сохранять одну и ту же
позу. Он быстро устает от однообразных действий, например, идти в одном
направлении, не меняя темпа движений, легко возбуждается, если
бездействует. В развитии основных движений (ходьбы, бега, лазания,
бросания) нарастает умение управлять движениями, согласовывать их в
соответствии с окружающими условиями (хорошая координация) у 30% .
В возрасте 3-4 г. ходьба имеет неравномерный темп и недостаточную
четкость движений, несоблюдение заданного направления, боковые
раскачивания, разведение рук для сохранения равновесия, шарканье ногами,
ноги при ходьбе полусогнуты. Бег (отрыв обеих ног от пола), «полетность» ,
уже присутствует, но пока плохо заметна. Прыжки и подпрыгивания, а
также в длину с места и через палку характерны для большинства детей этого
возраста У 4-леток половина детей делают неплохой толчок и приземление
на полусогнутые ноги, но еще отсутствует взмах рук при прыжке. Метание
, как навык, пока отсутствует, т.к нет хорошего замаха рукой и поворота
туловища. Легче удается бросание и ловля мяча, чем бросание вдаль. При
лазании отмечается приставной шаг, движения рук не всегда сочетаются с
движениями ног.
В 5-6 лет координация движений улучшаются, шаг при ходьбе
становится равномерным, более согласованы движения рук и ног. Бег,
«полетность», в возрасте 4-5 лет у 20 % детей очевидна, особенно при
наличии тренировки. Хорошая координация движений наблюдается у 70-75%
детей.
Увеличивается длина прыжка с места, с разбега, но взмах рук используется
слабо, слабое отталкивание, приземление на всю стопу. НО они хорошо
прыгают на одной ноге с продвижением вперед. При метании большинство
детей делают правильный взмах рукой и поворот туловища, лучше
выдерживается направление броска и попадание в цель. Полностью
овладевают навыком лазания, переменным шагом. Умеют стоять на 1 ноге,
ходить на носках и пятках, ходить по уменьшенной площади опоры
(скамейке, бревну и на разной высоте).
К 7 годам практически у всех детей достигается координация движений
рук и ног, увеличивается длина шага и замедляется темп ходьбы, возрастает
скорость ходьбы на расстояние. При ходьбе у большинства детей правильная
осанка. 90% детей хорошо бегают. Могут выполнять прыжки на месте и с
продвижением как на 2-х, так и на одной ноге, в длину с места, с разбега и в
высоту. Умеют использовать взмахи рук при отталкивании, большинство правильно приземляются на полусогнутые ноги. При тренировке дети
хорошо овладевают навыком метания в цель. К 6-7 г. детям доступно
выполнение разнообразных и сложных упражнений в равновесии как на
месте, так и в движении. Создавая режим дня, необходимо предусмотреть
утреннюю зарядку. Это комплекс ходьбы, дыхательных упражнений,
упражнений для коррекции осанки (повороты, наклоны, приседания,
прыжки, бег). Упражнения надо делать вместе с ним, а зарядке придать вид
игры.
Задания для самостоятельного выполнения:
1. Проведите наблюдения за детьми от 3 до 6 лет во время совершения
прыжков. Опишите разницу в использовании рук и ног.
2. Сделайте опрос в группах дошкольного возраста, чтобы узнать их
отношение к утренней зарядке, подвижным играм и др.
3. Предложите возможные мотивации для детей, которые не любят физкультуру.
Форма контроля самостоятельной работы:
- таблицы
- конспект
- устный опрос
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Перечислите принципы закаливания детей.
2. Каков основной критерий закаливания детей разного возраста.
3. Естественные факторы закаливания.