Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап.

Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап.

Практический тур. 9, 10-11 классы

Строение костей и скелета человека.

  1. Определите, к каким отделам скелета относятся кости, изображенные на рисунке №№1-8.
  2. Дайте им названия.
  3. Опишите строение черепа по рис. 9.
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 1 Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 2 Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 3 Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 4  
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 7 Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 5  
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 6 Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 9  
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 8  

Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru Всероссийская олимпиада школьников по биологии.

Областной этап.

Лист ответа. (Практический тур) 9, 10-11 классы

Строение костей и скелета человека.

Задание 1,2.

№ кости Отдел скелета Название кости
   
   
   
   
   
   
   
   

Задание 3. Строение черепа.

№ условного обозначения Термин № условного обозначения Термин
   
   
   
   
   
     

Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru Всероссийская олимпиада школьников по биологии.

Областной этап.

Лист ответа. (Практический тур) 9, 10-11 классы

Строение костей и скелета человека.

Задание 1,2.

№ кости Отдел скелета Название кости
   
   
   
   
   
   
   
   

Задание 3. Строение черепа.

№ условного обозначения Термин № условного обозначения Термин
   
   
   
   
   
     

Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап.

Практический тур. 9 класс

Изучение животных и составление определительной карточки.

1. Составьте ключ для определения птиц на основании внешних морфологических признаков (определительную карточку)

· Рассмотрите внешнее строение птиц, предложенных вам.

· Подумайте, по каким морфологическим признакам этих птиц можно безошибочно определить в природе визуально? Сформулируйте тезы и антитезы.

· Сформулируйте название определительной карточки.

2. Определите, к каким отрядам относятся следующие насекомые:

Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 2 3 Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 4
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 5 Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 7 Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 8

Развитие каких насекомых происходит с полным превращением, а каких с неполным? В ответе укажите номера.

Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru Всероссийская олимпиада школьников по биологии.

Областной этап.

Лист ответа. (Практический тур) 9 класс.

Изучение животных

И составление определительной карточки.

1.

Название определительной карточки

__________________________________________________________

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Всего баллов за 1 задание -

2.

Номер насекомого Название отряда
 
 
 
 
 
 
 
 
Итого баллов -

Отряды насекомых с полным превращением _____________________________ - _______ баллов

Отряды насекомых с неполным превращением ______________________________ - _________ баллов

Всего баллов за 2 задание - __________

Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап.

Практический тур. 10-11 класс

Изучение беспозвоночных животных

И определение их систематического положения

Выясните систематическое положение трех особей беспозвоночных животных, вписав для каждой из них русские названия всех таксонов.

Ранг таксона Особь № 1 Особь № 2 Особь № 3
Тип      
Класс      
Отряд      
Семейство      
Род      
Вид      

2. Все изображенные на рисунках личинки обитают в водоемах. Определите, каким насекомым они принадлежат. Точность определения варьирует (определение возможно с точностью до отряда, семейства, рода, вида)

Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 1 Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 2 Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 4 Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 5
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 3
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 6 Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 7 Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 8 Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru 9

Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru Всероссийская олимпиада школьников по биологии.

Областной этап.

Лист ответа. (Практический тур)

Класс

Изучение беспозвоночных животных

Областной этап.

Лист ответа. (Практический тур)

Класс

Изучение беспозвоночных животных

Ход работы.

1. Приготовьте микропрепарат эпидермиса лука.

2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и зарисуйте несколько клеток (рис. 1)

Продемонстрируйте результат члену жюри.

3. Вызовите явление плазмолиза клеток эпидермиса лука.

В качестве плазмолитика был использован _____________

Зарисуйте несколько клеток в состоянии плазмолиза (рис. 2)

Продемонстрируйте результат члену жюри.

4. Получите явление деплазмолиза. Сделайте рисунок клеток после окончания деплазмолиза (рис. 3)

Продемонстрируйте результат члену жюри.

5. Объясните механизм плазмолиза.

           
  Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru   Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru   Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап. - student2.ru

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Рис. 3.

5.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Рис. 3.

5.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Областной этап.

Эталонный ответ

Практический тур. 9 класс.

Областной этап.

Эталонный ответ

Областной этап.

Эталонный ответ.

1.

Ответ Оценка в баллах Ответ Оценка в баллах
№ кости Отдел скелета Название кости
Скелет нижних конечностей 0,5 Бедренная кость 0,5
Череп 0,5 Затылочная кость 0,5
Грудная клетка 0,5 Ребро 0,5
Позвоночник 0,5 Шейный позвонок (II) 0,5
Пояс верхних конечностей 0,5 Ключица 0,5
Скелет верхних конечностей 0,5 Плечевая кость 0,5
Пояс нижних конечностей 0,5 Тазовая кость 0,5
Пояс верхних конечностей 0,5 Лопатка 0,5
  Итого 4 балла Итого 4 балла
Максимальное количество баллов за 1 задание -8 баллов

2.

Ответ Оценка в баллах
Носовая кость
Слезная кость
Решетчатая кость
Лобная кость
Теменная кость
Височная кость
Клиновидная кость
Скуловая кость
Нижняя челюсть
Верхняя челюсть
Грушевидная апертура
Максимальное количество баллов за 2 задание -12 баллов

Максимальное количество баллов за оба задания - 20

Эталонный ответ.

Задание 2.

Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап.

Наши рекомендации