Всероссийская олимпиада школьников по биологии

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2015-2016 гг.) 9 класс

Инструкция по выполнению работы

На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 2 часа (120 мин.). Работа состоит из 4 частей и включает 52 задания.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть I.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. На процессы жизнедеятельности растения используют органические вещества, которые они а) поглощают из воздуха, б) всасывают из почвы, в) получают от других организмов,

г) создают сами в процессе фотосинтеза.

В чем проявляется приспособленность большинства деревьев к опылению ветром

а) образуют крупную, липкую, шероховатую пыльцу,б) цветут весной, до распускания листьев,

в) имеют яркую окраску лепестков и крупные одиночные цветки,

г) содержат в цветках нектар и большое количество пыльцы.

3. Генеративный орган – цветок – имеется у:

а) голосеменных, б) папоротниковидных, в) покрытосеменных, г) плауновидных.

Космическая роль растений на Земле состоит в том, что они

а) аккумулируют солнечную энергию, б) выделяют кислород,

в) поглощают из окружающей среды минеральные вещества,

г) поглощают из окружающей среды углекислый газ.

Какое заболевание приводит к потере человеком иммунитета?

а) ангина, б) корь, в) СПИД, г) коклюш.

21. Клетки, сходные по происхождению и выполняемым функциям, образуют:

а) ткани, б) органы, в) системы органов, г) единый организм.

22. Клетки прокариот, в отличие от эукариот,:

а) не имеют плазматической мембраны, б) не имеют оформленного ядра,

в) состоят из более простых органических веществ, г) содержат цитоплазму.

23. Внутренняя полужидкая среда клетки, в которой расположены органоиды и ядро,-:

а) вакуоль, б) цитоплазма, в) аппарат Гольджи, г) митохондрии

Как называют органоид, участвующий в сборке молекул белка?

а) митохондрия, б) лизосома, в) аппарат Гольджи, г) рибосома.

25. Отличительным признаком живого от неживого является:

а) изменение свойств объекта под воздействием окружающей среды,

б) участие в круговороте веществ, в) воспроизведение себе подобных,

г) изменение размеров объекта под воздействием среды.

Часть II.

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Вегетативные органы цветкового растения:

I. корень II. стебель III. листья IV. Цветок V. плод

а) I, II, III;
б) I, IV, V;
в) I, II, III, V;
г) II, III, IV, V.

2. Функции цветка, важные для жизнедеятельности растений:

I. испарение воды

II. привлечение опылителей
III. образование нектара

IV. образование семян

V. запасание органических веществ
а) II, IV;
б) III, IV;
в) II, III, V;
г) II, III, IV.

3. Приспособлениями птиц к полету можно считать:

I. видоизмененные конечности

II. хорошее обоняние
III. один круг кровообращения и легочное дыхание
IV. полые кости скелета

V. перьевой покров
а) I, II, V;
б) I, III;
в) I, III, V;
г) I, IV, V.

4. К пресмыкающимся относятся:

I. серый варан II. аллигатор III. среднеазиатская черепаха

IV. серая жаба V. саламандра
а) I, II, V;
б) I, II, III;
в) II, IV, V;
г) II, III, IV.

Какие признаки характерны для человека и других млекопитающих?

I. теплокровность

II. трехкамерное сердце

III. диафрагма
IV. выкармливание детенышей молоко

V. один круг кровообращения
а) II, V;
б) II, IV;
в) I, II, III, IV;
г) I, III, IV.

6. Выберите признаки, характерные для соединительной ткани:

I. межклеточное вещество хорошо выражено
II. способна сокращаться
III. бывает жидкой, хрящевой, костной
IV. межклеточное вещество слабо выражено
V. одна из функций - транспортная
а) II, V;
б) II, IV;
в) I, III, V;
г) II, III, IV.

I. цитоплазмой клетки

II. кровью
III. Лимфой

IV. межклеточной жидкостью

V. водой

а) II, V;
б) I, II, IV;
в) I, III, V;
г) II, III, IV.

9. Много белков содержится в продуктах питания:

Часть III.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за правильный ответ).

1. Дышат растения только днем, на свету.

2. У голосеменных растений семена лежат на чешуях шишек открыто.

3. В клетках бактерий нет ядра.

4. Рыбы – раздельнополые животные.

5. Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.

6. Птицы и млекопитающие – теплокровные животные.

7. Вид Человек разумный относится к классу Млекопитающих.

8. Сердце человека – это трехкамерный мышечный орган.

9. Анатомия - это наука о функциях организма и его органов.

10. Центральная нервная система человека образована головным и спинным мозгом.

11. Неподвижно соединены между собой теменная и височная кости.

12. Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует согреть поврежденный сустав.

13. Эпителиальная ткань образует покровы тела.

14. Цитоплазма – это внутренняя полужидкая среда клетки.

15. Экология – это наука о клетке.

Часть IV.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия или последовательности. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 (по 2 балла за правильный ответ). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2015-2016 гг.) 9 класс

Наши рекомендации