Экономическое развитие общества и основные типы потребления
Современные экономисты разработали концепцию типов потребления,т. е. стилей, или типов потребительского поведения людей.
110 Глава 5. Экономический анализ человеческих потребностей
Стиль потребительского поведения постоянно менялся на протяжении истории общества, так как изменялись, во-первых, потребности человека и, во-вторых, способы и возможности их удовлетворения. В соответствии с концепцией трех стадий развития цивилизации (доиндустриальной, или аграрной, индустриальной и постиндустриальной) можно выделить четыре основных типа потребления:
1. Тип потребления доиндустриального общества.
2. Тип потребления индустриального общества.
3. Тип потребления так называемого общества массового потребле
ния (высшей стадии развития индустриального общества).
4. Тип потребления постиндустриального общества.
При каждом типе потребления складывается специфическая система потребностей и соответствующий ей стиль сервисной деятельности.
Охарактеризуем основные особенности этих типов потребления.
1. Тип потребления доиндустриального общества
1. Относительное однообразие ассортимента потребляемых благ.
Еще не возникло того изобилия разнообразных товаров и услуг,
которое предлагают сейчас современные супермаркеты, туристи
ческие и транспортные компании, учреждения образования, здра
воохранения, культуры и т. п.
2. Преобладание природных продуктов и материалов, не прошед
ших глубокой промышленной переработки. Люди потребляют
простой хлеб, мясо, молоко, древесину, холсты, кожу в виде не
сложных, домашним способом приготовленных блюд и ремеслен
ных изделий.
3. Преобладание уникальных, нестандартизированных товаров и ус
луг. В каждой местности складываются свои традиции приготов
ления пищи, шитья одежды, изготовления транспортных средств,
особое фольклорное искусство, традиции общения и приемы ока
зания услуг.
4. В потребительском поведении приобретают большое значение
духовные блага, обычаи и традиции. Потребитель воспринимает с
недоверием появление новых товаров и услуг, особенно если они
плохо вписываются в местные культурные традиции.
5. Большой удельный вес домашних услуг. Магазинов, прачечных,
парикмахерских и других предприятий бытового обслуживания
§ 2. Экономическое развитие общества и типы потребления 111
очень мало, основная масса услуг оказывается в пределах домашнего хозяйства.
6. Потребление энергии невелико, широко используется энергия че
ловека и животных. В эпоху доиндустриалыюго общества, как мы
знаем, не применялось электричество и не был известен двига
тель внутреннего сгорания, а простейшие модели паровых двига
телей создаются только в XVIII в.
7. Преобладание потребления продовольственных товаров в общем
объеме потребления. Это вызвано невысоким уровнем жизни ос
новной массы населения и узким ассортиментом предметов по
требления.
8. Преобладание натурального потребления над потреблением това
ров. Потребительные стоимости (пещи и услуги) производятся в
основном «для себя» — в крестьянском хозяйстве или в усадьбе
помещика.
В настоящее время тип потребления доиндустриалыюго общества частично сохранился даже и разиптых странах. Его элементы можно найти в основном и сельской местности и у бедных слоев населения. Потребности и профессиональных vc.iyiax системы сервиса и платежеспособный спрос n.i mix у :>тпх социальных групп сравнительно пене.чпкп.
2. Тип потребления индустриального обшества
1. Увеличение количества и расширение ассортимента потребляемых
благ. Потребность в услугах намного выше, чем в доиндустриаль-
ном обществе.
2. Стандартизация, спецификация и рационализация потребления.
Расширение товарного производства и сферы услуг закономерно
привело к созданию специализированных профессиональных сер
висных служб и организаций. Для их работы необходимы правила
и стандарты обслуживания. Граждане индустриального общества
стремятся потреблять как можно больше. Требования к сервису
теперь основаны не на обычаях и традициях, а в первую очередь
на трезвом, рациональном расчете.
3. Приоритет личного потребления материальных благ над духов
ными и общественными, «разгул» материального потребления. В ро
манах О. Бальзака, Ч. Диккенса, Д. Голсуорси, многих русских
писателей (А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров) выра
жается ностальгия по «старым, добрым временам», когда тради-
112 Глава 5. Экономический анализ человеческих потребностей
§ 2. Экономическое развитие общества и типы потребления 113
ции и обычаи имели для человека решающее значение. В эпоху расцвета капитализма стремление к личному обогащению становится наиболее мощным стимулом предпринимательства. Объединяющие нацию духовные устои и традиции оттесняются на второй план, что, в частности, находит выражение в новых требованиях к услугам.
4. Быстрый рост потребления энергии в результате промышленной
революции. Сначала потребление энергии на душу населения
растет, затем стабилизируется на высоком уровне. Входят в моду,
например, всевозможные бытовые электроприборы.
5. Происходит сокращение доли потребления продовольственных
товаров в общем объеме потребления. Растет доля потребления
непродовольственных товаров и услуг, которые становятся все бо
лее многообразными и доступными для большинства населения.
6. Сохраняется существенный разрыв между уровнем денежного
дохода и уровнем иотребления. Это происходит из-за сохранения
натурального, нетоварного потребления.
7. Существует глубокое неравенство потребителей из-за имущест
венного расслоения. Обостряются противоречия в сфере потреб
ления. Возникает сильный контраст между бедностью и нищетой
с одной стороны, и роскошью и богатством — с другой. Этот кон
траст проявляется как внутри стран, так и между отдельными
странами. Отсюда возникает заметное различие по цене и содер
жанию между сервисом для бедных и сервисом для богатых.
3. «Общество массового потребления»
Это высшая стадия развития индустриального общества. На этой ступени к старым, уже сложившимся особенностям потребления индустриальной эпохи добавляется несколько специфических черт:
1. Нарастание материального гедонизма1, погоня за удовольствия
ми, приводящая к деформации потребительского поведения. Воз
никает крупномасштабная индустрия развлечений, которые для
многих потребителей превращаются в основу жизненного поведе
ния и высшую ценность.
2. Возрастание роли психологического фактора и моды в потребле
нии; превышение уровня удовлетворения физиологических по-
1 Гедонизм (от греческого «наслаждение») — идеология, признающая наслаждение высшим благом для человека.
требностей, широкое распространение престижного потребления. После того как основные физиологические потребности большинства населения стали полностью удовлетворяться, спрос потребителей начал зависеть от нового набора факторов — моды и престижа.
3. Включение имиджа и стереотипа потребления в требования соци
ального престижа. У каждого социального слоя складываются не
гласные традиции потребления строго определенного набора то
варов и услуг. Принадлежность к тому или иному слою диктует
человеку специфический стандарт потребительского поведения.
Люди, нарушающие эти стандарты и традиции, сталкиваются с
серьезными проблемами в повседневном общении и в профессио
нальной деятельности. Такая ситуация улучшает условия для
сервисной деятельности, поскольку спрос па товары и услуги ста
новится более стабильным и предсказуемым.
4. Загрязнение природной среды и вызнанное им ухудшение усло
вий потребления, Ьыстрое развитие промышленности негативно
воздействует па природную среду, что снижает качество многих
товаров и услуг. Население развитых стран настолько этим обес
покоено, что становятся популярны, например, магазины, тор
гующие экологически чистыми продуктами.
4. Тип потребления постиндустриального обшества
Постиндустриальное (другие названия — информационное, технотронное) общество начинает формироваться во второй половине XX в. Однако основные закономерности его функционирования пока не устоялись, и мы можем изучать только первоначальные тенденции этой новой фазы развития цивилизации. Тем не менее, уже ясно, что формирующийся новый стиль потребления будет сильно отличаться от существовавшего в прошлом (и сохраняющегося во многих странах сейчас). Вот основные особенности этого нового стиля:
1. Высокий уровень потребления основной массы населения, изоби
лие материальных благ и услуг. Предпосылка этого типа потреб
ления — высокий уровень дохода (например, в США — в среднем
около 35 тысяч долларов на человека в год).
2. Распространение городских форм и условий потребления на сель
скую местность. Городской стиль жизни превращается во всеоб-
114 Глава 5. Экономический анализ человеческих потребностей
щий образец и вытесняет другие жизненные стили вместе с их традициями потребления.
3. В потреблении материальных благ складываются новые приори
теты. Более важным становится не их количественное наращива
ние, а повышение качественного уровня потребления, что приво
дит к улучшению качества жизни в целом.
4. Важнейшими факторами «полезности» для населения развитых
стран становятся здоровье и образование, на них все больше со
средотачивается интерес потребителей. На первое место в струк
туре потребления выдвигаются знания и информация. Постоянно
растет потребность в разнообразных информационных услугах.
Вместо экономики, основанной на растущем производстве товаров, начинает формироваться экономикауслуг. Так, в США в сфере услуг работает уже более 70% всего занятого населения1.
В постиндустриальном обществе совершается своеобразный возврат к базовым ценностям доиндустриалыгой эпохи, но на гораздо более высоком уровне потребления. Снова усиливается интерес к полному, качественному удовлетворению основных, базовых потребностей человека (натуральные продукты, одежда из натуральных материалов, здоровый режим труда и отдыха, полноценное человеческое общение и т. п.). Растет престиж здорового образа жизни. Входят в моду различные методы оздоровления, открывается множество спортивных клубов, ведется пропаганда против курения, алкоголизма и наркомании. Расширяется сеть магазинов, торгующих экологически чистыми продуктами, изобретаются всевозможные оздоровительные диеты, борьба с избыточным весом приобретает масштабы общенациональной кампании. Так, например, в Интернете работает специальный сайт (McSpotlight.org), па котором подробно обсуждается вред, наносимый здоровью человека продуктами из ресторанов быстрого питания сети «Макдоналдс». Падает престижность обладания чисто материальными благами, возникает тяга к образованию, культуре и искусству.
Постиндустриальное общество дает потребителю возможность выработать индивидуальный стиль потребления.В конечном счете индивидуализация потребления — прямое следствие не только повышения уровня жизни, но и усложнения человеческой личности и процессов труда. Человек, выполняющий сложную творческую ра-
1 См.: Бэлл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М: Academia, 1999. С. СХ.
§ 2. Экономическое развитие общества и типы потребления 115
боту, уже выработавший свой стиль производственной деятельности1, тяготеет и к индивидуальному стилю потребления. Благодаря высокому уровню жизни этот индивидуальный стиль впервые в истории цивилизации становится достижимым на практике для основной массы населения. Система услуг в этих условиях диверсифицируется и усложняется, она должна приспосабливаться к постоянно изменяющейся, все более разнообразной структуре спроса.
В то же время человек постиндустриального общества имеет возможность противостоять сверхразнообразию товаров и услуг, которое ему навязывается, целиком или частично заимствуя уже сформировавшиеся, готовые стили потребления. Сервисные фирмы, пропагандируя свой набор услуг, пытаются сориентировать различные слои населения на эти уже сформировавшиеся стили.
На международном уровне также действуют две противоположные тенденции в развитии потребления. С одной стороны, нарастает его интернационализацияи стандартизация,что разрывает национальную замкнутость потребителей. Так, сервисные центры транснациональных корпораций, банки пли туристические фирмы оказывают услуги на основе одних и тех же стандартов в любом районе мира. Для информационных услуг и системе Интернет вообще не имеет значения, it какой точке Лемлм находится клиент (лишь бы он имел выход в Сеть). С другой стороны, сохраняется стремление к уникальностинациональной культуры потребления. Эту тенденцию необходимо учитывать при организации туристических, экскурсионных, образовательных и некоторых других услуг. Для туристов, например, первостепенный интерес представляет национальная специфика государств и народов. Существуют уникальные, неповторимые музеи, памятники искусства, университеты, климатические курорты и даже экономические зоны (Силиконовая Долина в США, нефтедобывающие страны Ближнего Востока и т. п.).
Развитие потребностей, потребления и спроса в постиндустриальном обществе во многом подтверждает догадки гуманистов эпохи Возрождения, просветителей, экзистенциалистов и марксистов о необходимости создания условий для свободного, в перспективе — всестороннего развития личности. В эпоху классического капитализма
1 Топ-менеджер крупной корпорации так говорит об этом: «Эрудированные рабочие все менее заменяемы. Каждый эрудированный рабочий по-разному использует инструменты. Один инженер использует компьютер иначе, чем друг -й. Один аналитик рынка анализирует данные одним способом, другой — иначе» (Цит. по: Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М: ООО «Издательство ACT», 2001. С. 259).
116 Глава 5. Экономический анализ человеческих потребностей
основную массу занятых на производстве составляли, по выражению К. Маркса, «частичные рабочие». Они выполняли простейшие механические операции, не требовавшие почти никакого образования. Так, Генри Форд мог при желании уволить работника конвейерной линии и за несколько часов обучить выполняемым им операциям нового наемного рабочего. Сейчас от большинства занятых (особенно в сфере сервиса) требуются обширные профессиональные знания и высокая личностная культура. В эпоху Возрождения и даже классического капитализма гармоничное развитие личности оставалось мечтой, добрым пожеланием, выражавшим возвышенные идеалы гуманизма. Сейчас тоже существует потребность в большом количестве не очень квалифицированной и низкооплачиваемой рабочей силы — поэтому крупные корпорации стремятся переносить производство в развивающиеся страны. Однако наряду с этим действует противоположная тенденция: возник крупный сектор высокотехнологичных отраслей (в их числе — сервис и обработка информации), который не может функционировать без высококвалифицированных, эрудированных сотрудников. Развитие личности в условиях постиндустриального общества становится экономической необходимостью, противостоять которой невозможно. В результате активизируются все более сложные способности и потребности человека. Для их развития и удовлетворения необходимы новые сервисные технологии.