Общая характеристика курса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена с учѐтом Федерального Государственного Стандарта, программы курса «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс», авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. Общее число часов – 35, в неделю – 1 ч.
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений составлена на основе:
· Рабочих программ по биологии; предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. Авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011.
· фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования, с учётом основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
· Программы образовательного учреждения.
Базовый учебник:
«Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова: Москва, «Просвещение» 2014г; Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников 2016 -2017 учебного года № 874.
Цели и задачи курса:
Цель: изучение строения животных, особенностей их жизнедеятельности, взаимосвязей со средой, формирование научной картины мира.
Задача курса
– сформировать знания о животном мире, их строении, значении в природе и жизни человека;
-формирование системы знаний об основах жизни: размножении и развитии организмов, принадлежности к царствам;
- формирование системы знаний о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей их природой;
-становление экологической компетентности граждан.
- продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- продолжать развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;
- продолжить формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного
отношения к природе и человеку.
В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся: целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы, уникальности жизни на планете Земля.
Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).
Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения:
· реализация принципа «от целого к частям»;
· концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий;
· учет возрастных особенностей учащихся — их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников — задания по выбору
· исследовательская деятельность в домашних условиях, на уроках.
Общая характеристика курса
Обоснование выбора программы
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена с учѐтом Федерального Государственного Стандарта, программы курса «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс», авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. Общее число часов – 35, в неделю – 1 ч.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные программой), экскурсии.
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в предшествующих классах и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, созданной с учѐтом: программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; фундаментального ядра содержания общего образования по биологии; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; программы развития УУД.
Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.
Место курса в учебном плане
Содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия и относится к наукам естественно-научного цикла.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Результаты изучения предмета «Биология»
Глобальные:
1)социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность —носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
2)приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки,
3)ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
4)развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
5)овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
6)формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Личностные:
1)знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2)реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные:
1)овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2)умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3)способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4)умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных,)
• приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация —определение принадлежности животных к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
•знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при укусах животных, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание курса
1. Введение (3 часа)
2. Растения – производители органического вещества (14 ч.)
3. Животные – потребители органического вещества (14 ч.)
4. Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники (3 ч.)
5. Обобщение (1 ч.)
В авторскую программу внесены изменения следующего характера:
1. В введении добавлен один час с целью актуальности знаний по систематическим категориям.
2. В обобщении знаний убран 1 час, так большинство вопросов рассматривается в течении года на уроках.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
— основные черты сходства и отличия животных и растений;
— основные виды животных своей местности;
— биологические и экологические особенности животных своей местности;
— связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания;
— сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных;
— связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями;
— особенности индивидуального и исторического развития животных;
— роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды;
— значение животных в природе и жизни человека; законы об охране животного мира.
Учащиеся должны уметь:
— Пользоваться лабораторным оборудованием;
— определять принадлежность животных к систематическим категориям;
вести наблюдения за животными ставить простейшие опыты;
составлять коллекцию насекомых-вредителей;