Общая характеристика курса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена с учѐтом Федерального Государственного Стандарта, программы курса «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс», авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. Общее число часов – 35, в неделю – 1 ч.

Рабочая программа для общеобразовательных учреждений составлена на основе:

· Рабочих программ по биологии; предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. Авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011.

· фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования, с учётом основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

· Программы образовательного учреждения.

Базовый учебник:

«Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова: Москва, «Просвещение» 2014г; Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников 2016 -2017 учебного года № 874.

Цели и задачи курса:

Цель: изучение строения животных, особенностей их жизнедеятельности, взаимосвязей со средой, формирование научной картины мира.

Задача курса

– сформировать знания о животном мире, их строении, значении в природе и жизни человека;

-формирование системы знаний об основах жизни: размножении и развитии организмов, принадлежности к царствам;

- формирование системы знаний о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей их природой;

-становление экологической компетентности граждан.

- продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- продолжать развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;

- продолжить формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного

отношения к природе и человеку.

В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся: целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы, уникальности жизни на планете Земля.

Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).

Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения:

· реализация принципа «от целого к частям»;

· концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий;

· учет возрастных особенностей учащихся — их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников — задания по выбору

· исследовательская деятельность в домашних условиях, на уроках.

Общая характеристика курса

Обоснование выбора программы

Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена с учѐтом Федерального Государственного Стандарта, программы курса «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс», авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. Общее число часов – 35, в неделю – 1 ч.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные программой), экскурсии.

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в предшествующих классах и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, созданной с учѐтом: программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; фундаментального ядра содержания общего образования по биологии; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; программы развития УУД.

Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.

Место курса в учебном плане

Содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия и относится к наукам естественно-научного цикла.

Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Результаты изучения предмета «Биология»

Глобальные:

1)социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность —носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

2)приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки,

3)ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

4)развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

5)овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

6)формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Личностные:

1)знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2)реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные:

1)овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2)умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3)способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4)умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных,)

• приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация —определение принадлежности животных к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

•знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при укусах животных, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание курса

1. Введение (3 часа)

2. Растения – производители органического вещества (14 ч.)

3. Животные – потребители органического вещества (14 ч.)

4. Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники (3 ч.)

5. Обобщение (1 ч.)

В авторскую программу внесены изменения следующего характера:

1. В введении добавлен один час с целью актуальности знаний по систематическим категориям.

2. В обобщении знаний убран 1 час, так большинство вопросов рассматривается в течении года на уроках.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

— основные черты сходства и отличия животных и растений;

— основные виды животных своей местности;

— биологические и экологические особенности животных своей местности;

— связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания;

— сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных;

— связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями;

— особенности индивидуального и исторического развития животных;

— роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды;

— значение животных в природе и жизни человека; законы об охране животного мира.

Учащиеся должны уметь:

— Пользоваться лабораторным оборудованием;

— определять принадлежность животных к систематическим категориям;

вести наблюдения за животными ставить простейшие опыты;

составлять коллекцию насекомых-вредителей;

Наши рекомендации