Студент должен иметь представление

о механизмах окраски структурных компонентов бактерий: клеточной стенки кислотоустойчивых бактерий, спор, капсул, жгутиков, включений.

Работа №1 Морфология прокариот

Цель: сравнить формы и размеры микроорганизмов на примере кишечной палочки,стафилококка и гриба кандиды (см. теоретическую справку)

Результат:

       
  студент должен иметь представление - student2.ru
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru

Результат:

       
  студент должен иметь представление - student2.ru   студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 

Результат:

студент должен иметь представление - student2.ru студент должен иметь представление - student2.ru студент должен иметь представление - student2.ru

   
  студент должен иметь представление - student2.ru
 
  студент должен иметь представление - student2.ru
 
  студент должен иметь представление - student2.ru
 
  студент должен иметь представление - student2.ru
 
  студент должен иметь представление - student2.ru

студент должен иметь представление - student2.ru Вывод:

       
  студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru

Работа№2. Изучение строения бактериальной клетки т структуры клеточной стенки

Цель: изучить строение бактериальной клетки и структуру клеточной стенки бактерий; освоить технику приготовления фиксированных препаратов.

Схема строения бактериальной клетки:

А) Подпишите постоянные и непостоянные компоненты бактериальной клетки (постоянные - синим, непостоянные - красным)

Б) Дать характеристику перечисленных структурных компонентов бактериальной клетки, методы их выявления, охарактеризовать участие в процессах метаболизма и значение структур для процессов репродукции, биосинтеза белка, энергетической, регуляторной, адгезивной функциях клетки.

студент должен иметь представление - student2.ru

   
  студент должен иметь представление - student2.ru
 
  студент должен иметь представление - student2.ru

   
  студент должен иметь представление - student2.ru
 
  студент должен иметь представление - student2.ru
 
  студент должен иметь представление - student2.ru
 
  студент должен иметь представление - student2.ru
 
  студент должен иметь представление - student2.ru
 
  студент должен иметь представление - student2.ru
 
  студент должен иметь представление - student2.ru
 
  студент должен иметь представление - student2.ru
 
  студент должен иметь представление - student2.ru
 
  студент должен иметь представление - student2.ru
 
  студент должен иметь представление - student2.ru
 
  студент должен иметь представление - student2.ru

Структурные компоненты бактериальной клетки и их функции:

Постоянные компоненты и их природа Функции Метод выявления
Клеточная стенка     Гр + (пептидогликан, тейхоевые кислоты) Гр – ( пептидогликан, фосфолипиды, белки, ЛПС) 1) Скелетная 2) Защитная 3) Рецепторная 4) Антигенная 5) Адгезивная 6) Транспортная 7) Нарушение синтеза клеточной стенки ведет к образованию L-форм     Световая микроскопия, окраска по Граму
ЦПМ (цитоплазматическая мембрана) Двойной слой фосфолипидов с внедрёнными белками   1) Основной осмотический барьер 2) Участвует в регуляции роста и синтезе компонентов клеточной стенки 3) Транспорт питательных веществ в клетку и метаболитов из нее 4) Инвагинации участков ЦПМ - лизосомы - содержат ферменты, обеспечивающие биологическое окисление   Электронная микроскопия  
Мезосомы Производные ЦПМ     1) Аналог митохондрий, у эукариот обеспечивают синтез АТФ и процессы дыхания 2) Участвуют в делении клетки 3) Участвуют в спорообразовании     Электронная микроскопия
Цитоплазма Сложная коллоидная система, состоит из воды, растворимых белков, РНК   Обеспечивает функционирование всех органелл     Электронная микроскопия
Рибосомы 70S Отвечают за биосинтез белка Электронная микроскопия
Нуклеоид Двунитевая молекула ДНК, замкнута в кольцо, плотно уложена в виде клубка       Расположен в центральной зоне бактерий (одна хромосома) – носитель генетической информации     Электронная микроскопия


Непостоянные компоненты и их природа Функции Метод выявления
Капсула Слизистая структура, прочно связана с клеточной стенкой (полисахариды или полипептиды)   1) Защитная 2) Антигенная 3) Адгезивная Световая микроскопия, окраска по Бурри, Бурри-Гинсу
Жгутики Состоят из белка-флагеллина, являющимся Н-антигеном   студент должен иметь представление - student2.ru Пили Состоят из белка         Обеспечивают движение бактерий     Пили 1го порядка обеспечивают адгезию на поражаемой микробной клетке. Пили 2 го порядка – конъюгационные, обеспечивают перенос части генетического материала от донора к реципиенту В мазках «висячая капля», «раздавленная капля», при фазово-контрастной микроскопии   Электронная микроскопия
Плазмиды Дополнительные факторы наследственности в виде замкнутых колец ДНК с небольшой молекулярной массой   1) Регуляторная – компенсация нарушений метаболизма ДНК клетки хозяина 2) Кодирующая – внесение в бактериальную клетку новой генетической информации   Электронная микроскопия
Включения Гликоген, полисахариды, бета-оксимасляная кислота, полифосфаты (волютин)   Запас питательных веществ Световая микроскопия. Волютин окрашивают по Леффлеру или Нейссеру
Спора Образуют Гр+ бактерии, из одной клетки образуется спора. Плотная многослойная оболочка, с большим содержанием кальция и липидов низким содержанием воды Сохранение генетической информации, при неблагоприятных условиях. Расположена: - субтерминально - терминально - центрально Световая микроскопия, окраска по Ожешко.

Схема строения клеточной стенки:

А) Охарактеризовать основные компоненты объекта

Б) Дать функциональную характеристику компонентов

В) Основные различия двух типов

Г) Медицинское значение проведенного анализа?

студент должен иметь представление - student2.ru

               
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
  студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru

Индивидуальная работа: приготовьте мазок из смеси культур стафилококка и кишечной палочки, с окраской по Граму (см. теоретическую справку)

 
  студент должен иметь представление - student2.ru

Вывод:

       
  студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru

Работа№3.Техника приготовления нативных (живых) препаратов. Изучение подвижности микроорганизмов

Индивидуальная работа: изучение подвижности микроорганизмов

студент должен иметь представление - student2.ru Результат

               
  студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru   студент должен иметь представление - student2.ru

студент должен иметь представление - student2.ru Вывод:

       
  студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru
 
    студент должен иметь представление - student2.ru

студент должен иметь представление - student2.ru

Теоретическая справка

К Работе№1

Морфология прокариот

Бактерии - это одноклеточные организмы растительного происхождения, но лишенные хлорофилла. Они относятся к прокариотам, видны в световой микроскоп, размеры их измеряются в микрометрах. Бактерии растут на искусственных питательных средах, размножение происходит бинарным делением.

Бактерии делятся

 
  студент должен иметь представление - student2.ru

патогенные(паразиты)условно-патогенныенепатогенные (сапрофиты)

вызывают болезни челове- вызывают заболевания не вызывают забо-

ка, животных, растений при определенных усло- леваний

виях

Морфология - это форма, размер бактерий, расположение клеток в препарате. Различают три морфологических формы бактерий:

Различают три морфологических формы бактерий:

студент должен иметь представление - student2.ru 1) кокки 2) палочки 3) извитые

       
  студент должен иметь представление - student2.ru
    студент должен иметь представление - student2.ru
 

1. Кокки: форма - круглая

размер - мелкие

расположение в препаратах - 6 разновидностей:

а) микрококки б) диплококки в) тетракокки

студент должен иметь представление - student2.ru студент должен иметь представление - student2.ru студент должен иметь представление - student2.ru студент должен иметь представление - student2.ru

 
  студент должен иметь представление - student2.ru

гонококки пневмококки

г) сарцины в) стафилококки д) стрептококки

           
  студент должен иметь представление - student2.ru   студент должен иметь представление - student2.ru   студент должен иметь представление - student2.ru

2. Палочковидные:

· форма - цилиндр

· размер: длина: толщина:

- крупные - толстые

- средних размеров - тонкие

- мелкие

· концы палочек – закругленные (кишечная палочка)

- прямые (сибиреязвенная палочка)

- в виде утолщения (дифтерийная палочка)

· расположение - беспорядочное

- в цепочку (стрептобактерии)

- попарно (диплобактерии)

- в виде римских цифр II, V, X и т.д.

3. Извитые: форма – спиралевидная:

1. спириллы,

2. кампилобактерии

Теоретическая справка

к Работе№3

Техника приготовления препаратов

1. Приготовление мазка

       
  студент должен иметь представление - student2.ru
    студент должен иметь представление - student2.ru
 

1) с жидкой питательной среды 2) с плотной питательной среды

культуру берут петлей и каплю наносят на предметное стекло наносят

непосредственно на стекло (без воды) небольшую каплю воды, в ко-

торой эмульгируют исследуемый

материал и распределяют по

площади около 2 см2 .

№ препарата пишут на лицевой стороне, а с обратной стороны местонахождения мазка обводят восковым карандашом.

2. Высушивание

 
  студент должен иметь представление - student2.ru

на воздухе высоко над пламенем спиртовки

мазком вверх

3. Фиксация

Цель: - прикрепить микробов к стеклу

- обеззаразить патогенные микробы

- убитые микробы лучше окрашиваются

Методы

 
  студент должен иметь представление - student2.ru

физическийхимический

- над пламенем спиртовки мазком - более щадящий по сравнению

вверх (3 раза круговыми движениями) с физическим: мазок погружа-

ют в фиксатор (этанол, ацетон, формалин и др.) на определенное время

4. Окраска

Методы

 
  студент должен иметь представление - student2.ru

простыесложные

(ориентировочные) (дифференцирующие)

1) окрашивают одним красителем 1) используют несколько краси-

анилинового ряда - основным или телей (основная и вспомога-

кислым: - кислый фуксин тельные краски, обесцвечи-

-эозин вающие жидкости (этанол)

- метиленовый синий - метод Грама

- окраска по Нейссеру

- генциановый фиолетовый - Гинса-Бурри (выявление капсул)

- Циля-Нильсена (выявление

спор)

2) используются для изучения 2) используются для определе-

морфологии микроорганизмов ния не только морфологии, но

и химического состава и струк-

туры микробных клеток

Преимущественно для окраски микроорганизмов используют основные красители, в которых красящий ион - катион.

Краситель наливают на поверхность мазка на определенное время, затем мазок промывают до тех пор, пока струи воды не станут бесцветными, осторожно высушивают фильтровальной бумагой. Если мазок правильно окрашен и промыт, то поле зрения абсолютно прозрачно, а клетки микробов интенсивно окрашен.

Методика окраски по Граму:

1 этап. Используется основная краска генциановый фиолетовый, затем раствор Люголя. Образуется прочное комплексное соединение «генциановый фиолетовый+йод». Все микробы окрашиваются в сине-фиолетовый цвет.

студент должен иметь представление - student2.ru 2 этап. Обработка этанолом (дифференциация)

одни микробыдругие микробы

сохраняют комплекс генциановый теряют комплекс генциановый

фиолетовый+йод, не обесцвечиваются фиолетовый+йод, обесцвечиваются. это связано с тем, что: объясняется тем, что:

-клеточная стенка толстая, -клеточная стенка микробов тонкая,

-в ее состав входит много пеп- -пептидогликана мало,

тидогликана,

-имеются тейхоевые кислоты - тейхоевых кислот нет

- по строению клеточная стенка - структура клеточной стенки

представляет собой прочное мозаичная, рыхлая, поэтому

образование, поэтому после обра- после обработки этанолом поры

ботки этанолом поры клеточной остаются прежними, краска

стенки суживаются и краска не - вымывается, микробы обесцве-

вымывается. чиваются

студент должен иметь представление - student2.ru 3 этап. Окраска фуксином

одни микробыдругие микробы

остаются сине-фиолетовыми, окрашиваются в красный цвет,

грамположительные: грамотрицательные:

1.Все кокки за исключением 1.Гонококки и менингококки

гонококков и менингококков

2.Все спорообразующие палочки 2.Большинство неспорообразующих

палочек

3.Из неспорообразующих бактерий 3.Спириллы

туберкулезная и дифтерийная палочки

4.Актиномицеты 4.Риккетсии

5.Грибы 5.Микоплазмы

Окраска по методу Грама не используется при изучении спирохет, простейших и вирусов.

Сущность метода окраски по Граму: отношение бактерий к окраске по Граму определяется их способностью удерживать образовавшийся в процессе окраски комплекс генцианового фиолетового и йода. У грамположительных бактерий основным веществом клеточной стенки (до 90%) являются мукопептиды-муреин (пептидогликан). У грамотрицательных бактерий однослойный муреин располагается в глубине клеточной стенки, значительно больше содержится белков и липидов, которые вместе с полисахаридами образуют поверхностные слои в виде мозаики, их цитоплазма содержит РНК и ДНК в соотношении 8:1 и 1:1 соответственно. Кроме того, проницаемость клеточной стенки у грамположительных бактерий меньше, чем у грамотрицательных. Это объясняется большим содержанием мукопептида в составе клеточной стенки грамположительных бактерий и меньшим диаметром пор, что способствует удержанию образовавшегося комплекса при обработке бактерий этиловым спиртом.

Методика окраски по методу Романовского-Гимзы:

Краска Романовского-Гимзы состоит из метиленового синего, эозина и азура.

1. На мазок наносят рабочий раствор красителя (2 капли красителя на 1 м дистиллированной воды) на 10-20 мин.

2. Препарат промывают водой и высушивают на воздухе.

Трепонемы окрашиваются в бледно-розовый цвет, боррелии - в фиолетовый цвет, лептоспиры - в розовый цвет. Сапрофитные (непатогенные) формы окрашиваются в синий цвет. Морфологию спирохет изучают также в живом состоянии в фазово-контрастном или темнопольном микроскопе. Хорошим методом выявления спирохет является серебрение по Морозову.

Методика окраски по методу Циля- Нильсена:

1. На фиксированный препарат – мазок нанести карболовый раствор фуксина через полоску фильтровальной бумаги и подогреть до появления паров в течении 3-5 мин;

2. Снять бумагу, промыть мазок водой;

3. Нанести 5% раствор серной кислоты или 3% раствор смеси спирта с хлороводородной кислотой на 1-2 мин до обесцвечивания;

4. Промыть водой;

5. Докрасить мазок водным раствором метиленового синего в течении 3-5 мин;

6. Промыть водой, высушить, микроскопировать.

Методика окраски по методу Ожешко:

1. На нефиксированный мазок нанести 0,5% раствор хлороводородной кислоты и подогреть на пламени в течении 2-3 мин.

2. Кислоту слить, препарат промыть водой, просушить и фиксировать над пламенем. Затем окрасить по Цилю-Нильсену. Споры бактерий приобретают красный цвет, а вегетативные формы- синий.

Наши рекомендации