Часть I. Проектировочный расчет
Методические указания к курсовому проекту
по деталям машин для студентов
машиностроительных специальностей
всех форм обучения
4-е издание, переработанное
Нижний Новгород
Составители А.А. Ульянов, Ю.П. Кисляков, Л.Т. Крюков
УДК 621.833: 539.4 (075.5)
Зубчатые и червячные передачи. ЧI: Проектировочный расчет: Метод. указания
к курсовому проекту по деталям машин для студентов машиностроительных спец. всех форм обучения.- 4-е изд., перераб. / НГТУ; Сост.: А.А. Ульянов,
Ю.П. Кисляков, Л.Т. Крюков - Н. Новгород, 2001. – 31 с.
Научный редактор Н.В. Дворянинов
Редактор И.И. Морозова
Подп. к печ. Формат 60х841/16. Бумага газетная.. .
Печать офсетная Печ. л. 2. Уч.- изд. л. . Тираж 1000 экз. Заказ .
Нижегородский государственный технический университет.
Типография НГТУ,. 603600, .Н. Новгород, ул. Минина, 24.
© Нижегородский государственный
технический университет, 2001
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе приведены методические указания по проектировочному расчету цилиндрических и конических зубчатых передач, а также червячных передач с цилиндрическими червяками.
Настоящие указания являются 4-м переработанным изданием методи-ческих указаний кафедры 1991 года. Основаниями для переработки послужили ГОСТ 21354-87 [1] и методики расчетов, изложенные в [2]…[5].
Проектировочные расчеты являются ориентировочными, служат для предварительного определения размеров передач и не могут заменить проведения окончательных проверочных расчетов на прочность.
1. МАТЕРИАЛЫ И ТЕРМООБРАБОТКА
Зубчатые передачи
1.1.1. Основной материал - термически обработанные стали с содержанием углерода 0,1…0,6 %.
1.1.2. В зависимости от твердости поверхностей зубьев зубчатые колеса разделяют на три группы:
а) мягкие - с твердостью поверхности Н £ 350 НВ (обычно 163…302 НВ – после нормализации или улучшения);
б) твердые – 350 НВ < Н < 56 HRCЭ (обычно 40…56 HRCЭ – закаленные)
в) высокотвердые – Н > 56 HRCЭ (обычно 56…63 HRCЭ – цементированные, нитроцементированные, азотированные).
|
1.1.4. Мягкие зубчатые переда-чи хорошо прирабатываются. С увеличением твердости активных поверхностей зубьев, а также окружной скорости прирабатываемость зубчатых колес снижается.
Для ускорения прирабатывае-мости зубьев и повышения несущей способности рекомендуют для передач :
а) прямозубых
Н1m – H2m > 25 HB;
|
Н1m – H2m > 100 НВ,
где Н1m , H2m – средние твердости поверхностей зубьев.
` 1.1.5. При Н £ 350 НВ чистовое нарезание зубьев производят после термообработки, что позволяет получать высокие степени точности без применения дорогих отделочных операций.
1.1.6. Зубья с твердостью Н > 350 НВ нарезают до термообработки, после которой подвергают отделочным операциям (обкатке, шлифованию, полиро-ванию, притирке и т.д.)
Твердые и высокотвердые зубья – плохо прирабатывающиеся. Для них принимают Н1m » Н2m и применяют в массовом и крупносерийном производ-ствах для снижения габаритов и массы передачи.
1.1.7. Основные виды термо и химико – термических упрочнений зубча-тых колес :
а) нормализация – нагрев выше критической температуры с охлажде-нием на воздухе; применяется для колес больших размеров, во вспомогате-льных механизмах и с ручным приводом.
б) закалка – нагрев выше критической температуры ацетиленовым пламенем или токами высокой частоты (закалка ТВЧ), выдержка и охлаждение с определенной скоростью (в воде, в масле и т.п.).
Объемная закалка не сохраняет вязкой сердцевину и вытесняется поверх-ностными методами упрочнения.
Поверхностная закалка ТВЧ широко применяется для средненапря-женных передач и скоростей до 12,5 м/с; должна проводиться с охватом впадин зубьев и целесообразна для шестерен в паре с улучшенными колесами;
в) улучшение – закалка с высоким отпуском до t0 = 550…650 0С с целью снижения внутренних напряжений и повышения пластичности; применяют при отсутствии жестких требований к габаритам и массе передачи в мелкосерийном и единичном производствах;
г) цементация (56…63 HRCЭ) – диффузионное насыщение углеродом при t0 = 900…950 0С поверхностного слоя низкоуглеродистой стали на глубину 1…2 мм с последующими закалкой и низким отпуском (до 250 0С);
д) нитроцементация (56…64 HRCЭ) – насыщение поверхности угле-родом и азотом в газовой среде; требует дорогого оборудования;
е) азотирование (до 750…900 HV) – насыщение поверхности азотом на глубину 0,3…0,6 мм; минимальное искажение формы зубьев, не требует отде-лочных операций (например, для колес с внутренними зубьями); рекомендуют для высокоскоростных и высокоточных передач.
1.1.8. При любом способе получения высокотвердой поверхности зубьев твердость сердцевины не должна превышать 40…45 HRCЭ.
1.1.9. В целях унификации материалов в многоступенчатых редукторах рекомендуют для всех ступеней сохранять одно и то же сочетание марок сталей шестерни и колеса, а разные механические характеристики поверхностей зубь-ев получать за счет изменения режимов термо – или химико – термической обработки.
1.1.10. Зубчатые колеса больших размеров ( da ³ 500 мм ) изготавливают литыми из стали и чугуна или бандажированными (из центра и зубчатого венца
1.1.11. Выборка марок сталей для курсового проекта и механические характеристики зубьев в зависимости от термообработки приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Характеристики механических свойств сталей зубчатых колес
| |||||||||||||||||
D = da + 6 мм | D = dae + 6 мм | S = c или S = d d = 2,2 m + 0,05b2 | S = c или S = d d = 2,5 mte + 2 мм | ||||||||||||||
Марка стали | Размеры, мм, не более | Термо-обработка | Механические свойства | Отнси- тель-ная стои-мость | |||||||||||||
твердость | |||||||||||||||||
sв, МПа | sт, МПа | НВ cердце- вины | HRCЭ повер- хности | ||||||||||||||
D | S | ||||||||||||||||
любые | нормализация | 163 - 192 | --- | ||||||||||||||
любые | нормализация | 179 - 207 | --- | 1,0 | |||||||||||||
улучшение | 235 - 262 | --- | |||||||||||||||
улучшение | 269 – 302 | --- | |||||||||||||||
40Х | улучшение | 235 – 262 | --- | ||||||||||||||
40Х | улучшение | 269 – 302 | --- | 1,3 | |||||||||||||
40Х | закалка ТВЧ | 269 – 302 | 45 – 50 | ||||||||||||||
35ХМ | улучшение | 235 – 262 | --- | ||||||||||||||
35ХМ | улучшение | 269 – 302 | --- | 1.5 | |||||||||||||
35ХМ | закалка ТВЧ | 269 – 302 | 48 – 53 | ||||||||||||||
40ХН | улучшение | 235 – 262 | --- | ||||||||||||||
40ХН | улучшение | 269 – 302 | --- | 2,0 | |||||||||||||
40ХН | закалка ТВЧ | 269 – 302 | 48 – 53 | ||||||||||||||
45ХЦ | улучшение | 235 – 262 | --- | ||||||||||||||
45ХЦ | улучшение | 269 – 302 | --- | 1,8 | |||||||||||||
45ХЦ | закалка ТВЧ | 269 – 302 | 50 - 56 | ||||||||||||||
20ХНМ | цементация | 300 – 400 | 56 – 63 | 2,0 | |||||||||||||
12ХН3А | цементация | 300 – 400 | 56 – 63 | 2,4 | |||||||||||||
25ХГНМ | цементация | 300 – 400 | 56 – 63 | 1,8 | |||||||||||||
18ХГТ | нитроцементац | 300 – 400 | 56 – 63 | 1,2 | |||||||||||||
Окончание табл.1.1 | ||||||||
40ХНМА | азотирование | 269 – 302 | 50 – 56 | 3,0 | ||||
38ХМЮА | азотирование | 269 – 302 | 850 –900 HV | 2,5 | ||||
35Л | любые | нормализация | 163 – 207 | --- | ||||
45Л | улучшение | 207 – 235 | --- | |||||
50ГЛ | улучшение | 235 – 262 | --- | |||||
Примечания: 1. При поверхностном упрочнении зубьев механические характеристики сердцевины зуба определяются предшествующей термообработкой – улучшением. Исключение – зубья с модулем m < 3 мм, подвергаемые закалке ТВЧ, которые прокаливаются насквозь. 2. Стали поставляются в виде поковок или проката, кроме 35Л, 45Л, 50ГЛ, которые поставляют в виде отливок. |
Червячные передачи
1.2.1. Для червяков используют стали, приведенные в табл.1.1. Поверх-ности витков закаливают ТВЧ или цементируют с последующими шлифова-нием или полированием. Архимедовы червяки в связи со сложностью шлифо-вания в настоящее время почти не применяют.
1.2.2. Материалы венцов червячных колес, представленные в табл. 1.2, по ухудшению их антифрикционных и антизадирных свойств можно разбить на три группы:
- группа I. Бронзы оловянистые и сурьмяноникелевые применяют при скоростях скольжения vs > 5 м/с и длительной работе; дефицитны и дороги. Стоимость оловянистой бронзы примерно в 10 раз больше стоимости стали 45;
- группа II. Бронзы безоловянные и латуни – заменители оловянистых бронз при vs до 3…5 м/с;
- группа III. Мягкие серые чугуны при vs £ 2…3 м/с – во вспомогатель-ных механизмах.
1.2.3. В случае применения материалов из групп I и II червячные колеса выполняют сборными: центры (чугун или сталь) и зубчатые венцы (бронза или латунь).
Таблица 1.2. Материалы для червячных колес
Марка материала | Способ отливки | Механические свойства | Допускаемая скорость сколь-жения vs, м/c | |||||||||
sв, МПа | sт, МПа | твердость, НHB | Е×10-5, МПа | |||||||||
Г Р У П П А I | ||||||||||||
БрО10Ф1 | З | 80 – 100 | 0,75 | £ 25 | ||||||||
М | 80 – 100 | 0,75 | £ 25 | |||||||||
БрО10Н1Ф1 | Ц | 100 – 120 | 1,0 | £ 35 | ||||||||
БрО6Ц6С3 | З | 60 – 75 | 0,75 | £ 12 | ||||||||
М | 60 – 75 | 0,75 | £ 12 | |||||||||
Окончание табл. 1.2 | ||||||||||||
БрО5Ц5С5 | М | 60 – 75 | 0,75 | £ 12 | ||||||||
БрСу7Н2 | -- | 0,75 | £ 25 | |||||||||
Г Р У П П А II | ||||||||||||
БрА9Ж4 | З | 1,0 | £ 5 | |||||||||
М | 1,0 | £ 5 | ||||||||||
Ц | 1,0 | £ 5 | ||||||||||
БрА10Ж4Н4 | М, Ц | 1,0 | £ 5 | |||||||||
БрА10Ж3Мц1,5 | М | 120 – 140 | 1,0 | £ 5 | ||||||||
Л66А6Ж3Мц2 | З | 1,0 | £ 5 | |||||||||
М | 1,0 | £ 5 | ||||||||||
Ц | 1,0 | £ 5 | ||||||||||
Л58Мц2С2 | М | 1,0 | £ 5 | |||||||||
Л58Мц2О2С2 | М | 1,0 | £ 5 | |||||||||
Г Р У П П А III | ||||||||||||
СЧ12 | З | 280 * | --- | 120 – 150 | 0,75 – 1,0 | £ 3 | ||||||
СЧ15 | З | --- | 163 – 229 | 0,75 – 1,0 | £ 3 | |||||||
СЧ18 | З | --- | 170 – 241 | 0,75 – 1,0 | £ 2 | |||||||
Примечания: 1. Обозначение способа отливки: З – в землю: М – в металлическую форму; Ц – центробеж- ный. 2. * - для чугунов предел прочности на изгиб. | ||||||||||||
2. РЕЖИМ РАБОТЫ И ЧИСЛО ЦИКЛОВ ПЕРЕМЕНЫ
НАПРЯЖЕНИЙ
Режим работы передачи
|
жения (рис.2.1).
На рис.2.1 каждый постоянный
i-й блок нагружения характеризуется отношением вращающих моментов Ti / T (i = 1,2,…) и соответствующего ему относительного времени наработки
Lhi / Lh.
При этом Т- номинальный момент (наибольший из длительно дей-ствующих Ti); Lh = SLhi – суммарное время действия всех блоков нагрузки (S Lhi / Lh = 1).
2.1.2. Переменный режим при рас-
четах заменяют условным постоянным Рис.2.1. Циклограмма нагружения
режимом, эквивалентным по усталостному воздействию на передачу, используя коэффициент приведения :
m = S (Ti / Tmax)m (Lhi / Lh), (2.1)
где Tmax = T1 = T (при i = 1). Кратковременные пиковые моменты (пуска, торможения, буксования и т.д.), суммарное число циклов которых не более 5×104, при расчете на сопротивление усталости не учитывают;
m – показатель степени отношения моментов: mH = qH / 2, mF = qF, где
qH и qF – показатели степени кривых усталостей соответственно по контакт-ным и изгибным напряжениям :
а) зубчатые передачи:
1) qH = 6; mH = 3 ;
2) qF = mF = 6 – зубья с однородной структурой материала, вклю-чая закаленные ТВЧ со сквозной закалкой и со шлифованной переходной поверхностью независимо от твердости и термообработки;
3) qF = mF = 9 – для цементированных, нитроцементированных и азотированных зубьев с нешлифованной переходной поверхностью ;
б) червячные передачи:
qH = 8, mH = 4; qF = mF = 9.
2.1.3. Коэффициенты приведения mH и mF для типовых, нормализованных режимов нагружения представлены в табл.2.1.
Таблица 2.1. Коэффициенты mH и mF для типовых режимов нагружения
Типовой режим | Зубчатые и червячные передачи | |||
нагружения | mH при mH | mF при mF | ||
mH = 3 | mH = 4 | mF = 6 | mF = 9 | |
0 – Постоянный | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
I - Тяжелый | 0,5 | 0,416 | 0,3 | 0,2 |
II - Средний равновероятный | 0,25 | 0.2 | 0,143 | 0,1 |
III– Средний нормальный | 0,18 | 0,121 | 0,065 | 0,04 |
IV- Легкий | 0,125 | 0,081 | 0,038 | 0,016 |
V – Особолегкий | 0,063 | 0,034 | 0,013 | 0,004 |