Проектировочный расчет
По табл. 3.2 [1] принимаем для колеса предел контактной выносливости
= 2НВ + 70 = 2×245 + 70 = 560 МПа.
Срок службы привода в часах
tч = tгод ∙ 300 ∙ tсмен ∙ 7 = 8 ∙ 300 ∙ 2 ∙ 7 = 33600 ч;
число циклов нагружений зубьев колеса.
NНЕ = 60 tчас ∙ n2 = 60 ∙ 33600 462 = 9,314∙108.
Базовое число циклов для материала колеса (по табл.3.2 [1])
.
Коэффициент долговечности
.
Следовательно, при длительной эксплуатации коэффициент долговечности КHL = 1. Примем коэффициент безопасности [SН] = 1,15.
Допускаемые контактные напряжения
МПа.
Коэффициент КНв при консольном расположении шестерни равен 1,35 (табл. 3.1 [1]). Коэффициент ширины венца по отношению к внешнему конусному расстоянию ybRe= 0,285 (рекомендация ГОСТ 12289-76).
Внешний делительный диаметр колеса (по формуле (3.29) [1])
Для прямозубых передач Кd = 99,
u= up= 3,15.
Принимаем по ГОСТ 12289-76 ближайшее стандартное значение de2 = 250 мм. [1, с. 49].
Число зубьев шестерни выбираем из интервала .Число зубьев шестерни примем z1=25; число зубьев колеса
z2 = z1.u = 25.3,15 = 78,75.
Примем z2 = 79. Тогда
u = z2/ z1 = 79/25 = 3,16.
Отклонение от заданного (3,16 - 3,15)/3,15.100 % = 0,32 %, что меньше установленных ГОСТ 2185-66 допустимых 3 %.
Внешний окружной модуль [1, с. 50]
me = de2/z2 = 250/79 ≈ 3,164 мм.
Примем me = 3,2 ,
de2 = me . z2 =3,2.79 = 253 мм.
Отклонение от стандартного (253 - 250)/250.100 % = 1,1 %, что меньше допустимых 2 %.
Внешний делительный диаметр шестерни
dе1 = mеz1 = 3,2×25 = 80 мм.
Углы делительных конусов (по табл. 3.11):
ctg d1 = u = 3,16;
d1 =17°34’;
d2 = 90° - d1 = 90° - 17°34’ = 72°26’.
Внешнее конусное расстояние Rе и длина зуба b:
мм;
мм.
Принимаем b = 38 мм.
Внешние диаметры шестерни и колеса (по вершинам зубьев):
dае1 = dе1 + 2mе.cos d1 = 80 + 2×3,2×cos 17°34’ = 86,1 мм;
dае2 = dе2 + 2mе.cos d2 = 253 + 2×3,2×cos 70°26’ = 255 мм.
Средний делительный диаметр шестерни
d1 = 2.(Re - 0,5b)×sin d1 = 2.(132,5 - 0,5×38)×sin 17°34’ = 68,2 мм.
Средний окружной модуль
мм.
Коэффициент ширины шестерни по среднему диаметру (по формуле (3.8) [1])
.
Средняя окружная скорость колес
м/с.
Примем 7-ю степень точности, т.к. для конических передач обычно принимают 7-ю степень точности.
Силы в зацеплении
Силы в зацеплении (по формулам (8.6) и (8.7) [1]):
окружная сила
Н;
радиальная для шестерни, равная осевой для колеса,
Fr1 = Fа2 = Ft tg a cos d1 = 1443×tg 20°×cos 17°34’ = 501 Н;
осевая для шестерни, равная радиальной для колеса,
Fа1 = Fr2 = Ft tg a sin d1 = 1443×tg 20°×sin 17°34’ = 158 Н.
Проверочный расчет на контактную выносливость
Для проверки контактных напряжений определяем коэффициент нагрузки:
.
По табл. 3.5 [1] при Шbd =0,56, при консольном расположении колес и твердости НВ<350 коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по длине зуба, – КНb = 1,23.
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между прямыми зубьями, – КНa= 1,02 (табл. 3.4 [1]).
Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении для прямозубых колес при 5 м/с, – КНv=1,05 (табл. 3.6 [1], принято предельное значение).
Таким образом, КН = 1,23×1,02×1,05 = 1,3.
Проверяем контактное напряжение
МПа.
Проверочный расчет на контактную статическую прочность
При пиковой нагрузке
Расчетные контактные напряжения при пиковой нагрузке по формуле 3.21 [1]
МПа.
Допускаемое контактное напряжение при действии максимальной нагрузки для стальных колес с улучшением
МПа,
где предел текучести для стали Ст 40Х при диаметре заготовки > 160 мм sт = 540 МПа;
sHmax = 521,6 < [s]Hmax = 1674 МПа.
Условие прочности выполняется.