Проектировочный расчет передачи
Делительный диаметр шестерни
где Kd – вспомогательный коэффициент; Kd = 675 – для косозубых передач;
Ориентировочное значение межосевого расстояния [2,с. 45]
где знак «плюс» используется при расчете передач внешнего зацепления, а «минус» – для передач внутреннего зацепления;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105081.018.ПЗ |
Т3 – вращающий момент на колесе (на ведомом звене);
u – передаточное число передачи;
КHβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, принимают в зависимости от твердости колес и параметра ψbd по графику [2, рис. 5.3]:
ψbd = b2 / d1 = 0,5 ψba(u ± 1);
ψbd – коэффициент ширины колеса относительно делительного диаметра шестерни;
ψba – коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния; принимают из стандартного ряда чисел в зависимости от положения колес относительно опор [2, с. 22].
Kа = 430;
ψba = 0,4; для косозубых
ψbd = 0,5 [0,4(4 + 1)] = 1;
KHβ = 1,12;
;
Полученное ориентировочное межосевое расстояние округляем до стандартного значения по предпочтительному ряду [2, табл. 5.4, с. 55]. Принимаем аw = 135 мм.
Нормальный модуль при принятой термообработке колес рекомендуется выбирать из диапазона
mn = (0,01–0,02) аw = (0,01–0,02) · 135 = (1,35–2,7) мм.
Из стандартного ряда модулей [2, табл. 5.5, с. 55] принимаем m = 2 мм.
Рабочая ширина колеса:
b2 = ψba · аw = 0,4 · 135 = 51 мм;
Ширина шестерни:
b1 = b2 + (2–7) мм = 51 + (2–7) = 53-58 мм.
Принимаем b1 = 56 мм.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105081.018.ПЗ |
Предварительно приняв коэффициент осевого перекрытия εβ = 1 [8, с. 174, табл. 9.1], определим минимальный угол наклона зубьев:
sin β = π · mn εβ / b2 = 3,14 · 2 · 1 / 51 = 0,1256;
β = 7°12'55'' или βmin = arcsin(4mn / b2).
Величиной угла β можно задаться, например, β = 10°.
Суммарное число зубьев [2, с.46]
z∑ = (2 · аw · cos β) / m = (2 · 135 ·cos 7,2154) / 2 = 133,930.
Принимаем z∑ = z1 + z2 = 124.
Определим числа зубьев шестерни z1 и колеса z2.
z1 = z∑ / (u +1) =124 / (4 +1) = 24,8;
принимаем z1 = 25;
z2 = z∑ – z1 = 124 – 25 = 99.
Фактическое передаточное число uф = z2 / z1 = 99/25 = 3,960.
∆u = (uф – u) / u · 100 % = ((4– 3,96) / 4) · 100 %) = 1% ≤ 4 %.
Уточним угол наклона зубьев:
cos β = m (z1 + z2)/(2 · аw) = 2 (25 + 99) / (2 · 135) = 0,918;
β = 7,25220° =7°15’8’’
Определим делительные диаметры, диаметры вершин и впадин зубьев зубчатых колес:
d1 = m · z1 / cos β = 2 · 25 / 0,992 = 54,44 мм;
d2 = m · z2 / cos β = 2 · 99 / 0,992 = 215,56 мм;
dа1= d1 + 2 · m = 50,403 + 2 · 2 = 58,44 мм;
dа2 = d2 + 2 · m = 199,596 + 2 · 2 = 219,56мм;
df1= d1 – 2,5 · m =50,403 – 2 · 2,5 = 57,15 мм;
df2 = d2 – 2,5 · m = 199,596 – 2 · 2,5 = 210,56 мм.
Выполним проверку межосевого расстояния:
аw = (d1 + d2) / 2 = (50,403 + 199,596) / 2 = 135 мм.
Вычислим величину усилий, действующих в зацеплении :
– окружная:
Ft = 2 · Т3 / d2 =2 · 314,871 / 199,596= 3155,08 Н;
– радиальная:
Fr = Ft · tg αtw / cos β = 3155,08 ·tg 20° / 0,918 = 1157,61 Н;
– осевая:
Fа = Ft · tg β = 3155,08 ·tg7,25220° = 401,499 Н;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105081.018.ПЗ .ПЗ |
Контактная выносливость устанавливается сопоставлением действующих в полюсе зацепления расчетного σН и допускаемого σНР контактных напряжений [2, с.48]:
σН = σН0 ≤ σНР,
где σН0 – контактное напряжение в полюсе зацепления при KН = 1 [2, с.48]:
Коэффициент нагрузки KН определяют по зависимости [2, с.49]:
KН = KА · KHv · KHβ · KHα,
где KA = 1 – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку [2,с.49];
KHv – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении до зоны резонанса [2, с.49]:
где ωHv – удельная окружная динамическая сила, Н/мм [2, с.49]:
где δН – коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля головок зубьев [2,табл. 5.7];
g0 – коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса [2,табл. 5.8];
υ – окружная скорость зубчатых колес:
υ = πdini/60;
KHα – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями [2,табл. 5.9];
εβ – осевой коэффициент перекрытия: εβ = b2 · sin β / (π · m);
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105081.018.ПЗ БНТУ 303115.017.ПЗ |
ZH – коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления [2, с.49]:
где αt – делительный угол профиля в торцовом сечении: αt = α = 20° [2, с.50];
βb – основной угол наклона для косозубой передачи:
βb = arcsin (sin β · cos 20°) ,[2, с.50];
αtω – угол зацепления (без смещения);
tg αtw = tg α / cos β [2, с.50];
Zε – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий (2, с.50); для косозубых передач при εβ ≥ 1
при εβ < 1
εα – коэффициент торцового перекрытия [8, с. 175, табл. 9.1]:
εα – коэффициент торцового перекрытия [2, с.50]:
εα = [1,88 – 3,2 (1 / z1 ± 1 / z2)] cos β.
Для рассчитываемого объекта имеем следующие данные: редуктор цилиндрический косозубый одноступенчатый,
частота вращения ведущего вала n2 = 320,040мин-1,
передаточное число редуктора uф =3,960;
n3 = 80
z1=25;
z2=99;
β = 7,25220° =7°15’8’’;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105081.018.ПЗ |
a=135 мм;
b2=51мм;
d1=50,403 мм;
Ft = 3155,08 Н.
εβ = b2 · sinβ / (π · m) = 54 sin7,25220° / (3,14 ·2) = 1,085>1;
tg αt = tgα / cosβ = tg20° / cos sin7,25220° = 0,3669;
αt = 20,1484°;
βb = arcsin (sinβ·cos20°) = 6,8127°;
ZE =190 МПа1/2 ;
εα = [1,88 – 3,2 (1/25+ 1 / 99)] cos7°15’8’’ = 1,705;
;
;
υ = 3,14 · 50,403 · 320,040 / (60 ·103) = 0,844 м/с.
Для данной скорости колес степень точности – 9-я [2, табл. 5.6].
δН = 0,02; g0 = 7,3;
;
KHv = 1+ (0,719 · 54)/3155,08= 1,012;
KHα = 1,0; KА =1,0; KHβ = 1,12;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
БНТУ 105081.018.ПЗ БНТУ 303115.017.ПЗ |
;
Определим процент недогрузки:
∆σН = |σНР – σН| / σНР ·100 % = |468,646 –462,480| / 468,646 · 100 % = 1,3 %.
Условие прочности выполняется. По принятым в машиностроении нормам допускаются отклонения +5 % (перегрузка) и –10 % (недогрузка).