Основная теорема зацепления
ЛЕКЦИЯ 8
Краткое содержание
Зубчатые механизмы. Классификация зубчатых механизмов. Теоремы, определяющие кинематику высших кинематических пар. Эвольвента окружности и её свойства. Геометрические характеристики эвольвентного зубчатого колеса.
Зубчатые механизмы
Зубчатыми называют механизмы, в которых движение между звеньями (зубчатыми колесами) передаётся с помощью последовательного зацепления зубьев.
Зубчатые механизмы имеют высокие технико-экономические показатели:
· большую долговечность и надежность работы;
· высокий коэффициент полезного действия (до 0,97…0,98 для одной пары колес);
· простоту технического обслуживания;
· компактность (малые размеры и массу).
Основными недостатками являются:
· высокая трудоёмкость изготовления зубчатых колёс;
· возможность появления шума в процессе работы;
· невозможность бесступенчатого изменения передаточного отношения в процессе работы.
Классификация зубчатых механизмов
По взаимному расположению осей
· цилиндрические (имеют параллельные оси) рис.8.1, а;
· конические (оси пересекаются) рис. 8.1, б;
· гиперболоидные, червячные и винтовые (оси скрещиваются) рис. 8.1, в.
По относительному расположению поверхностей вершин и впадин зубьев колёс
· передачи внешнего зацепления (рис.8.1, а, б, в);
· передачи внутреннего зацепления (рис. 8.1 ,г).
По характеру движения осей
· обычные передачи - имеют неподвижные геометрические оси всех колёс;
· планетарные передачи - оси одного или нескольких колёс подвижны.
По направлению зубьев
· прямозубые (рис. 8.1, а, б);
· косозубые (рис. 8.1, д).
По профилю зубьев
· с эвольвентным зацеплением - профили зубьев очерчены по эвольвенте;
· с циклоидным зацеплением - профили зубьев очерчены по дугам эпи- и гипоциклоид;
· с зацеплением Новикова - профили зубьев очерчены по окружностям.
а). б). в). г). д).
Рис.8.1
Теоремы, определяющие кинематику высших кинематических пар
Высшей кинематической парой в зубчатом механизме является кинематическая пара «зуб - зуб».
Теорема о проекциях линейных скоростей точки касания в высших кинематических парах на общую нормаль
Проекции линейных скоростей точек касания в высшей кинематической паре на общую нормаль должны быть равны между собой . Проекции этих же скоростей на общую касательную могут отличаться как угодно .
Следствие теоремы
Концы векторов линейных скоростей точки касания должны лежать на одном перпендикуляре к общей нормали.
В случае, если , то о дно звено опережает другое (нарушается контакт), либо одно звено врезается в другое.
Основная теорема зацепления
Проведем через точку касания С общие касательную t-t и нормаль n-n. Покажем векторы скоростей точки касания С. При этом: , .
, , (8.1)
где , .
Разложим векторы и , на составляющие: нормальные и касательные,
Из построений следует, что ; .
С учетом (8.1):
(8.2)
Восстановим из точек и , перпендикуляры на нормаль и , которые равны:
(8.3)
Подставим (8.3) в (8.2). Получим:
(8.4)
или с учетом первой теоремы:
(8.5)
Соединим центры , и . Расстояние - межосевое расстояние. Точку пересечения общей нормали n - n с обозначим Р. Полученные треугольники и - подобны. Следовательно:
или с учетом (8.5):
(8.6)
Выражение (8.6) - основная теорема зацепления.