Основная теорема зацепления

Свойства зубчатого механизма во многом определяются выбором типа кривых, по которым очерчиваются боковые поверхности зубьев и которые определяют профиль зубьев зубчатых колес. Выбор же кривых для любых зубчатых колес должен, прежде всего, удовлетворять основной теореме зацепления и ее следствиям.

Основная теорема зацепления.

Общая нормаль к соприкасающимся профилям зубьев в данный момент зацепления делит линию центров колес на части, обратно пропорциональные угловым скоростям.

Для доказательства основной теоремы рассмотрим зацепление двух зубьев в некоторый момент времени (рис. 38) в точке М (М1 и М2) со скоростями этих точек VM1 = R1 Основная теорема зацепления - student2.ru и VM2 = – R2 Основная теорема зацепления - student2.ru соответственно.

Основная теорема зацепления - student2.ru

Рис. 38. К доказательству основной теоремы зацепления

Пусть NN – общая нормаль в данный момент в точке М. Очевидно, что условием непрерывности зацепления при вращении колес будет равенство проекций скоростей VM1 и VM2на общую нормаль, т. е. Основная теорема зацепления - student2.ru . В противном случае (при Основная теорема зацепления - student2.ru ) получим либо отставание одного зуба от другого ( Основная теорема зацепления - student2.ru ), либо «внедрение» ( Основная теорема зацепления - student2.ru ) – что недопустимо.

Обозначая углы векторов с нормалью через Основная теорема зацепления - student2.ru и Основная теорема зацепления - student2.ru , имеем:

Основная теорема зацепления - student2.ru .

Из подобия Основная теорема зацепления - student2.ru и Основная теорема зацепления - student2.ru :

Основная теорема зацепления - student2.ru ,

что и требовалось доказать.

Следствие 1. Проекции скоростей на общую касательную Основная теорема зацепления - student2.ru не равны между собой. Поэтому зацепление зубьев происходит со скольжением профилей, от которого возникает износ и потери на трение, зависящие от скорости скольжения Основная теорема зацепления - student2.ru .

Скольжения не будет только тогда, когда Основная теорема зацепления - student2.ru , т. е. в момент зацепления зубьев на линии центров.

Следствие 2. Для постоянства передаточного отношения необходимо, чтобы общая нормаль NN в любой момент зацепления проходила через одну и ту же точку на линии центров, называемую полюсом зацепления Р.

Окружности, проходящие через полюс зацепления, называют начальными(rω1 и rω2). Они являются центроидами относительного движения колес. Расстояние по дуге начальной окружности между двумя соседними зубьями называется шагом по начальной окружности (Pω1 и Pω2). Так как начальные окружности – центроиды, то Pω1 = Pω2 = Pω.

Числа зубьев колес обычно обозначаются через z (z1и z2). Тогда следующие равенства очевидны: Основная теорема зацепления - student2.ru и Основная теорема зацепления - student2.ru .

Из основной теоремы зацепления для круглых колес имеем:

Основная теорема зацепления - student2.ru , (6.1)

т. е. передаточное отношение пары зубчатых колес с неподвижными осями обратно пропорционально числу зубьев, взятому с соответствующим знаком. Для внешнего зацепления – знак «минус», для внутреннего – «плюс».

Из выражения (6.1) следует:

Основная теорема зацепления - student2.ru . (6.2)

Условиям основной теоремы зацепления и ее следствиям соответствует большое число кривых. Можно даже взять произвольный профиль одного зуба и получить, пользуясь основной теоремой, профиль зуба сопряженного с ним колеса. Однако такой профиль не будет соответствовать нижеперечисленным требованиям, предъявляемым к зубчатым колесам:

- профили должны быть взаимно просты и технологичны в производстве;

- зубчатые колеса должны быть взаимозаменяемы;

- профили зубьев должны иметь минимальный износ поверхностей и достаточную прочность и долговечность;

- профили должны давать постоянное давление на опоры для обеспечения долговечности подшипников.

В настоящее время в машиностроении и приборостроении основной кривой для профилей зубьев является эвольвента круга, предложенная Л. Эйлером в 1754 г. Более чем двухсотлетнее применение эвольвентных зубчатых колес свидетельствует об удачном выборе кривой, особенно в связи с изобретением прогрессивного метода обработки (метода обкатки).

Наши рекомендации