Параметры шероховатости (по ГОСТ 5789-73)(2789-73????)
Класс шероховатости | Ra | Rz | |
50 | 80; 63; 40 | 320; 250; 200; 160 | |
25 | 40; 32; 20 | 160; 125; 100; 80 | |
12,5 | 20; 16; 10 | 80; 63; 50; 40 | |
6,3 | 10; 8; 5 | 40; 32; 25; 20 | |
3,2 | 5; 4; 2,5 | 20; 16; 12,5; 10 | |
1,6 | 2,5; 2; 1,25 | 10; 8; 6,3 | |
0,8 | 1,25; 1; 0,63 | 6,3; 5; 4; 3,2 | |
0,4 | 0,63; 0,5; 0,32 | 3,2; 2,5; 2; 1,6 | |
0,2 | 0,32; 0,25; 0,16 | 1,6; 1,25; 1; 0,8 | |
0,1 | 0,16; 0,125; 0,08 | 0,8; 0,63; 0,5; 0,4 | |
0,05 | 0,08; 0,063; 0,04 | 0,4; 0,32; 0,25; 0,2 | |
0,025 | 0,04; 0,032; 0,02 | 0,2; 0,16; 0,125; 0,1 | |
0,012 | 0,02; 0,016; 0,01 | 0,1; 0,08; 0,063; 0,05 | |
0,01; 0,008 | 0,05; 0,04; 0,032 | ||
Примечания: 1) По ГОСТ 2789-73 классы 1-5, 13 и 14 определены через параметр Rz, классы 6-12 – через параметр Ra. 2) Параметры Ra, выделенные жирным шрифтом являются предпочтительными. |
Таблица 68
Рекомендуемая шероховатость поверхностей типовых машиностроительных деталей
Типовые детали | Шероховатость поверхности | |
Класс | Ra | |
Подшипники скольжения: | ||
малонагруженные, работающие при умеренных окружных скоростях: | ||
отверстие | 7-9 | 0,8 – 0,2 |
вал | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
высоконагруженные, работающие при больших окружных скоростях: | ||
отверстие | 8-9 | 0,4 – 0,2 |
вал | 9-10 | 0,2 – 0,1 |
Упорные подшипники скольжения: | ||
малонагруженные | 7-8 | 0,8 – 0,4 |
высоконагруженные, работающие при больших окружных скоростях | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
Сферические поверхности самоустанавливающихся подшипников и т.п. | 9-12 | 0,2 – 0,025 |
Неподвижные соединения с посадкой скольжения: | ||
отверстие | 8-9 | 0,4 – 0,2 |
вал | 9-11 | 0,2 – 0,05 |
Соединения с переходными посадками: | ||
отверстие | 7-9 | 0,8 – 0,2 |
вал | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
Прессовые и конусные соединения: | ||
отверстие | 7-10 | 0,8 – 0,1 |
вал | 8-11 | 0,4 – 0,05 |
Упорные буртики неподвижных цилиндрических соединений (рабочие поверхности | 6-8 | 1,6 – 0,4 |
Посадки подшипников качения: | ||
отверстие в корпусе при классе точности подшипника: | ||
нормальном | 8-9 | 0,4 – 0,2 |
повышенным | 9-10 | 0,2 – 0,1 |
высоком | 10-11 | 0,1 – 0,05 |
прецизионном | 11-12 | 0,05 – 0,025 |
вал при классе точности подшипника: | ||
нормальном | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
повышенным | 10-11 | 0,1 – 0,05 |
высоком | 11-12 | 0,05 – 0,025 |
прецизионном | 12-13 | 0,025 – 0,012 |
Продолжение таблицы 68
Типовые детали | Шероховатость поверхности | |
Класс | Ra | |
Шлицевые соединения, центрирование: | ||
по наружному диаметру: | ||
отверстие | 7-10 | 0,8 – 0,1 |
вал | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
по внутреннему диаметру: | ||
отверстие | 9-12 | 0,2 – 0,025 |
вал | 7-9 | 0,8 – 0,2 |
по граням шлицов: | ||
охватывающие поверхности | 7-10 | 0,8 – 0,1 |
охватываемые поверхности | 8-11 | 0,4 – 0,05 |
Шлицевые соединения с зазором: | ||
рабочие грани | 7-10 | 0,8 – 0,1 |
отверстие | 8-11 | 0,4 – 0,05 |
вал | 7-8 | 0,8 – 0,4 |
Шпоночно-пазовые соединения (рабочие грани): | ||
пазы | 5-7 | 3,2 – 0,8 |
шпонки | 6-8 | 1,6 – 0,4 |
Направляющие призматические поверхности: | ||
охватывающие | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
охватываемые | 9-12 | 0,2 – 0,025 |
Резьбы наружные: | ||
рядовые | 5-6 | 3,2 – 1,6 |
повышенной точности | 6-7 | 1,6 – 0,8 |
точные | 8-9 | 0,4 – 0,2 |
Резьбы внутренние: | ||
рядовые | 4-5 | 6,4 – 3,2 |
повышенной точности | 5-6 | 3,2 – 1,6 |
точные | 7-8 | 0,8 – 0,4 |
Винты ходовые (рабочие поверхности): | ||
гайка | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
винт | 10-12 | 0,1 – 0,025 |
Прямозубые колеса (рабочие поверхности зубьев): | ||
неответственного назначения | 6-7 | 1,6 – 0,8 |
работающие при умеренных нагрузках и окружных скоростях | 7-8 | 0,8 – 0,4 |
работающие при средних нагрузках и окружных скоростях | 9-10 | 0,2 – 0,1 |
тяжелонагруженные, подверженные ударной нагрузке и работающие при высоких окружных скоростях | 10-12 | 0,1 – 0,025 |
Косозубые и шевронные колеса (рабочие поверхности зубьев): | ||
работающие при умеренных нагрузках и окружных скоростях | 6-8 | 1,6 – 0,4 |
тяжелонагруженные и работающие при высоких окружных скоростях | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
Конические колеса (рабочие поверхности зубьев): | ||
работающие при умеренных нагрузках и окружных скоростях | 7-8 | 0,8 – 0,4 |
тяжелонагруженные и работающие при высоких окружных скоростях | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
Продолжение таблицы 68
Типовые детали | Шероховатость поверхности | |
Класс | Ra | |
Червячные колеса (рабочие поверхности зубьев): | ||
работающие при умеренных нагрузках | 7-8 | 0,8 – 0,4 |
тяжелонагруженные | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
Червяки (рабочие поверхности витков): | ||
работающие при умеренных нагрузках | 8-9 | 0,4 – 0,2 |
тяжелонагруженные | 10-11 | 0,1 – 0,05 |
Фрикционы, тормоза (рабочие поверхности): | ||
цилиндрические | 9-12 | 0,2 – 0,025 |
плоские | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
Уплотнения цилиндрические контактные (рабочие поверхности валов): | ||
с мягкими элементами манжеты | 10-11 | 0,1 – 0,05 |
с металлическими элементами | 11-12 | 0,05 – 0,025 |
Уплотнения торцевые (рабочие поверхности дисков): | ||
с мягкими элементами | 9-10 | 0,2 – 0,1 |
с металлическими элементами | 10-12 | 0,1 – 0,025 |
Уплотняющие поверхности ниппелей, штуцеров и т.п. | 7-9 | 0,8 – 0,2 |
Шкивы (рабочие поверхности): | ||
под плоские ремни | 9-12 | 0,2 – 0,025 |
клиноременных передач | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
Стыки герметичные, собираемые на прокладках: | ||
мягких | 6-8 | 1,6 – 0,4 |
твердых | 8-9 | 0,4 – 0,2 |
из мягких металлов | 9-10 | 0,2 – 0,1 |
Стыки герметичные (металл по металлу) | 10-12 | 0,1 – 0,025 |
Привалочные плоскости: | ||
рядовые | 5-7 | 3,2 – 0,8 |
точные | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
Свободные поверхности деталей (торцы и ненесущие цилиндрические поверхности валов, фаски, неработающие поверхности зубчатых колес, шкивов, маховиков, рычагов и т.п.) | ||
малонагруженных | 4-6 | 6,4 – 1,6 |
нагруженных высокими цикличными нагрузками | 6-9 | 1,6 – 0,2 |
Подошвы и основания станин, корпусов, лап | 3-4 | 12,5 – 6,3 |
Галтели: | ||
неответственного назначения | 5-6 | 3,2 – 1,6 |
деталей, нагруженных высокими цикличными нагрузками | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
Шестигранники, четырехгранники, лыски, фаски, пазы под ключ и т.п. | 4-5 | 6,4 – 3,2 |
Отверстия под крепежные детали, установленные с зазором | 4-5 | 6,4 – 3,2 |
Опорные поверхности под гайки и головки болтов: | ||
рядовые соединения | 5-6 | 3,2 – 1,6 |
ответственные, циклически нагруженные соединения | 7-8 | 0,8 – 0,4 |
Центрирующие буртики (фланцев, крышек, корпусных деталей и т.п.) | ||
отверстие | 5-6 | 3,2 – 1,6 |
буртик | 6-7 | 1,6 – 0,8 |
Детали управления, рукоятки, ручки, маховички и т.п. | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
Таблица 69