Рабочая программа курса «экспертиза дтп»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..5
1. Рабочая программа курса «Автотехническая экспертиза»…………6
2. Методические указания к выполнению контрольной работы………8
2.1 Порядок выбора варианта задания …………………………………..8
2.2 Пречень вопросов по теории организации и производства
экспертизы ДТП………………………………………………………...13
2.3 Варианты задач (ситуации)................................................ …………14
2.4 Методические указания по решению задач...................... …………16
Приложения (таблицы А, Б, В, Г, Д)....................................... …………23
Литература…..……………………………………………………………….31
ВВЕДЕНИЕ
Борьба с аварийностью на автодорогах Украины еще не может считаться достаточно эффективной, о чем свидетельствуют ежегодные статистические данные.
Не вдаваясь в глубокий анализ причин такого положения, заметим, что те же статистики указывают на три основные проблемы.
Ежегодно от 1,5 до 5,0% дорожно-транспортных происшествий происходит из-за неудовлетворительного технического состояния транспортных средств. Это первая проблема.
Вторая - от 15 до 20% ДТП от их общего числа ежегодно случалось из-за плохого состояния дорог и дорожных условий. По некоторым данным этот процент еще выше, так как не всегда эта причина фигурировала в материалах дела в качестве основной.
И третья, основная проблема - это человеческий фактор, т.е. неправильные действия участников дорожного движения; и водителей транспорта, и пешеходов, Причем, нередко неправильные действия участников дорожного движения объяснялись не случайным нарушением ПДД, а несоответствующим психофизиологическим состоянием. И уже потом, как следствие - нарушение Правил дорожного движения. Именно на человеческий фактор следует отнести от 75 до 85% ДТП, совершаемых на дорогах Украины.
Подготовку специалистов для автомобильного сектора экономики, способных на современном уровне решать сложные задачи обеспечения безопасности дорожного движения путем профессионального исследования причин аварийности и сопутствующих ей факторов должно обеспечить изучение студентами специального курса «Экспертиза дорожно-транспортных происшествий».
Программа курса включает в себя темы, изучив которые студент сможет в дальнейшем, на практике самостоятельно провести служебное расследование условий, обстоятельств и объективных причин ДТП с участием ведомственного транспорта, при необходимости - защитить интересы работодателя в соответствующих инстанциях.
Учитывая, что большую часть программы необходимо усвоить путем самообразования, в методических рекомендациях даются нужные пояснения и формулы для решения некоторых задач в процессе проведения автотехнических экспертиз.
При изучении курса следует придерживаться рабочей программы, использовать рекомендуемую литературу и уделить должное внимание разбору дорожно-транспортных происшествий, которые даются в качестве примеров.
Рекомендованная для изучения литература в методических указаниях приведена сокращенно. Например, [2], стр. 5-10 указывает на источник, который в списке литературы значится под номером 2.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ЭКСПЕРТИЗА ДТП»
1.1 Цели и задачи экспертизы
Дорожная обстановка и ее изменения. Опасная и аварийная, ситуации. Фазы ДТП.
Служебное расследование причин и обстоятельств ДТП. Судебная автотехническая экспертиза ДТП, ее цель.
Классификация экспертиз по составу ее участников и по очередности проведения.
Литература: [1] стр. 7…14
1.2 Производство экспертизы
Исходные материалы для производства судебной автотехнической экспертизы.
Содержание протокола осмотра места ДТП, его схема. Протокол осмотра и проверки технического состояния транспортных средств, при частных к ДТП. Содержание справки по ДТП. Этапы экспертизы. Составные части заключения судебного автотехнического эксперта (акт экспертизы).
Литература: [1] стр. 25…42
1.3 Расчеты движения автомобиля
1.3.1 Равномерное движение.
Торможение двигателем и движение накатом. Определение замедления автомобиля при движении накатом. Определение среднего замедления в интервалах скоростей. Зависимости между начальной, конечной и средней скоростями движения. Определение начальной и конечной скорости автомобиля.
1.3.2 Торможение при постоянном коэффициенте сцепления колес с дорогой.
Торможение при небольшом сопротивлении дороги. Тормозная диаграмма. Определение установившегося замедления транспортного средства при полном использовании сцепления всеми шинами. Определение скорости в момент начала полного торможения. Путь автомобиля за время торможения. Остановочный путь и остановочное время автомобиля.
1.3.3 Торможение при повышенном сопротивлении дороги
Тормозная диаграмма автомобиля при повышенном сопротивлении дороги. Определение остановочного пути автомобиля при известной начальной скорости. Определение начальной скорости по известному значнию длины следа юза. Оттормаживание автомобиля. Определение начальной скорости автомобиля с использованием известного значения длины следа юза и пути движения накатом после прекращения торможения.
1.3.4 Торможение при переменном коэффициенте сцепления колес с дорогой.
Определение начальной скорости автомобиля по упрощенной формуле. Определение замедления автомобиля на переходной фазе его движения, в момент съезда с первого участка дороги и въезда передними колесами на второй. Определение скорости автомобиля в начале каждой из трех фаз его движения в заторможенном состоянии. Определение остановочного времени и времени движения по фазам.
Литература: [1] стр. 43…72
1.4 Расчеты движения пешехода при наезде на него автомобиля
1.4.1 Параметры движения пешехода.
Определение скорости пешехода с учетом его возраста и состояния дорожного покрытия. Определение остановочного пути пешехода с учетом эмпирических коэффициентов.
1.4.2 Безопасные скорости автомобиля и пешехода.
Скорость - важнейший показатель дорожного движения. Обстоятельства, характеризуемые как опасная дорожная обстановка. Способы обеспечения безопасности движения пешехода. Понятие удаления (удаленности) автомобиля. Возможные безопасные скорости автомобиля, способы их определения. Определение безопасных скоростей пешеходов в зависимости от траектории их движения и удаленности автомобиля.
Литература: [1] стр. 73…86
1.5 Методика анализа наезда автомобиля на пешехода.
Классификация наезда на пешехода. Общая методика экспертного исследования. Восстановление механизма происшествия. Исследование вероятных версий и возможных последствий ДТП. Определение момента возникновения опасной дорожной обстановки. Восстановление механизма ДТП, исследование различных способов предотвращения наезда на пешехода.
1.5.1 Наезд на пешехода при неограниченной видимости и обзорности.
Наезд на пешехода в процессе движения автомобиля с постоянной скоростью и ударом, нанесенным передней частью. Наезд на пешехода в процессе движения в заторможенном состоянии и ударом, нанесенным передней частью автомобиля. Составление схемы ДТП. Определение удаления автомобиля от места наезда. Определение длины остановочного пути. Наезд на пешехода, сопровождаемый ударом боковой поверхностью автомобиля.
Литература: [1] стр. 87…112
1.5.2 Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием.
Наезд на пешехода в процессе движения автомобиля с постоянной скоростью и ударом, нанесенным передней частью. Наезд на пешехода в процессе движения с постоянной скоростью и ударом, нанесенным боковой поверхностью автомобиля. Наезд на пешехода при замедленном движении, в процессе торможения и ударом передней частью автомобиля. Наезд на пешехода при замедленном движении и ударом, нанесенном боковой поверхностью автомобиля
Литература: [1] стр. 112…120
1.5.3 Наезд на пешехода при ограниченной видимости.
Причины ограниченной (недостаточной) видимости. Общая видимость. Конкретная видимость. Определение удаления автомобиля при попутном и встречном наездах на пешехода. Определение условий при которых водитель автомобиля может избежать наезда, применив экстренное торможение или не сможет предотвратить наезд на попутно двигавшегося пешехода.
Литература: [1] стр. 126…132
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ