Техническое обслуживание

В нашей стране принята планово-предупредительная систе­ма технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Сущность этой системы состоит в том, что техническое об­служивание осуществляется по плану, а ремонт - по потребности.

Техническое обслуживание включает следующие виды ра­бот: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепеж­ные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехниче­ские и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов. Однако если при выполнении технического обслуживания нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах и приборах (карбюратор, бензонасос, распределитель и катушка зажигания и т. д.).

Принципиальные основы планово-предупредительной сис­темы технического обслуживания и ремонта автомобилей уста­новлены действующим Положением о техническом обслужива­нии и ремонте подвижного состава автомобильного транспор­та. Оно определяет периодичность, перечень и трудоемкость выполняемых работ и предусматривает следующие виды: еже­дневное обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2) и сезонное техническое обслуживание (СО).

Положение предусматривает два вида ремонтов автомоби­лей и их агрегатов: текущий ремонт (ТР), выполняемый в авто­транспортных предприятиях, и капитальный ремонт (КР), вы­полняемый на специализированных предприятиях или в специа­лизированных цехах крупных автотранспортных предприятий.

Каждый вид технического обслуживания включает строго регламентированный перечень выполняемых работ. Эти работы делятся на две части: контрольную и исполнительную.

Контрольная часть, или диагностическая, является обяза­тельной, а исполнительная часть работ выполняется по потребно­сти. Это значительно сокращает материальные и трудовые затра­ты при выполнении технического обслуживания.

Диагностика является частью технологического процесса при выполнении технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. Она обеспечивает получение исходной информа­ции о техническом состоянии автомобиля.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) выполняет­ся ежедневно после возвращения автомобиля с линии в межсмен- ное время и включает:

контрольно-осмотровые работы по механизмам и систе­мам, обеспечивающим безопасность движения. Кроме того, про­водится осмотр кузова, кабины, приборов освещения;

уборочно-моечные и сушильно-обтирочные операции, а так­же дозаправку автомобиля топливом, маслом и охлаждающей жидкостью. Мойка автомобиля осуществляется по потребности и зависит от погодных и климатических условий, санитарных требований, а также от требований, предъявляемых к внешнему виду автомобиля. Кроме того, уборочно-моечные работы обеспе­чивают качественное проведение технического обслуживания и ремонта автомобиля.

Во время уборки удаляют мусор, пыль, грязь из салонов лег­ковых автомобилей и автобусов, кабин и платформ грузовых ав­томобилей, протирают панель приборов, стекла, рулевое колесо, очищают сиденья и спинки кресел. Кузова автомобилей специ­ального назначения (санитарных и продуктовых) и автобусов, кроме того, дезинфицируют и моют их полы и стены.

В качестве оборудования и инструмента для уборочных ра­бот применяют стационарные и бытовые пылесосы, различные щетки и скребки, метлы. Уборочно-моечные работы часто вы­полняют на специализированных постах.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном осмотре всего автомобиля и выполнении в установ­ленном объеме контрольно-диагностических, крепежных, регу­лировочных, смазочных, электротехнических и заправочных ра­бот с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормо­зов и других механизмов.

Комплекс диагностических работ (Д-1) выполняют во время или перед первым техническим обслуживанием, служит для ди­агностирования механизмов и систем, обеспечивающих безопас­ность движения автомобиля.

Проводят (ТО-1) в межсменное время, периодически через установленные интервалы по пробегу, что должно обеспечивать безотказную работу агрегатов, механизмов и систем автомобиля в пределах установленной периодичности.

Углубленное диагностирование (Д-2) проводят за 1 -2 дня до ТО-2 для того, чтобы обеспечить информацией зону ТО-2 о пред­стоящих объемах работ, а при выявлении большого объема теку­щего ремонта заранее переадресовать автомобиль в зону текуще­го ремонта.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает вы­полнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку действия агрегатов, механизмов и приборов в процессе их работы. Проводят ТО-2 со снятием автомобиля на 1-2 дня с эксплуатации.

На АТП Д-1 и Д-2 часто объединяют в одном специализиро­ванном участке с использованием стационарных стендов и пере­носных приборов.

Для диагностики Д-1, обеспечивающей безопасность дви­жения автомобиля, требуются быстродействующие автоматизи­рованные средства диагностирования тормозных механизмов и рулевого управления.

Диагностика Д-2 предусматривает диагностирование авто­мобиля в целом, необходимы стенды с беговыми барабанами для определения мощностных и экономических показателей, а также состояния систем и агрегатов в условиях, максимально прибли­женных к реальным условиям работы автомобиля.

Для диагностики, совмещенной с техническим обслужива­нием и ремонтом, должны применяться передвижные и перенос­ные диагностические средства и приборы.

Сезонное техническое обслуживание (СО) проводят 2 раза в год для подготовки подвижного состава к эксплуатации в хо­лодное и теплое время года. В зонах холодного климата сезонное обслуживание проводят отдельно как самостоятельный вид об­служивания, для остальных зон - совмещают с ТО-2 при соответ­ствующем увеличении трудоемкости, связанной со спецификой сезонных работ.

Ремонт

Текущий ремонт (ТР) заключается в устранении мелких неисправностей автомобиля, вовремя проведенный способствует выполнению установленных норм пробега автомобиля до капи­тального ремонта.

Текущий ремонт заключается в проведении разборочно- сборочных, слесарных, сварочных и других работ, а также замены деталей в агрегатах без снятия их с автомобиля. Когда разобрать и отремонтировать узел или агрегат без снятия его с автомобиля не­возможно, то производят его замену на предварительно отремонти­рованный, взятый со склада оборотных узлов и деталей.

При текущем ремонте агрегаты на автомобиле меняются только в том случае, когда время ремонта агрегата без снятия его с автомобиля больше времени, необходимого для его замены.

Капитальный ремонт (КР) автомобилей (агрегатов) пре­дусматривает его проведение только тогда, когда можно обеспе­чить их пробег после ремонта не менее 80 % от норм пробега но­вых автомобилей (агрегатов).

При капитальном ремонте автомобиля (агрегата) выполня­ется его полная разборка на узлы и детали, которые затем ремон­тируют или заменяют на новые или восстановленные. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и направляют на сборку автомобиля. При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее восстановленных и отре­монтированных агрегатов.

Легковые автомобили и автобусы направляют в капиталь­ный ремонт, если необходим капитальный ремонт его кузова. Грузовые - если необходим капитальный ремонт рамы или капи­тальный ремонт не менее трех основных агрегатов.

Автомобили, как правило, подвергают только одному капи­тальному ремонту.

Для проверки качества капитального ремонта иногда прово­дят диагностирование отремонтированного автомобиля.

Наши рекомендации