Техническое обслуживание
В нашей стране принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Сущность этой системы состоит в том, что техническое обслуживание осуществляется по плану, а ремонт - по потребности.
Техническое обслуживание включает следующие виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехнические и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов. Однако если при выполнении технического обслуживания нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах и приборах (карбюратор, бензонасос, распределитель и катушка зажигания и т. д.).
Принципиальные основы планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены действующим Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Оно определяет периодичность, перечень и трудоемкость выполняемых работ и предусматривает следующие виды: ежедневное обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2) и сезонное техническое обслуживание (СО).
Положение предусматривает два вида ремонтов автомобилей и их агрегатов: текущий ремонт (ТР), выполняемый в автотранспортных предприятиях, и капитальный ремонт (КР), выполняемый на специализированных предприятиях или в специализированных цехах крупных автотранспортных предприятий.
Каждый вид технического обслуживания включает строго регламентированный перечень выполняемых работ. Эти работы делятся на две части: контрольную и исполнительную.
Контрольная часть, или диагностическая, является обязательной, а исполнительная часть работ выполняется по потребности. Это значительно сокращает материальные и трудовые затраты при выполнении технического обслуживания.
Диагностика является частью технологического процесса при выполнении технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. Она обеспечивает получение исходной информации о техническом состоянии автомобиля.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) выполняется ежедневно после возвращения автомобиля с линии в межсмен- ное время и включает:
контрольно-осмотровые работы по механизмам и системам, обеспечивающим безопасность движения. Кроме того, проводится осмотр кузова, кабины, приборов освещения;
уборочно-моечные и сушильно-обтирочные операции, а также дозаправку автомобиля топливом, маслом и охлаждающей жидкостью. Мойка автомобиля осуществляется по потребности и зависит от погодных и климатических условий, санитарных требований, а также от требований, предъявляемых к внешнему виду автомобиля. Кроме того, уборочно-моечные работы обеспечивают качественное проведение технического обслуживания и ремонта автомобиля.
Во время уборки удаляют мусор, пыль, грязь из салонов легковых автомобилей и автобусов, кабин и платформ грузовых автомобилей, протирают панель приборов, стекла, рулевое колесо, очищают сиденья и спинки кресел. Кузова автомобилей специального назначения (санитарных и продуктовых) и автобусов, кроме того, дезинфицируют и моют их полы и стены.
В качестве оборудования и инструмента для уборочных работ применяют стационарные и бытовые пылесосы, различные щетки и скребки, метлы. Уборочно-моечные работы часто выполняют на специализированных постах.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов.
Комплекс диагностических работ (Д-1) выполняют во время или перед первым техническим обслуживанием, служит для диагностирования механизмов и систем, обеспечивающих безопасность движения автомобиля.
Проводят (ТО-1) в межсменное время, периодически через установленные интервалы по пробегу, что должно обеспечивать безотказную работу агрегатов, механизмов и систем автомобиля в пределах установленной периодичности.
Углубленное диагностирование (Д-2) проводят за 1 -2 дня до ТО-2 для того, чтобы обеспечить информацией зону ТО-2 о предстоящих объемах работ, а при выявлении большого объема текущего ремонта заранее переадресовать автомобиль в зону текущего ремонта.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку действия агрегатов, механизмов и приборов в процессе их работы. Проводят ТО-2 со снятием автомобиля на 1-2 дня с эксплуатации.
На АТП Д-1 и Д-2 часто объединяют в одном специализированном участке с использованием стационарных стендов и переносных приборов.
Для диагностики Д-1, обеспечивающей безопасность движения автомобиля, требуются быстродействующие автоматизированные средства диагностирования тормозных механизмов и рулевого управления.
Диагностика Д-2 предусматривает диагностирование автомобиля в целом, необходимы стенды с беговыми барабанами для определения мощностных и экономических показателей, а также состояния систем и агрегатов в условиях, максимально приближенных к реальным условиям работы автомобиля.
Для диагностики, совмещенной с техническим обслуживанием и ремонтом, должны применяться передвижные и переносные диагностические средства и приборы.
Сезонное техническое обслуживание (СО) проводят 2 раза в год для подготовки подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое время года. В зонах холодного климата сезонное обслуживание проводят отдельно как самостоятельный вид обслуживания, для остальных зон - совмещают с ТО-2 при соответствующем увеличении трудоемкости, связанной со спецификой сезонных работ.
Ремонт
Текущий ремонт (ТР) заключается в устранении мелких неисправностей автомобиля, вовремя проведенный способствует выполнению установленных норм пробега автомобиля до капитального ремонта.
Текущий ремонт заключается в проведении разборочно- сборочных, слесарных, сварочных и других работ, а также замены деталей в агрегатах без снятия их с автомобиля. Когда разобрать и отремонтировать узел или агрегат без снятия его с автомобиля невозможно, то производят его замену на предварительно отремонтированный, взятый со склада оборотных узлов и деталей.
При текущем ремонте агрегаты на автомобиле меняются только в том случае, когда время ремонта агрегата без снятия его с автомобиля больше времени, необходимого для его замены.
Капитальный ремонт (КР) автомобилей (агрегатов) предусматривает его проведение только тогда, когда можно обеспечить их пробег после ремонта не менее 80 % от норм пробега новых автомобилей (агрегатов).
При капитальном ремонте автомобиля (агрегата) выполняется его полная разборка на узлы и детали, которые затем ремонтируют или заменяют на новые или восстановленные. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и направляют на сборку автомобиля. При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее восстановленных и отремонтированных агрегатов.
Легковые автомобили и автобусы направляют в капитальный ремонт, если необходим капитальный ремонт его кузова. Грузовые - если необходим капитальный ремонт рамы или капитальный ремонт не менее трех основных агрегатов.
Автомобили, как правило, подвергают только одному капитальному ремонту.
Для проверки качества капитального ремонта иногда проводят диагностирование отремонтированного автомобиля.