Двухконтурная система электропривода с отрицательной обратной связью по скорости и отсечкой по току
Как видно из предыдущих расчетов, жесткость механических характеристик электропривода с вентильным преобразователем относительно мал. В связи с этим с целью расширения диапазона регулирования скорости в системах вентильного электропривода постоянного тока могут использоваться обратные связи, а именно положительная по току якоря, либо отрицательные по скорости и по напряжению. С целью ограничения тока в вентильном преобразователе и якоре двигателя может использоваться задержанная отрицательная обратная связь по току (токовая отсечка). В этом случае электропривод имеет экскаваторную характеристику.
Система АЭП с отрицательной обратной связью по скорости и отсечкой (задержанной обратной связью) по току представлена на рисунке 2.
Вд-стабилитрон. Уменьш скорость и сигнал обр связи.
Рисунок 2 – Система АЭП
В зависимости от величины тока якоря, возможны два режима работы привода:
а) I < Iотс, ½Uдт½< Uст VD.
В рабочем диапазоне тока работает только одна отрицательная обратная связь по скорости (сигнал ОС по току не поступает на усилитель). Тогда напряжение управления (при Rзс = Rдс) равно
Uy = (Uзс – Uдс)×крс(28)
ЭДС преобразователя уравновешивается ЭДС двигателя и падением напряжения на эквивалентном сопротивлении
Еп= Uу×кп = Е + I×RЭ(29)
где Е = k×Фн×ω - ЭДС якоря ДПТ;
КП – коэффициент усиления преобразователя.
Напряжение датчика скорости пропорционально частоте вращения якоря двигателя:
Uдс= кдс× ω(30)
Совместное решение уравнений (28), (29) и (30) дает выражение (31) для первого участка электромеханической характеристики привода с отрицательной обратной связью по скорости:
(Uзс – кдс× ω)×крс×кп = k×Фн× ω + I×RЭ;
Uзс×крс×кп + кдс× ω ×крс×кп = k×Фн× ω + I×RЭ;
(31)
где Кд = 1/kФН – коэффициент передачи двигателя.
б) I > Iотс, ½Uдт½> Uст VD.
В этом диапазоне тока одновременно на входе регулятора скорости действуют два сигнала ОС:
- сигнал по скорости, который стремится сделать скоростную характеристику более жесткой;
- сигнал по току, который стремится сделать скоростную характеристику более мягкой.
Для получения требуемой характеристики должна преобладать ОС по току. Сигнал управления становится равен
Uy = (Uзс – Uдс – Uдт + Uст)×крс (32)
где UДТ= b×I×RЭ сигнал датчика тока;
UСТ – напряжение пробоя стабилитрона.
Решая совместно уравнения (29), (30) и (32), получим выражение (33) для второго участка электромеханической характеристики привода при наличии обратных связей по скорости и по току:
[Uзс –ω×кдс – b×I×(Ra + Rп) + Uст]×крс×кп = се×Фн×ω + I×(Ra + Rп);
. (33)
Статические характеристики двухконтурной системы АЭП с отрицательной ОС по скорости и отсечкой по току представлены на рисунке 3.
ωотс |
ω |
ω0 |
Iст |
Iотс |
IН |
I |
I |
II |
Рисунок 3 - Статические характеристики двухконтурной системы АЭП
Для того, чтобы сформировать такую характеристику, необходимо рассчитать параметры преобразователя, датчиков скорости и тока, регуляторов.