Правовые формы борьбы с теневой экономикой.

В РФ пока нет комплексной программы борьбы с теневой экономикой. Подписанная в мае президентом В. Путиным Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 года не содержит конкретных рецептов, в ней только говорится, что с этой угрозой надо бороться. Впрочем, в феврале 2017 Минэкономразвития и Минфин заявляли, что ищут способы борьбы с теневой экономикой. Конкретные решения не были представлены, но была идея ограничить продажу автомобилей, квартир и предметов роскоши за наличные.

Способы борьбы государства с теневым бизнесом сосредоточиваются на трёх основных направлениях: 1)На предотвращении втягивания в теневой бизнес легальных предпринимателей и наемных работников; 2)На мерах по сокращению численности контингента незаконных предпринимателей; 3) На формировании благоприятных условий для функционирования легального предпринимательства.

По первому направлению государство действует следующим образом. Во-первых, средствами рекламы и пропаганды создаётся негативный образ теневому бизнесу, через СМИ подчёркивается его вредное воздействие на экономику и общество, указывается на ущерб, наносимый незаконным предпринимательством населению и легальному бизнесу. Во-вторых, правоохранительными органами ведётся активная профилактическая работа по предотвращению незаконного предпринимательства. В-третьих, пресекается нелегальная предпринимательская деятельность на стадии её формирования, а её организаторы берутся на учёт и подвергаются административным и уголовным наказаниям.

Сокращение численности незаконных предприятий и предпринимателей осуществляется за счёт оперативно-розыскных мер правоохранительных органов, связанных с задержанием и наказанием организаторов теневого бизнеса.

Третье направление борьбы с теневым бизнесом включает в себя создание благоприятных условий для развития легитимного предпринимательства. Государственные органы совместно с представителями общественных организаций и легального бизнеса вырабатывают систему организационных, правовых, финансовых и иных мероприятий, связанных с облегчением функционирования официально зарегистрированных коммерческих структур. В перечень мер, улучшающих среду бизнеса, входят:

· Улучшение налогового климата;

· Переход на систему безналичных расчётов посредством электронных платёжных систем;

· Снижение административного давления на легальный бизнес;

· Защита собственности и личности предпринимателя и предприятий от посягательств криминальных структур и недобросовестных государственных чиновников;

· Помощь в кредитовании бизнеса;

· Устранение системы поборов и вымогательства в любых формах;

· Создание системы бизнес-инкубаторов, обучения и переобучения предпринимателей с участием государственных средств и ресурсов.

· С целью увеличения эффективности мер по борьбе с теневым бизнесом, государственными структурами привлекаются к сотрудничеству в данном вопросе такие заинтересованные стороны, как легальный бизнес и общественные организации.

Среди практических мер, направленных на снижение теневого сектора, можно выделить следующие:

— ужесточение требований к заявкам на право налогового вычета в отраслях с высокими рисками ухода в тень (Канада, Швеция, Великобритания, США);

— расширение использования практики использования данных «третьих сторон» при выявлении «бросающегося в глаза» потребления (сверхдорогих товаров и предметов роскоши) (Австралия);

— публикация в открытом доступе имен крупных неплательщиков — политика namingandshaming (Великобритания);

— создание системы стандартов или типовых показателей для отраслей, которые показывали бы соотношения между затратами и выпуском (Австралия);

— принудительное использование сертифицированных кассовых аппаратов (с черным ящиком) для организаций, использующих наличный расчет (Канада, Швеция, Греция);

— принудительное использование регистров наемных работников с обязательным указанием личных данных работника, отработанного времени, вида деятельности организации и ее названия (Швеция);

— дополнительные штрафы для налогоплательщиков, которые ранее уже были уличены в уклонении от налогов (Великобритания);

— создание службы связи с налогоплательщиками, прошедшими аудиторскую проверку, для мониторинга текущего положения и обеспечения помощи в случае необходимости (Австралия).

Одной из наиболее успешных мер по борьбе с теневым сектором является также создание добровольных программ по выходу из тени для крупных предприятий. Акцент в таких программах делается на снижении наказания при добровольном выводе средств из офшоров. Ключевые элементы стимулирования — высокий уровень ответственности за нарушение налогового законодательства и существенно более мягкое наказание в случае добровольной «явки с повинной». В частности, смягчение наказания может выражаться как в снижении денежных штрафов, процентов и пеней, так и в отмене уголовной ответственности для нарушителей.

Сокращение масштабов теневого сектора во многом будет зависеть от решения российских институциональных проблем, среди которых — низкий уровень доверия граждан к действиям правительства, недостаточный уровень защиты прав и свобод и т. п.

Повышение уровня финансовой и налоговой грамотности населения, формирование в общественном сознании связи между понятиями «уплата налогов» и «качество государственных услуг» могут стать основой для создания в России «общества налогоплательщиков» как базового элемента гражданского общества.

Реальная борьба с коррупцией могла бы существенно повысить уровень доверия населения к действиям правительства и наладить продуктивный диалог между обществом и властью, что, в свою очередь, сформировало бы правильную почву для успешной реализации конкретных мер по сокращению теневого сектора экономики.

Наши рекомендации