Динамика доли теневой экономики в ВВП для стран с переходной экономикой (в пооцентах к ВВП)

Страны 1989 г. 1990г. 1991г. 1992г. 1993 г. 1994 г. 1995 г.
Азербайджан 12,0 21,9 22,7 39,2 51,2 58,0 60,6
Беларусь 12,0 15,4 16,6 13,2 11,0 18,9 19,3
Болгария 22,8 25,1 23,9 25,0 29,9 29,1 36,2
Венгрия 27,0 28,0 32,9 30,6 28,5 27,7 29,0
Грузия 12,0 24,9 36,0 52,3 61,0 63,5 62,6
Казахстан 12,0 17,0 19,7 24,9 27,2 34,1 34,3
Латвия 12,0 12,8 19,0 34,3 31,0 34,2 35,3
Литва 12,0 11,3 21,8 39,2 31,7 28,7 21,6
Молдова 12,0 18,1 27,1 37,3 34,0 39,7 35,7
Польша 15,7 19,6 23,5 19,7 18,5 15,2 12,6
Россия 12,0 14,7 23,5 32,8 36,7 40,3 41,6
Румыния 22,3 13,7 15,7 18,0 16,4 17,4 19,1
Словакия 6,0 7,7 15,1 18,0 16,4 17,4 19,1
Узбекистан 12,0 11,4 7,8 11,7 10,1 9,5 6,5
Украина 12,0 16,3 25,6 33,6 38,0 45,7 48,9
Чехия 6,0 6,7 12,9 16,9 16,9 17,9 11,3
Эстония 12,0 19,9 26,2 25,4 24,1 25,1 11,8

Источник: Jensen M. Politics and Enterpreneurships in Transition Economies / М.Jensen, P.Kaufmann, A.Shleifer // Working Paper, WDI. - 1997. — № 57.

Наибольших масштабов теневой сектор за первые пять лет реформ достиг в Азербайджане и Грузии — соответственно 60,6 и 62,6% от ВВП. Далее следовала Россия — 41,6%, за ней с незначительным отрывом Болгария — 36,2%, Молдова — 35,7%, Латвия — 35,7%, Казахстан — 34,3%.

Теневая экономика в России

По оценке мировых финансовых институтов, в России ежегодно отмывается до 100 млрд. долл., а объем теневой экономики превышает 40% валового внутреннего продукта. Об этом сообщил Заместитель генерального секретаря ООН Пино Арлакки на международной конференции в Санкт-Петербурге по проблемам борьбы с теневой экономикой и легализацией доходов, полученных незаконным путем[143].

По данным МВД РФ, в 1990—1991 гг. в теневой экономике производилось от 10 до 11% ВВП, в 1993 г. — 27%, в 1994 г. — 39%, в 1995 г. — 45%, в 1996 г. — 46%. С теневой экономикой связана деятельность 58—60 млн. чел.[144] Данные Госкомстата значительно ниже: 1992-1994 гг. - 9-10%, 1995 г. - 20%, 1996 г. -23%[145]. По данным Госкомстата на май 2002 г., в теневом секторе экономики было занято 15,4% от общей численности работающих. В эпоху «перестройки» (1985—1990 гг.) считалось, что теневая экономика является порождением командно-административной системы и что с переходом к рынку она исчезнет сама собой. Однако все произошло с точностью до наоборот.

В процессе неуправляемой реструктуризации народного хозяйства и спонтанной приватизации наблюдался значительный рост хищений и воровства. Государственные чиновники «приватизировали» крупнейшие и наиболее прибыльные предприятия, сырье и материалы; директора предприятий — сырье и оборудование; рабочие — детали и инструменты; владельцы инвестиционных компаний — деньги у населения и т.д. Бюрократия наглядно демонстрировала феномен рентоориентированного поведения.

На тесную связь теневой экономики и коррупции указывают И.Клямкин и Л.Тимофеев. По их мнению, «главная и самая очевидная особенность теневых экономических отношений в России состоит в том, что они принципиально неотделимы от коррупции» (см. также гл. 10)[146]. Авторы подчеркивают, что «подпольная экономика» в ее современном отечественном варианте не только не противостоит экономике «формальной», но лишь внутри ее и существует. Иначе говоря, в основе внелегальных экономических отношений в России лежит возможность приватизировать любое общественное благо (в частности, любой закон) и пустить его в теневой оборот[147]. Теневая экономика в России, таким образом, выступает как приватизированное государство, или, по выражению И.Клямкина и Л.Тимофеева, теневое «парагосударство». В этом «парагосударстве» функции, которые в принципе должны быть исключены из рыночного оборота (например, суд, армия, законотворчество и др.), утрачивают характер общественного блага и становятся предметом купли-продажи.

С началом рыночных реформ, если за точку отсчета принять либерализацию цен в январе 1992 г., появились новые стимулы для развития теневой и неформальной экономики:

- неспособность государства выполнять свои функции;

- нарушение status quo в обществе (проблема безбилетника);

- ослабление системы наказания;

- развал системы правовых институтов;

- рост коррупции;

- распространение неформальных отношений и т.д.

Одной из важнейших черт переходной экономики явилась институционализация теневого сектора, которая стала устойчивым элементом экономической системы, своеобразным дополнением к легальной экономике.

Институциональные причины теневой экономики

Среди основных, однако взаимосвязанных причин существования теневой экономики, по мнению автора, следует выделить следующие:

• Отсутствие эффективной системы защиты прав собственности.

• Высокие трансакционные издержки легального бизнеса.

• Подчинение системы государственных институтов определенной группе интересов.

Наши рекомендации