Финансовый механизм, его сущность, структура и принципы управления.
Финансовый механизм представляет собой систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.
Финансовый механизм состоит из совокупности организационных форм финансовых отношений, формы финансовых ресурсов, порядка и методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятия, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.).
Структура финансового механизма состоит из 5 элементов, которые взаимосвязаны между собой:
1. Финансовые методы– приемы и способы воздействия финансов на экономику (инвестирование, налогообложение, лимитирование и т.д.);
2. Финансовые рычаги– инструменты воздействия финансов на экономику (прибыль, цена, дисконт, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, котировка валютного курса рубля и т. п.);
3. Правовое обеспечение– наличие законодательных и других правовых актов, регламентирующих финансовую деятельность (законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления);
4. Нормативное обеспечение– наличие норм и нормативов финансовой деятельности (инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.);
5. Информационное обеспечение– наличие необходимой информации для принятия финансовых решений (разного рода и вида экономическая, коммерческая, финансовая и прочая информация).
Принципы управления финансами:
· комплексный характер финансовой политики в целом и её элементов;
· сбалансированность доходов и расходов в рамках финансовой системы;
· приоритетная ориентация не на максимизацию и минимизацию финансовых показателей, а на их оптимизацию;
· взаимосвязь применяемых методов управления;
· учет специфики современного периода.
Экономическая сущность доходов и расходов бюджета, формы их проявления и материального внедрения.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основногообщегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства.
Расходы бюджета представляют экономические отношения, возникающие в связи с распределением денежных средств государства и их использованием по назначению. Эти затраты возникают при выполнении государством своих функций. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает количественной и качественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.
Бюджетное устройство, его принципы и их реализация на практике.
Под бюджетным устройством понимают организацию и принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь между ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство Украины определяется с учетом государственного устройства и административно-территориального деления Украины.
Бюджетное устройство Украины основано на принципах: демократизации бюджетных отношений, единства, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.
Демократизация бюджетных отношений состоит в том, что построение сводного бюджета Украины предусматривает рациональное сочетание централизованного начала в управлении бюджетным процессом с широким участием местных и региональных органов власти.
Принцип единства бюджета означает существование единого метода расчета доходов и расходов звеньев бюджетной системы.
Принцип полноты состоит в отображении в бюджете всех без исключения доходов и расходов.
Принцип достоверности заключается в формировании бюджета на базе реальных экономических показателей, научно обоснованных нормативов и отражении в отчете о выполнении бюджета только тех доходов и расходов, которые являются результатом конечных кассовых операций банков.
Принцип гласности обеспечивается тем, что в средствах массовой информации постоянно освещаются показатели бюджетов и отчетов об их исполнении.
Принцип наглядности - это отражение показателей бюджета во взаимосвязи с общими экономическими показателями путем использования средств максимальной информированности, результатов сравнит. анализа, определения темпов и пропорций экономического развития общественного производства.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников дохода и правом определения основных направлений их использования в соответствии с законодательством Украины.