Охарактеризуйте элементы системы налогообложения.
Налогообложение – сбор, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с физических лиц и корпоративных организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения фискальной политики. Платежи за особые услуги, оказанные плательщику или для плательщика, не рассматриваются как налогообложение.
Элементы налогообложения – определяемые законодательными актами государства или нормативными правовыми актами принципы, правила, категории, термины, применяемые для установления, введения, взимания налога.
Система элементов правового регулирования налога состоит из обязательных и факультативных элементов. Обязательные элементы включают две группы – основные и дополнительные.
1. Основные элементы определяют основополагающие, сущностные характеристики налога, которые формируют представление о налоговом механизме.
К основным элементам правового механизма налога и сбора относятся:
– объект налогообложения;
– налоговая база;
– налоговый период;
– налоговая ставка;
– порядок исчисления налога;
– порядок и сроки уплаты налога.
– субъект (налогоплательщик или плательщик сбора),
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Порядок уплаты налогов и сборов.Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.
Дополнительные элементы детализируют специфику конкретного платежа, создают завершенную и полную систему налогового механизма. К дополнительным элементам правового механизма налога относятся налоговые льготы, методы, способы уплаты налога, бюджет или фонд, куда поступают налоговые платежи, особенности налогового режима, особенности налоговой отчетности.
Факультативные элементы– это элементы налогообложения, которые являются не обязательными, но могут быть определены законодательным актом по налогам. К таким элементам налога относятся следующие:
- налоговые льготы – возможность не уплачивать налог, либо уплачивать его не в полном объеме;
- порядок зачета или переплаты налога;
- порядок принудительного взыскания недоимки;
- порядок взыскания налоговых санкций.
38.Раскройте экономическое содержание и функции бюджета.
Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.
Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях.
Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи функции -- распределительная (перераспределительная), регулирующая и контрольная.
С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей экономики.
Суть контрольной функции бюджета состоит в том, что она позволяет знать насколько своевременно и в полном объеме финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и как рационально и эффективно они используются. Необходимость контроля вытекает из противоречивого характера финансовых отношений, поскольку каждый субъект стремится получить как можно больше. А потому в процессе распределения валового внутреннего продукта необходим постоянный всеохватывающий контроль. Он охватывает все аспекты деятельности государства, юридических и физических лиц с целью обеспечения динамического развития экономики, ускорения научно-технического прогресса, рационального использования финансовых ресурсов государства, сокращение непроизводственных затрат.
Регулирующая функциявытекает из распределительной и связана с вмешательством государства через государственный бюджет на воспроизведенные процессы в обществе. Бюджетное регулирование охватывает все формы влияния государства на проведение бюджетной политики, начиная от принятия закона о государственном бюджете или решение о местном бюджете вплоть до их применениями органами государственной и местной власти и управления.