Финансовая политика, ее сущность, типы и виды.
Финансовая политика– это совокупность методов и направлений влияния государства на функционирование финансовой системы. Целью этого влияния является укрепление экономического (а значит и политического) потенциала страны.
Основной целью финансовой политики является оптимальное распределение валового внутреннего продукта между областями народного хозяйства, социальными группами населения, территориями. На этой основе может обеспечиваться стойкое возрастание экономики, усовершенствование ее структуры, создание условий для развития хозяйственных образований различных форм собственности, совместных предприятий с Иностранным капиталом, акционерных обществ. При этих условиях большое значение имеет также создание надежных социальных гарантий населению.
Содержание финансовой политики состоит в разработке основных направлений использования финансов, исходя из необходимости решения экономических и социальных задач. С помощью финансовой политики государство финансирует потребности расширенного воспроизводства, регулирует масштабы и пропорции развития общественного производства, совершенствует его отраслевую и территориальную структуру.
Финансовая политика и ее структурные составляющие– фискальная или налоговая политика, кредитная политика, бюджетная политика, денежная политика – влияют на все стороны жизнидеятельности общества. Субъект финансовой политики – государство – разрабатывает стратегию развития общества. Таким образом, финансовая политика становится организующим первоисточником общественного развития.
Финансовая политика включает в себя стратегию и тактику.
Финансовая стратегияэто основные направления использования финансов на долгосрочную перспективу. Она направлена на создание финансовых концепций и программ.Примеромстратегических задач является внедрение собственной денежной единицы, проведение прозрачной приватизации, преодоление инфляции и спада производства.
Финансовая тактиканаправлена на решение задач конкретного этапа развития страны.Примеромявляется: усовершенствование системы налогообложения, предоставление льгот отдельным плательщикам, территориальное перераспределение финансовых ресурсов через бюджетную систему.
Основные направления финансовой политики:
1. Аккумуляция финансовых ресурсов и их распределение внутри государства между регионами и областями народнохозяйственного комплекса, повышение эффективности их использования.
2. Содействие развитию производства и предпринимательской деятельности, создание условий для обеспечения экономического роста в государстве.
3. Оптимизация структуры доходов и расходов.
4. Усовершенствование государственного и местного финансового законодательства.
5. Мобилизация и использование финансовых ресурсов на обеспечение социальных гарантий, достижение более высокого уровня жизни населения.
Выделяют три основных типа финансовой политики:
1) классическая; 2) регулирующая; 3) планово-директивная.
Основное направление классического типаполитики - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, что позволяло создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Система управления финансовой деятельностью сосредоточивалась, как правило, в министерстве финансов.
Регулирующаяфинансовая политика целью является использование финансового механизма для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог. Большое внимание уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.
В основу финансовой политики была положена неконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени прогрессивности обложения.
Планово-директивнаяфинансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех не используемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве.
Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида:
1. Политика экономического роста – это система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает рост государственных расходов, снижение налогового бремени. Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.
2. Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации.
3. В свою очередь, политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.
Сдерживающая политика подразумевает уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов.
Реализация финансовой политики проводится в три этапа:
I этап. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.
II этап. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть, выработка стратегии и тактики финансовой политики.
IIIэтап.Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.