Использование в анализе средних и относительных величин, группировок и балансового приема

Для раскрытия общих тенденций изменения тex или иных явлений в процессе их анализа широко применяют относительные и средние величины.

Проценты используют для изучения степени выполнения плана, оценки динамики показателей, выражения качественных характеристик явлений (например, рентабельность продукции).

Коэффициенты рассчитывают как отношение двух взаимосвязанных показателей, один из которых принимается за базу.

Относительные величины применяют также при изучении структуры явлений и процессов.

На практике наряду с относительными часто используют средние величины. Их применяют для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. Наиболее часто для отражения массовых явлений рассчитывают среднюю численность, среднюю заработную плату и т.д. В экономическом анализе используют различные виды средних:

- среднеарифметическую:

- среднехронологическую;

- среднегеометрическую;

- средневзвешенную;

- моду;

- медиану.

Прием группировки является одним из основных методов экономического анализа и изучения социально-экономических процессов.

Для того, чтобы совокупность первичных данных могла быть использована для экономических выводов, ее необходимо систематизировать. Группировка – это объединение качественно однородных явлений или процессов в определенные группы или подгруппы по какому-либо признаку.

В зависимости от задач анализа используются:

- типологические;

- структурные;

- аналитические группировки.

Примером типологической группировки может быть группировка предприятий по формам собственности.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение объекта исследования, соотношение в нем отдельных частей. С их помощью изучают, например, состав работников по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки и т.д.

Аналитические (причинно-следственные) группировки используют для определения не только наличия, но и направления формы связи между изучаемыми показателями. При этом один из них следует рассматривать как результат, а второй – как его причину или фактор. Например, группировка факторов по направленности их влияния на себестоимость продукции: ведущие к росту себестоимости; ведущие к ее снижению.

По сложности построения различают два типа группировок: простые и сложные. С помощью простых группировок изучают взаимосвязи между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В сложных группировках такое деление изучаемой совокупности проводится сначала по одному признаку, затем внутри каждой группировки по другому признаку и т.д. Таким образом, можно построить двухуровневые и трехуровневые группы, которые позволяют изучать разнообразные и сложные взаимосвязи и зависимости.

Балансовый прием заключается в сравнении и соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический показатель. Например, в балансе металла сравниваются потребности в нем с источниками, что позволяет в результате выявить его излишек или недостаток дефицит. Балансовый прием широко применяется при изучении использования рабочего времени (баланс рабочего времени), времени работы оборудования (баланс станочного времени), использования сырьевых и финансовых ресурсов предприятия.

Различают плановый, отчетный и динамический балансы. Их сравнение позволяет выявить факторы и причины движения ресурсов.

Графический метод

График представляет собой масштабное изображение показателей с помощью геометрических знаков или условно-художественных фигур. Он дает картину взаимосвязей процессов и явлений, выражает тенденции их развития и представляет результаты анализа в наглядном и удобном для восприятия виде.

Основные формы графиков, которые используются в анализе – это диаграммы.

По своей форме они бывают:

- столбиковые;

- полосовые;

- круговые;

- квадратные;

- линейные;

- фигурные.

По содержанию различают:

- диаграммы сравнения;

- структурные диаграммы;

- динамические;

- графики связи;

- графики контроля.

Диаграммы сравнения показывают соотношения разных объектов по какому-либо признаку. Наиболее простым и наглядным графиком сравнения являются полосовые и столбиковые диаграммы. Для их составления используют прямоугольную систему координат. На оси «X» размещают основу столбцов одинакового размера для всех объектов. Высота столбцов должна быть соразмерна величине показателей по оси «Y» в соответствии с выбранным масштабом. Для наглядности столбцы заштриховывают.

Полосовые диаграммы размещают по горизонтали: основу полос - на оси «Y», а их длину отмечают на оси «X».

Структурные (секторные) диаграммы позволяют представить состав изучаемых показателей или доли отдельных частей в общей величине показателя. В структурных диаграммах изображение показателя приводится в виде разбитых на сектора геометрических фигур (кругов, квадратов), площадь которых принимается за сто процентов. Величина сектора определяется удельным весом части.

Диаграммы динамики предназначены для изображения изменения процессов за соответствующие промежутки времени. Для этой цели чаще применяются линейные графики.

Графики контроля нашли применение в анализе при изучении сведений о ходе выполнения плана. При этом на графике изображают две линии, характеризующие плановые и фактические уровни показателей за определенный промежуток времени.

Наши рекомендации