История из жизни к Четвертой Традиции
Мы заканчивали ужинать, когда раздался уже четвертый за этот вечер звонок телефона. Звонил очередной недовольный член Ал-Анона, возмущенный происходившим на одной из групп нашего района.
Дело было в том, что три раза подряд для выступления на группе приглашались лекторы не из Ал-Анона. Один рассказывал о своем методе лечения алкоголиков в только что открытом консультативном центре, другой раз муж и жена объясняли, как они работают с другими семейными парами, на третьем собрании выступала женщина, которая поведала о семейной терапии, проводимой в организации, где она работает.
Все звонившие, понятно, были очень расстроены. Некоторые из них присутствовали на всех собраниях, другие только на одном, но все приходили с ожиданием, что это будут собрания Ал-Анона, а не что-то иное, и были разочарованы. Возможность поделиться опытом, силой и надеждой была потеряна. Исправить произошедшее уже было нельзя.
Хотя определение программы занятий полностью находится в ведении группы, но произошедшее является примером, как такие действия сказываются на Содружестве в целом. Не только звонившим было нужно обычное Ал-Аноновское собрание, не только они были разочарованы, но что подумали пришедшие из других групп? А новички, которые пришли узнать об Ал-Аноне, а вместо этого увидели представление профессиональных лечебных программ?
Несмотря на то, что я оценила их беспокойство, мне было трудно вдвойне объяснить каждому из звонивших, что я ничего не могу сделать, потому что я не являюсь членом этой группы. С другой стороны, важно, что каждый из них может сделать нечто, что гарантировало бы, что подобное не повторится.
Прежде всего, они могут, как отдельные члены группы, выразить свои чувства выбранным лидерам группы и всей группе. Они могут стать более активными и участвовать в принятии решения по тематике собраний. Более того, они могут предложить, что, как показал групповой опыт, лучше проводить выступление "внешних" для Ал-Анона лекторов, просмотр фильмов и тому подобное вне времени регулярных занятий группы. И, наконец, они могут отметить, что требуется большая тщательность при организации открытых собраний.
Я уверена, что члены группы поймут, что независимость группы влечет так же и ответственность следовать нашей программе, но если группа в целом не видит необходимости меняться, то я предложила бы обсудить эту проблему на собрании Интергруппы или на Конференции. После того, как я положила трубку, я прошептала Молитву о Душевном Покое и вернулась к столу.
ПЯТАЯ ТРАДИЦИЯ
У каждой группы Ал-Анона есть лишь одна главная цель - помочь семьям алкоголиков. Мы достигаем этой цели, соблюдая сами Двенадцать Шагов А.А., ободряя и выражая понимание нашим родственникам-алкоголикам и давая приют и утешение семьям алкоголиков.
Применяя Двенадцать Шагов к своей повседневной жизни, многие из нас узнали, что духовная основа программы Ал-Анона универсальна. Шаги, заимствованные у Анонимных Алкоголиков и адаптированные к нашим проблемам, могут быть использованы аналогичным образом другими группами взаимопомощи - людьми с пристрастием к наркотикам, лекарствам, азартным играм, страдающих перееданием, а также с психическими отклонениях и при других проблемах.
Иногда задают вопрос: почему люди с иной проблемой, нежели алкоголизм (например, наркоманией или пристрастием к азартным играм) не могут посещать Ал-Анон? Они удивляются, почему мы должны ограничивать себя алкоголизмом, ведь алкоголь - наркотик, а пристрастие к азартным играм - зависимость. Но следует помнить: Ал-Анон оказывает реальную помощь именно потому, что сосредоточивает свое внимание на одной цели - помощь близким и друзьям алкоголиков. Любой человек может пользоваться программой, но наше содружество открыто только для тех, на ком отразилось или отражается чье-либо пьянство.
Пятая Традиция говорит, что наилучшим образом мы поможем другим людям, если сами будем применять Двенадцать Шагов. Шаги - это руководство, как нам помогать друг другу, как учиться слушать, как слышать и заботиться друг о друге. Для каждого из нас в Ал-Аноне открывается прекрасная отдушина высказаться и быть понятым.
Помощь семьям алкоголиков также заключается в устранении всего того, что может мешать нашей общей цели. Например, сплетни. Представим, что кто-то искренне поведал на собрании свою личную семейную историю, всегда ли мы помним, что не должны повторять ничего из доверенного нам? Чувствует ли наш подопечный или новичок, что он может рассказать нам самое сокровенное в момент кризиса, когда он так отчаянно нуждается в том, чтобы поделиться и довериться кому-то?
Принять чужую боль - значит уметь внимательно выслушать и поделиться приобретенными знаниями, надеждами и силой, предложить свою дружбу и позволить новичку научиться самому помогать себе.
Нам, может быть, легче увидеть возможные пути помощи "семьям алкоголиков", чем принять идею, заключенную в словах "ободряя и выражая понимание нашим родственникам-алкоголикам".
До Ал-Анона пьющий близкий был для нас источником огорчения и гнева. Все, что было плохого в нашей жизни, можно было списать на его счет. Даже в голову не приходило, что этот человек нуждается в сочувствие ему. Таким образом Пятая Традиция ставит перед нами задачу: приобретая знания о заболевании алкоголизмом, ориентируя больного родственника на выздоровление, мы работаем на свое собственное выздоровление.
Что это значит для нас - тех, кто готов заняться этой триединой задачей из этой Традиции. Это значит, что Ал-Анон - это программа любви. Отдавая другому свое внимание и доброжелательность, мы сами избавляемся от горечи, подавленности и мучительных мыслей о своих несчастьях. Понимая и принимая алкоголизм как болезнь, мы начинаем сочувствовать страдающему алкоголику, и такое отношение приносит нам душевный покой и ведет к духовному росту.
Пятая Традиция содержит те эффективные и полезные идеи, которые могут полностью изменить жизнь человека.
Обдумывая вышесказанное
Пятая Традиция представляется мне состоящей из трех специальных идей. Эти идеи касаются того, как создать "помогающие" условия для людей, находящихся в беде. Кроме того, я и сама могу воспользоваться программой Двенадцати Шагов с той же целью - достичь духовного и эмоционального равновесия; я могу достичь понимания того, что является сутью заболевания алкоголизмом и участвовать своим правильным поведением в выздоровлении алкоголика; я могу помочь людям, страдающим, подобно мне.
Мой рост по программе во многом зависит от того, как я научусь пользоваться каждой возможностью проявить понимание, сочувствие, терпение и умение выслушать страдающего человека.
Когда я чувствую себя одинокой и несчастной, я нуждаюсь в понимании и поддержке. Поэтому я могу понять такие же чувства другого человека, поэтому я могу выслушать и постараться успокоить его.
Я не должна уходить с головой в свои беды, и, со временем, когда программа начнет приносить плоды, я почувствую, что работа по Традициям будет идти у меня все легче и приносить мне все больше удовлетворения.