История из жизни к Первой Традиции

Может быть мой опыт, довольно болезненный, поможет кому-то избежать большой ошибки в Ал-Аноне и в жизни.

Я пять лет была членом группы. Я получила много помощи, однако почему-то все еще не ощущала себя свободно в группе. Посещать ее я продолжала только потому, что поблизости не было другой группы. За эти пять лет я не ощутила себя принятой группой, всегда имелись какие-либо разногласия, по тому или иному поводу, и всегда, как я считала, я была жертвой.

Но вот около года назад к нам пришла новенькая. До переезда в наш город она уже несколько лет занималась в другой группе Ал-Анона. Нас потянуло друг к другу и мы подружились. Я поделилась с ней своими проблемами, ожидая от нее сочувствия своим жалобам на других членов нашей группы. Однажды, следуя непонятному мне импульсу, я попросила ее быть моим наставником. Это было огромным шаг с моей стороны - ведь я считала себя "старичком" в программе!

Через какое-то время, когда мы вместе обедали, мой новый наставник внимательно посмотрела на меня и спросила: "Как ты думаешь, ты можешь вынести шок?" "От тебя - все, что угодно!" - весело ответила я. Да, я получила шок.

"Знаешь, я долго думала, и пришла к выводу: а ведь это ты создаешь сложности в группе. Возможно, ты и сама не знаешь

насколько ты властная личность. Я бы этого не сказала тебе, если бы не любила тебя. Я хочу спросить - за эти пять лет делала ли ты Четвертый Шаг с кем-либо из группы?" Я сказала, что нет, и попросила ее помочь мне в этом.

Моя наставница очень деликатно объяснила мне свое понимание Первой Традиции: важность единства и как одна упрямая своевольная личность может портить атмосферу доброжелательности и единства. Она напомнила мне, как я возражала выступавшим, как возмущалась, когда мне напоминали, что не стоит приносить на собрания не-"ал-аноновскую" литературу. Она даже напомнила мне случай, когда я учила новичка о чем ему поразмыслить.

И все это мне пришлось принять!

Вы можете подумать, что все это вызвало во мне обиду, желание оправдываться? Благодаря моей Высшей Силе этого не произошло. Я ощутила огромную благодарность к подруге за мужественный поступок. Возможно, она уже понимала, что я созрела и была готова слышать нелестную правду.

Теперь я продолжаю идти этим путем - учусь видеть себя со стороны, глазами других людей. Я пришла в замешательство, была пристыжена правдой из уст другого, но в конце концов я рада, что это помогло мне открыть дверь самосовершенствованию.

Как только я осознала, что не могу являться мудрейшим авторитетом для всех и во всем, я поняла, как много вреда я нанесла единству группы и себе. Теперь мне уютно на собраниях группы, когда я принимаю других и они принимают меня.


ВТОРАЯ ТРАДИЦИЯ

В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши руководители всего лишь облеченные доверием исполнители, они не приказывают.

Многие группы оказывались в трудных ситуациях из-за того, что неправильно понимали или плохо соблюдали Вторую Традицию. В Ал-Аноне нет такой вещи, как авторитет отдельной личности. Групповые решения принимаются общим согласованием, к которому приходят после детального рассмотрения проблемы. Такое единое мнение называется "групповым сознанием".

Наши лидеры - это люди, желающие служить другим, посвящать свое время, силы и любовь нашему общему делу. Они сами выбирают такое служение, но не управляют и не указывают.

Председатель, секретарь, люди, выполняющий иные нужные для группы работы, члены Интергруппы, делегаты на Всемирные Конференции обслуживания групп Ал-Анона, а также Попечители, члены комитетов и служащие Всемирного Центра обслуживания все эти лидеры - "доверенные слуги". Такая служба, однако, не позволяет кому-либо возвышаться над остальными. Каждый из них старается служить общему благу группы как можно лучше, полагаясь на руководство своей Высшей Силы.

Когда человек назначается или выбирается на определенную должность - это означает просто возможность для него или нее служить и нести ответственность за эту работу. Для группы благоразумно устанавливать временные сроки несения определенного служения; такая ротация (чередование) не только распределяет работу в группе, но и позволяет тем, кто служит, приобрести разнообразный опыт.

Некоторые люди, которые имеют внутреннюю склонность доминировать над всеми окружающими их, приносят такое поведение в группу Ал-Анона. Хотя этот недостаток по мере работы по программе и развития человека самоустраняется, однако, в какой-то момент группа может оказаться под влиянием одной сильной личности. Если такое все же случилось, группе следует изменить ситуацию с помощью Второй Традиции и восстановить дух равноправия.

Часто члены группы готовы позволить Председателю и Секретарю выполнять обязанности неопределенно долго. Они рассуждают так: "Ну, если ей нравиться, пусть и делает, тем более нет добровольцев, кто бы жаждал ее сменить". Такой бессменный лидер постепенно приходит к ощущению собственной важности, незаменимости и непроизвольно начинает распоряжаться. Мы знаем отдельные случаи, когда из-за такого руководства один за другим члены группы покидали ее. Хорошо еще, если они примкнут к другой группе, в худшем случае они совершенно отвернутся от Ал-Анона, утратив надежду на помощь, которую им могла дать наша программа.

Работа в группе должна быть разделена, и если сроки служения на каждой работе заранее установлены, это не только даст возможность другим членам группы поучаствовать, но также приобрести опыт, который дает такое служение.

Другим сложным моментом в жизни группы может явиться вопрос о наставничестве. Очень важно понимать разницу между консультантом и наставником. Наставник - это человек, более опытный в работе по нашей программе, который делится своим опытом с новичком, выслушивает его, объясняет как работает программа, указывает на существующие варианты решения проблемы. Наставление - это не навязывание другому своего решения, не указание и не подталкивание к определенным поступкам. Использование Второй Традиции удержит наставника от стремления к авторитаризму по отношению к опекаемому, это будет защитой для них обоих.

Ал-Анон - это содружество равных; каждый человек важен и значим, независимо от социального положения, образования, интеллектуальных способностей, национальности, цвета кожи и вероисповедания. Двери Содружества открыты для всех, кто действительно хочет узнать, как жить и справляться с проблемами, вызванными или осложненными алкоголизмом близких или друзей.

Замечательное чувство равенства с другими вдохновляет нас принимать активное участие в работе содружества, всегда имея цель служить и помогать, но не управлять кем-то.

Это напрямую связано с основной идеей всех Двенадцати Шагов и Двенадцати Традиций: смирением. Например, в Третьем Шаге такое смирение описано как готовность "препоручить свою волю и жизнь Богу, как мы Его понимаем".

Выздоровление и духовное развитие членов Ал-Анона может оказаться в опасности, если кто-то забудет, что существует только "единственный авторитет", но не отдельная личность или даже особая группа людей. Никто не может говорить от лица Бога, только любящий Бог, как Он может быть выражен в сознании каждого из нас, формирует наше групповое сознание.

Обдумывая вышесказанное

Наблюдается любопытный парадокс, что именно те члены Ал-Анона, кто глубоко изучают нашу программу и честно воплощает ее в своей повседневной жизни, именно такие люди становятся "верными слугами" Ал-Анона и по-настоящему реализуют духовную суть Второй Традиции.

Эта Традиция помогает группе в той ситуации, когда появляется некий всезнайка, способный дать ответы на все вопросы, и пытающийся управлять группой или принимать решение за всех. Возможно, такой человек имеет самые добрые намерения, но всегда за этим стоит тщеславная мысль: "Я-то знаю как лучше". Когда человек занимает такую позицию, он или она лишает других возможности равноправного соучастия в жизни группы, что жизненно важно для личного роста членов группы.

Наше равноправие и уникальность нашей человеческой личности основаны на осознании того, что единственным авторитетом является любящий Бог, такой, как он может выразится в нашем групповом сознании.

В этой смысле Вторая Традиция напоминает мне, что она применима не только в делах группы, но и в моей повседневной жизни. Она ведет меня к доверию и душевному спокойствию.

Наши рекомендации