Предлагаемая преамбула к Двенадцати Шагам
Предлагаемая преамбула к Двенадцати Шагам
МОЛИТВА ОБ ДУШЕВНОМ ПОКОЕ
Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить; мужество изменить то, что могу; и мудрость отличить одно от другого.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие Введение Часть I - Двенадцать Шагов О Шагах Шаг Первый Шаг Второй Шаг Третий Шаг Четвертый Шаг Пятый Шаг Шестой Шаг Седьмой Шаг Восьмой Шаг Девятый Шаг Десятый Шаг Одиннадцатый Шаг Двенадцатый Часть II - Двенадцать Традиций Введение к Традициям Традиция Первая Традиция Вторая Традиция Третья Традиция Четвертая Традиция Пятая Традиция Шестая Традиция Седьмая Традиция Восьмая Традиция Девятая Традиция Десятая Традиция Одиннадцатая Традиция Двенадцатая Заключение
ПРЕДИСЛОВИЕ
Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций Ал-Анона предназначены для людей, на жизнь которых повлияло или сейчас влияет алкоголизм супругов, родителей, детей, других родственников или друзей. Эти двадцать четыре утверждения, которые являются краеугольным камнем нашей программы - замечательно служат нам, сосредоточивая нас на наших целях, не зависимо от всех остальных методик, лечебных программ и организаций.
Двенадцать Шагов Ал-Анона - сердце программы, в которой семьи алкоголиков находят новый жизненный путь в Содружестве семейных групп Ал-Анона. Традиции - главная опора самого Ал-Анона. Они сохраняют единство Содружества, без которого не возможна помощь отдельным людям.
Двенадцать Шагов и Традиций, хотя и духовно ориентированы, но не основываются на какой-то определенной религиозной традиции. Они включают в себя не только философские идеи Иудео-Христианских вероисповедований и других восточных религий, но также и не религиозные, этические и моральные идеи; понятие "Бог" не относится к определенному существу, силе или концепции, но говорится только в смысле "Бог, как каждый из нас его понимает". И поэтому те, кто не принадлежат к определенной вере, обретают в программе спокойный, удовлетворяющий их путь в жизни, если они могут поверить в некую Силу, более могущественную, чем их собственная.
В течении многих лет эти Шаги и Традиции изучали и применяли в жизни члены нашего Содружества, многие из нас обнаружили, что это руководство приносит гораздо большую помощь, чем только возможность справляться самостоятельно с проблемами алкоголизма близкого. Они стали нашим образом жизни, помогая нам всегда, во всех ситуациях. От того, как мы впитываем и используем их идеи, зависит, насколько хорошо они нам служат. В этой книге мы делимся этим опытом, добавляя размышления и историю из жизни к каждому Шагу и Традиции. Это просто примеры, но таких историй существует столько, сколько членов в Ал-Аноне.
ВВЕДЕНИЕ
Все это было начато женами первых членов АА, которые поняли, что им тоже надо меняться. Они собирались вместе, пока их мужья были на собраниях, и, поджидая их, беседовали о своих проблемах, стараясь помочь друг другу найти решение. При этих обсуждениях они пробовали использовать Двенадцать Шагов АА применительно к своей жизни, каждая группа вносила в Шаги некоторое изменения, какие ей казались нужными.
В 1948 году 87 групп обратились в АА с просьбой зарегистрировать их в списках АА. Это обращение передали Лоис, жене одного из основателей АА, и она стала основателем Семейных групп Ал-Анон. Лоис и ее друзья занялись объединением этих групп и организацией служения и руководства для них.
Вскоре обнаружилось, что необходима программа, с которой были бы согласны все группы. После того, как эти разбросанные по стране группы объединились в Содружество, которое назвали "Семейные группы Ал-Анон", Шаги АА были переработаны в ту окончательную форму, которую мы знаем сегодня. Вот так из естественной потребности делиться друг с другом опытом родился Ал-Анон.
Конечно, мы, как Содружество, были неопытными новичками, поэтому мы не могли выработать собственные Традиции, но мы знали, что для существования сообщества необходимо такое руководство. И тогда Традиции АА с изменениями, необходимыми для Ал-Анона, стали частью нашей программы.
В первые годы для подростков, страдающих от пьянства близких, посещение групп АА и Ал-Анона было единственной возможностью получить помощь. На этих собраниях, вместе со своими родителями, они узнавали об алкоголизме и о том, как он влияет на семью.
В 1957 году молодой студент из Калифорнии ощутил необходимость общаться с теми, кому были близки его проблемы. Из этой потребности родились особые Семейные группы Ал-Анон, названные "Алатин". Эти группы являются составной частью Ал-Анона, и подростки, работающие в этих группах, используют ту же программу.
Часть I ДВЕНАДЦАТЬ ШАГОВ
ДВЕНАДЦАТЬ ШАГОВ
Шаг Первый:
Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой.
Шаг Второй:
Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.
Шаг Третий:
Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали.
Шаг Четвертый:
Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.
Шаг Пятый:
Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
Шаг Шестой:
Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков.
Шаг Седьмой:
Смиренно просили Его исправить наши изъяны.
Шаг Восьмой:
Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.
Шаг Девятый:
Лично возмещали причиненный этим людям ущерб где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.
Шаг Десятый:
Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.
Шаг Одиннадцатый:
Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.
Шаг Двенадцатый:
Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти Шаги, мы старались донести смысл наших идей до других людей и применять эти принципы во всех наших делах.
О ШАГАХ
По мере того, как мы изучаем Двенадцать Шагов и применяем их, мы все более и более обнаруживаем, насколько четко и аккуратно они продуманы, видим точность и старание, с которыми было выбрано каждое слово. Использование в этих фразах глаголов в прошедшем времени, отражает передачу опыта тех, кот шел раньше нас, и предлагает нам постоянное руководство для выздоровления.
Три первых Шага подсказывают ту мысль, что наши человеческие качества, такие как образование, знания, сила воли и, даже, надежда недостаточны для решения проблемы. Мы должны принять помощь Силы, более могущественной, чем мы в руководстве своими мыслями и действиями, также как это делали другие люди. Эти три Шага показывают, как привнести эту Силу в свою жизнь и достичь настоящего тесного сотрудничества с ней.
Четвертый Шаг - это первое практическое действие. Он продолжается и углубляется Пятым, Шестым и Седьмым Шагами, которые показывают путь преодоления личных недостатков, которые были причиной многих наших бед.
Шаги Восьмой и Девятый снова шаги практических действий. Они предлагают нам сделать определенные исправления, которые освободят нас от жгущих чувств вины и замешательства. Шаг Десятый предлагает нам продолжить процесс, начатый в Четвертом Шаге: отслеживать наши недостатки и постоянно работать над тем, чтобы избавляться от них.
Шаг Одиннадцатый побуждает нас установить сознательный контакт с Силой, большей, чем наша собственная при помощи молитвы и медитации. Двенадцатый Шаг говорит о необходимости на практике воплощать эти принципы во всех наших делах и делиться своим духовным опытом с другими людьми.
ШАГ ПЕРВЫЙ
Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой.
Многие из нас пришли в Ал-Анон, чтобы узнать секрет как заставить близкого нам человека перестать подвергаться разрушающему воздействию алкоголя. И каким, на первый взгляд, для нас разочарованием кажется утверждение о том, что никого нельзя заставить прийти к трезвому образу жизни силой. Беспомощные и безнадежные, мы все равно не хотели уступать и сдаваться, и признать свое бессилие перед алкоголизмом своих близких. Однако, каким облегчением было узнать, что в злоупотреблении алкоголем наших близких мы не виноваты, ведь раньше многие из нас испытывали именно это чувство вины.
Первый Шаг говорит о том, что не в наших силах заставить человека перестать пить, что угрозы, просьбы и мольбы, вся наша решительность и сила воли одинаково бесполезны. Наши уговоры и угрозы привели нас лишь к физическому и эмоциональному истощению. Мы бессильны и должны признать это, если мы хотим изменить свой образ жизни.
Иным из нас, кто взял на себя большую часть ответственности, очень тяжело признать, что мы бессильны перед тем в нашей жизни, что мы должны, как нам кажется, изменить. Мы расцениваем это как поражение, мы не желаем быть побежденными в достижении такой благородной, как нам казалось, цели трезвости нашего друга или члена семьи.
Некоторые из нас, когда впервые обратились за помощью в Ал-Анон, могли констатировать лишь, как плохо с ними обошлись, и какую злую шутку с ними сыграла жизнь. Как нам трудно было смириться с мыслью, что существует целая область, в которой мы ничего не можем изменить - это пьянство наших близких людей. Посещая собрания Ал-Анона и разговаривая с другими членами группы, бессильными также, как и мы,- день за днем мы напоминаем себе об этом и нам становится легче принять то, чем мы не можем управлять. Наше знание того, что алкоголизм - это заболевание, стало для нас большим облегчением. Мы осознали, что аргументация бесполезна, раз это болезнь, и в то же время поняли, что никакое из имеющихся в нашем распоряжении средств не остановит пьянство алкоголика и ничего не изменит.
Вместе с тем, среди нас есть те, кто пришел в Ал-Анон уже после того, как любимые ими люди перестали пить. В первые дни трезвой жизни многие из нас сами были беспочвенно уверены, что теперь-то наша жизнь будет совершенно счастливой. Однако, вскоре у нас появились новые страхи и чувство негодования, так как алкоголик искал собственное решение проблем уже без нас. Мы ясно должны осознать тщетность попыток взять все под свой контроль. Когда мы замечаем, что продолжаем руководить, то напоминаем себе, что у нас нет ни возможности, ни права применять силу по отношению к кому-либо, кроме самих себя.
Приняв это однажды за основу жизни, мы открыли важный и воодушевляющий секрет того, как освободиться от собственных душевных и эмоциональных конфликтов и быть довольными окружающими нас людьми.
Как только мы смогли освободиться от старой установки на то, что события должны развиваться по нашему желанию - наши сердца и души раскрылись навстречу новому росту.
Этот рост начался с того момента, когда мы впервые преодолели свое желание кого-то критиковать, обвинять или перевоспитывать, хотя и считали, что имеем на это веские причины и право.
Мы напоминаем себе, что этим мы можем только ухудшить положение близких нам людей и свое собственное. Чувство освобождения, уступчивости и терпимости после того, как мы убедились, что нельзя силой вызывать какие-либо изменения в близких нам людях, помогли нам избавиться от поглощенности своими болезненными эмоциями: вины, страха, жалости к себе, обиды и гнева. К своему удивлению, мы обрели незнакомое прежде чувство облегчения, как будто тяжелый груз спал с наших плеч. В Ал-Аноне мы эмоционально отделились от проблем других людей, напоминая себе: "Живи и давай жить другим".
Освобождаясь от нездорового внимания к другому человеку, мы смогли сосредоточиться на самих себе. Таким образом мы увидели, как пытаясь контролировать других, мы потеряли контроль над своей жизнью. Как мы смогли изменить свои негативные реакции? Как мы нашли дорогу к самопознанию? Какие действия мы предпринимали, чтобы измениться к лучшему, и где мы получили необходимую нам помощь?
Наш ответ лежит в работе по Первому и Второму Шагам. Люди с такими же проблемами, как и у нас, шли по этому пути последовательно и пришли к выздоровлению. И начали, как и мы, с "краеугольного камня" - Первого Шага.
Из хаоса стал складываться определенный порядок. Становилось все проще и проще воспринимать идею, что мы можем отвечать только за самих себя и за свои собственные поступки. Каждый раз, когда мы отвлекались от проблем других людей и от их поступков, мы продвигались вперед.
С нашим признанием того, что мы бессильны перед алкоголем и не в состоянии управлять жизнью других людей, и что наша собственная жизнь вышла из-под контроля, мы стали смело смотреть вперед и приобрели силу для новой жизни.
Обдумывая вышесказанное.
Нелегко признать свое поражение, особенно после того, как я так долго пыталась самостоятельно справиться со своими трудностями. Но я знаю, что я не смогу продвинуться вперед, если я не хочу перестать контролировать и принуждать других людей. С помощью моих друзей по программе я могу укрепить свое знание о бесполезности борьбы с пьянством или образом мышления другого человека.
Я знаю, что те, кто соприкасается с болезнью в своей семье, привязаны в своих действиях и реакциях к этому заболеванию. Но единственное, что позволило сделать мою жизнь несчастной и неуправляемой - это мое собственное искаженное мышление. Если я перестану следить за другими, то смогу увидеть в себе все те черты, которые внесли свою лепту в пережитые мною неприятности. Я могу напоминать себе, что успех моего выздоровления от всех страхов, гнева и неудовлетворенности может начаться вместе с тем, как я выберу поступать. Я только тогда смогу начать поиски душевного покоя, когда я полностью освобожусь от эмоциональной оценки поступков других людей.
ШАГ ВТОРОЙ
Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.
Совершая Первый Шаг, мы оказались перед лицом жестокой реальности: мы не в состоянии решить эту задачу - изменить человека и нуждаемся в чем-то большем, нежели наш ум и жизненный опыт, чтобы находить выход из сложных жизненных ситуаций, и особенно рядом с алкоголиком, независимо пьющий он или воздерживающийся.
Совершая Второй Шаг, мы должны прийти к мысли, что мы не оставлены один на один со своими трудностями, если только сумеем "прийти к вере", и что мы можем получить помощь. Слова "прийти к вере" означают постепенное признание реальности существования Высшей Силы в нашей жизни. Этот Шаг позволит загореться надежде, если мы сделаем первые робкие попытки установить действенную связь с "Силой, большей, чем наша собственная". Уже здесь мы начинаем понимать, что эта Сила помогает нам, даже если мы еще не совсем готовы принимать ее послания.
Что может эта Сила сделать для нас? Она может вернуть нас к здравомыслию.
Это может показаться очень странным тем из нас, кто всегда считал, что только алкоголик нуждается в выздоровлении. Обычно, уже сама мысль, что кто-то из нас может рассуждать неразумно, вызывает гневное отрицание. Все, приходящие в Ал-Анон люди - супруги, дети, друзья алкоголиков - были вполне уверены, что отсутствие здравомыслия имеет отношение только к больному алкоголизмом. Мы были даже испуганы, когда узнали, что программа Ал-Анона предназначена для нас, что, оказывается, мы сами больны и нуждаемся в изменении мышления, мы, друзья и родственники, которые так упорно старались найти точку опоры в этой тяжелой жизни рядом с алкоголиком.
Чтобы согласиться с мыслью, что наше мышление было расстроено, потребуется все наше смирение, которым мы наделены, и даже более того. Зато, когда мы окончательно смиримся с фактом, что именно мы должны измениться, что мы сами больны (а иначе наша жизнь будет полна постоянными трудностями, огорчениями и несчастьями), мы окончательно согласимся, что смирение - это жизненно важное средство, необходимое для нашего излечения. Этот Шаг определяет все духовные возможности программы Ал-Анона.
Когда мы внимательно посмотрим на себя со стороны и вспомним, что мы обычно говорили и как поступали в той или иной ситуации, то увидим, что зачастую нами в те моменты управлял гнев, раздражение или страх. Поэтому большинство из нас вступали в общение с алкоголиком только нарицательным образом - близким к истерике. Другими словами, наши поступки были нездоровыми. Вполне естественно, что в мыслях мы оправдывали свое поведение, но многие из нас понимали, что такое поведение не приносит никому пользы.
Неправильное поведение может выражаться по-разному. Например, взять мужа, у которого жена пьет, а он оставляет с ней детей, не заботясь о том, что может случиться в его отсутствие. Или жена, настолько запуганная избивающим ее мужем, что уже ничего не предпринимает, чтобы защитить себя и детей от его непредсказуемого и опасного поведения. Или мать, позволяющая садиться за руль автомобиля своему нетрезвому сыну.
Теперь посмотрим на супругов или родных, делающих все возможное, чтобы оградить алкоголика от последствий выпивки. Они скрывают от близких и знакомых пристрастие родного человека к алкоголю, сами ищут ему работу, защищают перед судебными органами и даже стараются устроить его поудобнее в кровати, чтобы он не свалился с нее в пьяном виде, и следят, чтобы он хорошо выглядел на следующий день. Некоторые настолько запутались, что начинают пить вместе с алкоголиком, чтобы ему меньше досталось. Иногда эти поступки продиктованы благими намерениями, чаще же полной растерянностью и гневом. Но почти всегда такими действиями движет мысль - найти что-то, что может остановить пьянство алкоголика. Нам казалось, что самое главное - найти это средство. И уже само такое стремление было ошибочным - как мы теперь понимаем. Сейчас мы можем оценить и признаться, были ли наши поступки, мысли и слова разумными и взвешенными? Если мы поняли, что нет, значит признаем и то, что мы нуждаемся в помощи; и этот вид духовной помощи мы найдем в программе Ал-Анона.
Как только мы увидели свое положение в истинном свете, мы поняли необходимость прибегнуть к "Силе, большей, чем наша собственная". С этого момента можно ожидать, что вскоре придет и полная вера в Высшую Силу, именно потому, что раньше мы надеялись только на самих себя. В то же время мы можем верить в Бога, но никогда не обращаться к Нему, за исключением каких-то критических случаев. Мы также можем верить, что Он существует, но в виде "недоброго демона", наказывающего нас за то, о чем мы не знаем. Те же из нас, кто пришел к религиозной вере, могут, естественно, просить Бога о чем-то. И наверняка многие захотят просить в молитвах о том, чтобы алкоголик стал здоровым, нормальным человеком.
В свое время вера в Силу, большую, чем наша собственная придет и к тем, кто не может пока в нее поверить, а только убедился в своем бессилии управлять течением жизни. Эта вера придет через помощь и поддержку в Ал-Аноне. И это будет установлением связи с неистощимым источником душевного покоя.
Это, конечно, не означает, что у нас совсем не будет трудностей, разочарований, но мы научимся смотреть на них, как на этапы нашего роста, позволяющие познать то, что мы должны узнать. Препятствия дают нам новые возможности и готовят нас к решениям, которые мы можем предвидеть. Принимая разочарования, зачастую не связанные с алкоголизмом, со спокойной уравновешенностью, мы не тратим понапрасну свои нервы, и проявляем свою веру в то, что события должны развиваться так, как это им предназначено. Это не должно быть кроткое смирение, а просто признание того факта, что жизнь дает нам различные знания - некоторые благоприятные, другие нет, но все они обогащают наше понимание.
Часто бывает, что начинающий член Ал-Анон, находясь в глубоком разочаровании, уже готов предпринять какой-то резкий шаг, чтобы изменить свою жизнь. Например, подать на развод. Члены группы, имеющий опыт жизни, могут подсказать такому человеку о возможности другого выхода. Следует знать, что члены Ал-Анона никогда не советуют делать что-то или не делать. Они просто дают новичку, еще не впитавшему идеи Ал-Анона, знание, что всегда существует возможность выбора. Мы считаем, что если мы даем совет как поступить другому человеку, то это будет необдуманное решение, которое может повлиять на его жизнь. Но, исходя из собственного жизненного опыта, мы можем предложить ему различные варианты выхода и объективный подход к проблеме, наш взгляд со стороны подтолкнет человека к более спокойному, взвешенному поступку, не основанному только на эмоциях. Таким образом, когда мы уже нашли точку опоры в группе Ал-Анона, мы можем помочь приобрести благоразумие и другим, а те, кому мы подскажем, уже сами примут более верное решение.
Обдумывая вышесказанное.
Возможно, что обдумывая Второй Шаг, я смогу сказать себе: Если я заявляю, что "я иду к вере", то это значит, что мое мышление уже движется вперед от Первого Шага, когда я согласилась с тем, что я бессильна.
Я также стремлюсь к вере, потому что она может внести порядок в мою хаотичную жизнь. Шаги помогут мне по мере того, как я буду идти от одного Шага к другому.
На Втором Шаге я узнаю, что существует "Сила, более могущественная, чем моя". Я узнаю, что моя воля и разум трудятся в темноте. Я так мало знаю о себе и о других, даже самых близких.
И я, возможно, никогда не достигну большего, если мои слова и действия будут основаны на моих эмоциональных импульсах. Такое поведение может иметь для меня плохие последствия. Когда же я наконец прихожу к мысли, что не в состоянии сама решить какие-то серьезные проблемы своей жизни, то тогда приходит просветление и утешительная мысль, что мне не нужно оставаться один на один со своими трудностями, если я буду стремиться принять помощь Высшей Силы.
ШАГ ТРЕТИЙ
Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали.
Редко удается выразить несколькими словами такое сложное понятие, как "жизнь". Наше определение, конечно, является развитием мысли, высказанной в Первом и Втором Шагах; прежде всего - это мысль о нашей неспособности управлять течением жизни, и вторая - о том, что помощь может прийти от Силы большей, чем наша собственная, а для этого надо довериться этой Силе. Это, возможно, явится самым верным решением, какое мы когда-либо принимали. Как только мы приняли это решение и постоянно об этом помним, Высшая Сила становится частью нашей повседневной жизни.
Итак, принятие Третьего Шага - наш очередной этап роста. Он позволит нам взять узды правления своими поступками в свои руки и предотвратить срывы. Мы пытались разрешить свои трудности, делать выбор и предпринимать действия, полагаясь только на свой собственный разум и слабые человеческие возможности. Этого оказалось недостаточно: тому подтверждение наши ошибки и разочарования. Когда мы строили свои планы, мы не могли учесть всех случайностей, поэтому очень часто мы терпели поражение. Нам нужно во многом измениться, и мы можем начать это с попытки понять, как воспользоваться помощью Высшей Силы.
Для того, чтобы решиться предать свою жизнь заботам Высшей Силы, потребуется смелость, и, кроме того, доверие. Она же будет помогать нам, если мы постоянно станем контролировать свои мысли, слова и поступки. Это поможет выработать привычку включать Высшую Силу в свои размышления всякий раз, когда нам предстоит принимать решения. А когда мы думаем о чем-то каждый день, даже каждый час, то удивительно быстро эта привычка нами усваивается.
Каждый раз, когда мы будем сознательно напоминать себе об этом Шаге и обдумывать его, мы будем закреплять в себе чувство познания и роста. Многие ветераны Ал-Анона имели возможность неоднократно наблюдать волнующие изменения в начинающих членах Содружества, когда постепенно они освобождались от отчаяния, и неделю за неделей в них росло понимание и доверие к Высшей Силе.
Теперь мы подошли к следующей части замечательного плана Третьего Шага: "препоручить нашу волю и жизнь..." Наша воля зависит от зрелости личности, опыта жизни и привычек, которые невозможно изменить за один день, независимо от того закореневшие ли они или только что приобретенные. Это качество, дающее нам уверенность в своей правоте. Это оно соблазняет нас оправдывать все наши поступки и не позволяет сомневаться в своей правоте. Без духовного перерождения мы будем не в состоянии преодолеть это отрицательное воздействие на нас собственной силы воли. Именно она может послужить зернышком, из которого в конце концов вырастет неудача. Хотя на первых порах, именно она нам помогает, но в конце концов, наш триумф неожиданно для нас может превратиться в поражение.
"Препоручить нашу ... жизнь..." День за днем мы живем и совершаем какие-то действия более или менее автоматически; перед нами только текущий момент с его сложностями, мы живем по привычке и редко останавливаем себя, чтобы задуматься, а нельзя ли прожить день лучше. Кроме того, нам хочется считать, что мы управляем своей жизнью и ожидаем, что наши решения ведут к лучшему. Но стоит нам только посмотреть назад, на свои многочисленные неудачи, чтобы понять что в лучшем случае лишь иногда мы управляли ситуацией, чаще же всего это нам только казалось. Иначе, зачем же теперь мы ищем помощи и хотим "препоручить нашу волю и жизнь..."? И вполне очевидно, что мы не ждем помощи от какого-то конкретного человека нет адреса, по которому мы должны пойти за нужным нам ответом. Потому теперь мы должны впервые осознать тот факт, что благотворная Сила всегда была рядом с нами, она всегда готова вести нас, как только мы готовы быть ведомыми. Она приходит, как духовный мир, и у нас есть возможность получить помощь не только тогда, когда мы не в состоянии помочь себе сами, но и тогда, когда мы еще считаем, что можем себе помочь. Нам остается только научиться распознавать, понимать и принимать советы Высшей Силы - и выполнять их, всегда оставаясь в душе верными своему решению препоручить свою волю и жизнь Его заботам.
Обдумаем теперь, что мы можем потерять, приняв такое решение? Только нашу упрямую веру в то, что мы можем заставить что-то совершаться так, как мы того желаем; и только наше разочарование - когда в очередной раз наши планы оказались разбитыми. А что мы приобретаем, принимая это решение? Новую осмысленную жизнь, имеющую цель, движение и сопутствующие любому росту чувства - удовлетворения и духовного обогащения.
И, наконец, последние слова выражения Третьего Шага: "... как мы Его понимаем". Для каждого человека слово "Бог" должно значить именно то, что он считает самым главным для себя. Мы можем представить Его себе высшим судьей и законотворцем, отпускающим награды и наказания. Или в нашем понимании Бог может стать выражением Высшей Любви, проявляющей себя в нашей жизни. Для некоторых Он явится личностью всемогущей, но отделенной от нас, а для других Бог воспринимается как центральная часть всего мироздания.
Бог, как мы Его понимаем, не является принадлежностью какой-либо группы людей, нет границ для Его познания, и понимание наше растет в зависимости от нашего духовного роста при совершении Шагов. Выбор же остается только за нами. Возможность быть ведомым Высшей Силой дается каждому из нас, но за нами остается право воплощать в жизнь свое собственное понимание Бога и Его воли.
Обдумывая вышесказанное.
Весь опыт моей жизни, привычки, образ мышления настолько являются моей натурой, что все, что я думаю, говорю и делаю, - это автоматическая реакция на происходящее вокруг меня.
Третий Шаг предполагает, что с этого момента я стану учиться быть восприимчивой, открытой для помощи Высшей Силы Эта помощь может прийти разными путями, чаще всего через других людей. Я постараюсь помнить, что эта связь, которую я устанавливаю с Богом не означает только возможность просить его о помощи, но это и знание, что Он есть, и все, что происходит - происходит с Его ведома.
Это подобно тому, как будто я стою на берегу реки, а мой ребенок на противоположном - голодный, замерзший и испуганный. Под рукой у меня лодка, в ней теплое одеяло, одежда, пища. Разве я стану стоять в бездействии и лишь молить Бога спасти моего ребенка, хотя Бог уже знает мою нужду? Конечно, нет. Я брошусь к лодке, сделаю все возможное, чтобы согреть, накормить и успокоить дитя, а уже затем - поблагодарить Бога за то, что Он меня понял.
И так же должно обстоять дело и с другими моими проблемами. До того, как я установлю связь с Высшей Силой, я могу упустить многие простые решения выхода из своих затруднений.
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ
Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.
Из Двенадцати Шагов семь являются практическими частями программы Ал-Анона. Процесс нашего личного усовершенствования начинается с Четвертого Шага, когда мы беремся за исследование своего внутреннего содержания, чтобы понять, что мы из себя представляем.
Возможно, мы были так заняты мыслями о недостатках других, особенно алкоголиков, что мы вовсе не задумывались о том, что наши поступки тоже необходимо подвергнуть анализу. И этот Шаг является свидетельством нашей готовности стать более открытыми, честными, зрелыми. Самопознание - это работа на будущее, где ценится каждое наше усилие, вложенное в этот Шаг. Но следует уже сейчас помнить, что это не только наша личная забота, надо желать и принимать помощь Высшей Силы на каждом шаге пути. Одним нам быть на пути самоисследования просто невозможно.
Четвертый Шаг должен высветить истинные причины наших затруднений. Если мы копнем достаточно глубоко, то сможем увидеть, как наши собственные недостатки навредили нам, как много нам нужно менять в себе, а не в ком-то другом. Постепенно мы узнаем, что большая часть наших затруднений создана нами же, а не злой судьбой, невезением или эгоизмом и упрямством других людей.
Итак, мы беремся за моральную инвентаризацию. Слово "инвентаризация" обычно применяется к вещам материальным: столько-то стульев, пальто, ковров, денег и прочих единиц в наличии. Такой тип проверки достаточно прост: это вещи, которые можно видеть, осязать. Инвентаризация же Четвертого Шага относится к нашей личности, к нашим личностным качествам, причем так, как мы сами их понимаем и оцениваем. Естественно, что такая оценка будет зависеть от наших привычек, личного опыта, а также от нашей честности в признании своих отрицательных черт.
У каждого из нас есть личностные качества, одни из которых нам нравятся, другие нет, а о третьих мы просто не знаем. На свои хорошие качества мы опираемся, когда хотим исправить свои недостатки. Мы можем испытать соблазн простить свои ошибки, так как другие очень уж нам навредили. Иногда мы оправдываем свои плохие поступки тем, что "все так делают". Мы можем испытывать непреодолимое желание контролировать ситуацию и людей в ней. Но единственной целью глубокого и бесстрашного исследования своей жизни является распознавание причины, препятствующей достижению намеченного.
Процесс нашего усовершенствования начнется сразу же, как только мы обнаружим в себе различные качества, позволившие нам оказаться там, где мы есть сейчас. Мы должны получить четкое представление о своих поступках и отношении к другим людям - членам своей семьи, родственникам, друзьям, коллегам по работе. Это нелегко, ибо закореневшие привычки трудно распознать и еще труднее исправить. Многие из членов Ал-Анона даже считали, что задачи Четвертого Шага слишком сложны. Ведь гораздо проще скрывать и продолжать отрицать неприятную и смущающую правду. И это понятно, непросто переосмыслить глубоко укоренившиеся привычки и поступки. Многие считают, что лучше это сделать письменно, или даже составить нечто вроде исповеди. Когда же мы станем записывать все важные события жизни и честно дадим себе моральную оценку, то мы сможем увидеть, что причиной наших неудач являлась не наша жизнь рядом с алкоголиком, а в нас самих уже были такие отрицательные черты характера, которые под влиянием обстоятельств и привели нас к тем или иным неудачам.
Очень важно не впасть в самобичевание после того, как мы распознали в себе недостатки, в результате проведенного самопознания. Многие из нас уже мучились навязчивым чувством виновности. Многие считали себя ответственными за то, что живущий рядом человек - алкоголик, до тех пор, пока не узнали в Ал-Аноне о том, что это болезнь, и мы не в состоянии уберечь своего близкого от нее. Обвинение себя - это не лучший путь для продуктивного совершенствования.
Большую поддержку окажет здесь понимание, что мы не одни в своем стремлении к изменению. Поддержка и руководство со стороны Высшей Силы будут усилены помощью любящих и все понимающих друзей по группе. Но именно мы должны стараться изменить свои отрицательные черты и желать избавиться от них. Извинение своих недостатков несовершенством других идет не на пользу изучению себя. Такое самоисследование и моральная инвентаризация не допускает отходов в сторону. Когда мы посмотрим на себя честно и перечислим свои характерные черты, это будет только отправной точкой. Основной же ценностью такого перечня является то, что он показывает нам контраст наших нежелательных качеств с положительными, которые компенсируют первые.
Распознавание и признание некоторых наших недостатков окажется непростым делом; и именно эти недостатки необходимо искоренить, как бы глубоко не оказались их корни. Затем должна последовать "моральная" инвентаризация, непосредственно связанная с распознаванием плохого и хорошего в нашем поведении. Так как каждый из нас разработал свой этический кодекс, то именно согласуясь с ним, мы осуществляем собственную "моральную" инвентаризацию. Таким образом, мы исследуем свое поведение, оказывающее влияние на нас, на окружающих нас людей и, особенно, на наших близких.
Обдумывая вышесказанное.
Насколько я понимаю, мои недостатки основываются на неловкости, страхе и беспокойстве. Я считаю, что я нетерпелива и неблагоразумна, и может быть поэтому я взваливаю на себя больше, чем я способна выдержать. Я нахожусь под таким напряжением, что даже не осознаю, как плохо я поступаю. Каковы на мой взгляд причины? Прежде всего это большое количество задач, стоящих передо мной на данном этапе жизни. Возможно, что я позволяю своим не думающим друзьям разрушать мою работу или, возможно, я вынуждена что-то делать или стою перед неразрешимой дилеммой. Как только я выявлю для себя причину, то смогу и избавиться от нетерпеливости и неразумных поступков.
Точно также, я, наконец, могу пойти по пути самооправдания или нетерпимости. Например, я боюсь согласиться с мыслями, отличающимися от тех, с которыми я жила долгое время. Возможно, для меня окажется трудным наблюдать социальные и политические перемены без чувства "а раньше было лучше". Когда саможалость поднимает свою безобразную голову, я буду стараться вспоминать все те счастливые моменты в моей жизни, за которые я должна быть благодарен.
Конечно, я могу работать и над корнями моих недостатков, которые я выявила и перечислила. Я должна определить побуждающие причины, заставившие меня действовать так, а не иначе в различных ситуациях, а затем стремиться к тому, чтобы устранить эти причины из своего характера.
Я знаю, что огромной помощью для меня послужит стремление побольше узнавать о людях. Я должна прислушиваться к тому, что они говорят, анализировать их поступки, стараться понять их и сопереживать им.
ШАГ ПЯТЫЙ
Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу