Правовое положение Центрального банка России.

ЦБ РФ (Банк России) — главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт РФ, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. ЦБ контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами. Ст.75 Конституции РФ устанавливает особый конституционно-правовой статус ЦБ РФ, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» и другими ФЗ. ФЗ-86: ЦБ РФ является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью, при этом ЦБ РФ наделён имущественной и финансовой самостоятельностью. Государство не отвечает по обязательствам ЦБ РФ, так же, как и ЦБ РФ — по обязательствам государства. ЦБ РФ несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами. В рамках своей правоспособности ЦБ РФ наделен правом осуществлять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами Мсу, гос. внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими.

53. Правовые основы российской денежной системы.

Правовую основу функционирования денежной системы РФ составляет фед. законодательство. Многообразие и комплексность отношений, возникающих в сфере организации и функционирования денежной системы, обусловили правовое регулирование данной сферы одновременно несколькими отраслями права – гражданским, административным, уголовным. Однако базисными являются нормы финансового права, так как именно они регулируют отношения, связанные с самой организацией и функционированием денежной системы РФ. Финансово-правовыми нормами регулируются публичные отношения в сфере денежной системы, как наиболее тесно связанные с государственными и социально-экономическими интересами общества. Основные целя финансово-правового регулирования денежной системы РФ: разработка и нормативно-правовое закрепление системы мер, обеспечивающих экономический рост, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, смягчение структурных хозяйственных диспропорций в условиях рыночной экономики. Основной источник финансового права - ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», ФЗ «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», правовые акты Банка. ЦБ РФ осуществляет свои полномочия независимо от других органов государственной власти. Организация и функционирование денежной системы относится к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом. Денежная система страны отражает состояние его экономики. В соответствии с Конституцией РФ в РФ существует централизованное управление денежной системой, т. к. финансовое, валютное регулирование, денежная эмиссия находятся в ведении самой Федерации.

54. Российская Конституция о местном самоуправлении (МСУ).

1. Мсу в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. 2. Мсу осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы Мсу. 3. Мсу осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов Мсу определяется населением самостоятельно. 4. Изменение границ территорий, в которых осуществляется мсу, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. 5. Органы Мсу самостоятельно управляют муницип. собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. 6. Органы Мсу могут наделяться законом отдельными гос. полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. 7. Мсу в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос. власти, запретом на ограничение прав Мсу, установленных Конституцией РФ и ФЗ.

55. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития России.

Прогноз социально-экономического развития РФ – документ, содержащий систему научно-обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития РФ на прогнозируемый период (среднесрочный или долгосрочный). Прогноз разрабатывается по вариантам, отражающим изменения внешних и внутренних условий, постановку среднесрочных и долгосрочных целей и ориентиров развития страны, основных направлений их достижения. Прогноз социально-экономического развития РФ содержит оценку уровня социально-экономического развития, характеристику условий социально-экономического развития, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей природной среды и природных ресурсов; основные показатели развития мировой экономики; оценку факторов и ограничений социально-экономического развития; оценку макроэкономического эффекта от реализации долгосрочных целевых программ; определение показателей базового и целевого вариантов прогноза; основные показатели развития по отдельным секторам экономики, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры в прогнозируемом периоде; основные направления территориального развития в перспективе. Система государственного стратегического планирования позволяет: • формирование долгосрочных приоритетов деятельности государства в области социально-экономического развития, позволяющих частным компаниям снизить риски, в том числе при принятии долгосрочных инвестиционных решений; •развертывание долгосрочных решений (со сроком реализации 7 и более лет) в комплекс средне- и краткосрочных задач, согласованных между собой; •балансировку планируемых действий, требующих значительных организационных и ресурсных затрат (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности, в сфере развития человеческого потенциала); • ориентированность субъектов РФ и муниципальных образований на деятельность в соответствии с поставленными долгосрочными целями; • увязку принимаемых в процессе государственного стратегического управления решений с бюджетными ограничениями, определяемыми как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу; • мониторинг реализации принимаемых решений. Осн. задачами стратегического планирования являются: • формирование системы стратегического управления; •разработка и мониторинг реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ; •мониторинг проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства РФ. На сегодняшний день стратегический характер приобрела деятельность, направленная на преодоления кризисных явлений в экономики. В этом направлении в соответствии с поручением Правительства РФ ведётся активная работа по мониторингу мер, направленных на оздоровление экономики.

Наши рекомендации