Особенности проведения государственного аудита
Контрольные полномочия, которыми наделена Счетная палата, применимы ко всем государственным органам и учреждениям, внебюджетным фондам, банкам, организациям любых форм собственности, финансово-кредитным учреждениям, прочим объединениям. Основным условием относительно данных субъектов является:
- использование в своей деятельности средств из федерального бюджета
- использование собственности, принадлежащей государству либо управление таковой;
- обладание таможенными, налоговыми или другими льготами, данными органами власти или федеральным законодательством.
Все субъекты, подлежащие государственному аудиту, должны предоставлять надобную информацию по требованию Счетной палаты. Причем именно Счетная палата назначает, какие сведения являются нужными. Главной целью создания Счетной палаты является контроль над исполнением бюджета. Счетная палата имеет вправе производить комплексные ревизии и тематические проверки. Цель таковых заключена в установлении достоверности бухучета и финансовой отчетности, а также в определении полноты и своевременности относительно взаимных платежей федерального бюджета и ревизуемого субъекта. Для осуществления ревизий и проверок Счетная палата получает от обследуемых организаций всю документацию по вопросам, относящимся к ее компетенции. При обнаружении нарушений составляются предписания и представления. Также непосредственной обязанностью Счетной палаты считается проведение экспертиз, подготовка заключений и отзывов по запросам Президента РФ, Госдумы, Правительства, депутатов, госорганов РФ.
Методика государственного аудита включает в себя несколько методов:
1. Проверка. Осуществление действий по контрольному алгоритму для изучения документального состояния и соответствия нормам отдельных финансово-хозяйственных операций. Изучается также достоверность бухучета и отчетности относительно деятельности субъекта проверки за определенный период
2. Ревизия. Проведение комплексной проверки деятельности организации. Выражается это в проверке законности всей совокупности осуществленных финансовых и хозяйственных операций, их правильности и достоверности отображения в бухгалтерской отчетности.
3. Обследование. Анализ состояния определенного направления деятельности субъекта и оценивание такового
4. Санкционирование операций. Постановление разрешительной надписи после проверки документации, предоставленной с целью проведения финансовых операций. Надпись подтверждает соответствие данных нормам бюджетного законодательства РФ
Итоги ревизии и проверки оформляются актом. По результатам обследования составляется заключение. Отдельного внимания заслуживают проверки.
Они могут быть:
1. Камеральные. Осуществляются по месту нахождения органа госконтроля финансов на основании бухотчетности и иной предоставленной по запросу документации
2. Выездные. Проводятся по месту нахождения объекта проверки. При этом определяется соответствие по факту свершенных операций и данных отчетности и первичной документации
3. Встречные. Выполняются в рамках камеральных или выездных проверок для установления либо подтверждения фактов, касающихся деятельности проверяемого объекта.
К объектам, подлежащим государственному финансовому аудиту, относятся:
1. Главные получатели и распорядители средств из федерального бюджета, администраторы доходов бюджета, администраторы источников финансирования бюджетного дефицита
2. Финансовые структуры, являющиеся получателями и распорядителями межбюджетных трансфертов, то есть бюджетных кредитов, предоставляемых из иного бюджета бюджетной системы России
3.Государственные и муниципальные учреждения — унитарные предприятия государственного и муниципального подчинения
4. Госкорпорации и госкомпании — хозяйственные товарищества и общества, в чьем уставном капитале участвуют публично-правовые образования, прочие юридические лица, ИП, физические лица, использующие средства, предоставленные из бюджета либо обладающие государственными и муниципальными гарантиями
Кредитно-финансовые организации, проводящие операции с бюджетными средствами в рамках договоров о предоставлении средств из бюджета РФ
Аудиторская проверка государственных программ РФ своей целью предполагает оценку качества их формирования, а также исполнения в части:
- соответствия выполнения определенных требований итоговых результатов;
- соблюдения графиков реализации отдельных этапов;
- обоснованности действий и информации о ресурсном обеспечении соотношения затраченных бюджетных ресурсов и итогов.
В данном случае речь идет о стратегическом аудите, который с 2005 года применяется Счетной палатой в целях контроля над исполнением стратегических целей по обеспечению безопасности и социально-экономическому развитию государства. Содержание такого аудита практически аналогично аудиту эффективности, который направлен на осуществление контроля за итогами формирования и применения госресурсов в любой форме. Для стратегического аудита и аудита эффективности применяется общая методологияэффективности использования средств (расходов).
К полномочиям Счетной палаты причисляется проведение аудита эффективности, направленного на установление результативности и экономности использования средств, предоставленных из бюджета. Согласно ст.34 БК эффективность использования бюджетных средств предполагает достижение обозначенных результатов при использовании минимального объема средств (экономность) либо достижение наилучшего итога с применением обусловленного бюджетом объема средств (результативность). Целью аудита эффективности является качественное совершенствование всего процесса управления федеральными ресурсами благодаря представлению достоверной и полной информации об эффективности работы организаций. Также аудит эффективности измеряет результативность и экономическую эффективность расходов госбюджета. В процессе аудита эффективности проверке подлежит фактический результат. Самой реализации или процессу принятия решений уделяется минимум внимания. Предметом такого аудита могут выступать госпрограммы либо деятельность проверяемого субъекта по применению бюджетных средств для выполнения обозначенных функций.
Аудит эффективности расходов это своеобразная форма финансового контроля. Оная помогает установить эффективность расходования бюджетных средств на достижение поставленных целей. При проверке осуществляется контрольное изучение деятельности проверяемого субъекта.
Аналитическая функция заключается в установлении причинно-следственных связей деятельности и итогов.
Синтетическая функция предполагает формирование рекомендаций по улучшению эффективности деятельности.
Примечательно, что по итогам аудита эффективности использования средств не применяются меры принуждения. Все сформулированные предложения носят исключительно рекомендательный характер. Необходимость в данном виде аудита обусловлена в потребности поиска и разработки более результативных по расходам управленческих форм.
Внутренний финансовый аудит применяется для министерств, комитетов, прочих органов исполнительной власти. Также подобная проверка проводится в общественных и религиозных организациях. Осуществляется внутренний госаудит руководителями данных субъектов, а также специальными контрольно-ревизионными подразделениями, подчиняющихся руководству комитета, министерства или другого органа исполнительной власти
Проводится внутренний государственный аудит не реже, чем один раз в год. По указанию вышестоящих органов относительно ревизуемого подразделения могут осуществляться внеплановые проверки. Также внутренний аудит необходим при смене руководства, ликвидации субъекта либо по решению судебно-следственных органов. При этом продолжительность аудита не может превышать сорока дней.
Основными задачами внутреннего государственного аудита являются:
· Обнаружение случаев недостач и хищения денежных средств или материальных ценностей, эпизодов бесхозяйственности, иных нарушений финансовой дисциплины
· Формирование предложений по ликвидации отклонений и способствующих их возникновению причин
· Принятие подобающих мер по возмещению ущерба виновными лицами и т.д.
В целом государственный аудит представляет собой контроль со стороны государства за целесообразностью и законностью действий в сфере формирования, распределения и применения бюджетных средств с целью повышения эффективности социально-экономического развития государства и отдельных его регионов. По сути, именно государственный финансовый аудит обеспечивает законность финансово-хозяйственной деятельности государства.
Тема 4. «Порядок проведения и оформления результатов государственного финансового аудита». (2 часа)
План лекции:
1. Подготовительный этап финансового аудита