Организационная структура экономической безопасности.
Структуру экономической безопасности можно рассмотреть с позиции следующих критериев:
– пространственного;– социально направленного;– информационного;– инновационного;– экологического;– критерия обеспеченности определенным ресурсом.
Пространственный критерий включает четыре уровня воздействия:
1) мировой уровень воздействия формирует международную экономическую безопасность.
Международная экономическая безопасность – комплекс международных условий сосуществования договоренностей и институциональных структур, при котором каждому государству как члену мирового сообщества гарантирована возможность свободно разрабатывать и осуществлять свою стратегию социально-экономического развития, не подвергаясь внешнему политическому давлению и рассчитывая на невмешательство, взаимоприемлемое и взаимовыгодное сотрудничество с остальными государствами.
Дорога к обеспечению международной экономической безопасности лежит через отказ от навязывания моделей развития, экономического и политического принуждения, через признание права любого народа на выбор собственного пути, уважение законности существования разных форм собственности и интересов.
2) государственный уровень подразумевает экономическую безопасность страны.
Экономическая безопасность государства – состояние национальной экономики и институтов власти, при котором обеспечена гарантированная защита национальных интересов, гармоничное и социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал, даже при крайне неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов.
3) региональный уровень раскрывает экономическую безопасность региона (субъекта федерации).
Все регионы сталкиваются со множеством острых проблем – экономических, политических, социальных, экологических, в определенной степени затронутых кризисными явлениями. К ключевым из них можно отнести экономическую реинтеграцию регионов, состояние транспортного комплекса, монополизм, а также региональные экономические кризисы и др.
Таким образом, под экономической безопасностью региона (субъекта федерации)следует понимать способность субъектов федерации противостоять кризисным ситуациям, которые вызываются воздействием внешних и внутренних факторов на научно-производственный и ресурсный потенциал и их структуру, сферу обращения и институциональную инфраструктуру, социальную область, уровень и качество жизни людей.
4) локальный уровень включает экономическую безопасность предприятия.
Экономическая безопасность предприятия – это состояние юридических, производственных отношений и организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов, при котором обеспечена стабильность функционирования, финансово-коммерческий успех, а также прогрессивное научно-техническое и социальное развитие.
Тактика обеспечения экономической безопасности предприятия предполагает применение конкретных процедур и выполнение конкретных действий для её обеспечения. Речь идет о таких процедурах и действиях, как расширение юридической службы организаций; принятие дополнительных мер по защите коммерческой тайны; создание подразделения компьютерной безопасности; предъявление претензий контрагенту-нарушителю; обращение в судебные органы и правоохранительные органы и т. п.
С точки зрения социально направленного критерия выделяют два вида экономической безопасности:
– экономическая безопасность личности – это состояние защищенности человека от факторов нанесения вреда на уровне его личных интересов и потребностей. Личная безопасность граждан включает обеспечение защиты личности от преступных посягательств на жизнь, здоровье, свободу, достоинство и честь.
–экономическая безопасность общества – это состояние экономики, при котором каждый индивид защищен от внутренних и внешних угроз.
Информационный критерийподразумевает то, что владение большим объемом информации выступает гарантом лидерства в экономической и военно-политической сферах. Информационный критерий представляет собой одну из составляющих экономической безопасности.
Информационная составляющая предполагает такой порядок взаимного обмена производственными, научно-техническими и другими сведениями внутри хозяйственного комплекса государства и с зарубежными партнерами, при котором будут гарантироваться надежный информационный обмен, рост доли нематериальных активов в национальном богатстве, повышение «удельного веса» информации в конечной стоимости производимого внутреннего продукта.