Достоинства и недостатки ССП
Лаконично и точно определить основные преимущества и недостатки ССП позволяет SWOT-анализ.
Сильные стороны:
1. Для создания ССП необходимо разработать стратегию компании.
Сама по себе разработка стратегии компании - очень важный этап развития, и начало такого процесса говорит о зрелости компании и достаточно высоких ее достижениях. Но без наличия в ней четкой стратегии разработка ССП невозможна. Поэтому желание внедрить ее у себя, желание лучше понять свой бизнес и его перспективы с неизбежностью влечет за собой необходимость разработки стратегии. Работа над формированием миссии и стратегических целей позволит взглянуть на деятельность каждого из подразделений компании как бы со стороны, позволит оценить потенциал каждого направления деятельности и обнаружить реально существующие проблемы, которым до определенного момента не придавалось особого значения. Систематизация этих проблем позволяет разработать конкретные шаги по их устранению.
2. Реализация стратегии организации в конкретных тактических действиях, сопровождающихся контролем ее показателей.
Одна из основных проблем менеджмента - контроль, особенно это касается стратегии. Дойдя до ее разработки, а иногда и до реализации, организации сталкиваются с необходимостью оценить успешность своих усилий, тем более что процесс разработки стратегии цикличен. Как раз в этот момент и возникает проблема оценки конкретного изменения - положительно ли оно или отрицательно, и с чем его нужно сравнивать. При отсутствии соответствующих показателей эти вопросы повисают в воздухе. ССП же позволяет конкретизировать ситуацию и отслеживать конкретные изменения, параллельно корректируя стратегию.
3. Простота восприятия.
Простота и наличие четких логических взаимосвязей между составляющими сбалансированной системы показателей позволяют добиться понимания процессов, происходящих в компании, на уровне всех исполнителей.
4. Возможность графической интерпретации финансовых и нефинансовых сторон деятельности организации
Нацеленность на финансовый результат в кратчайшие сроки мешает топ-менеджменту понять важность нефинансовых показателей в работе организации. Через понимание процессов, происходящих в компании, приходит убеждение, и процесс внедрения ССП становится органичной частью работы компании.
5. Доведение стратегии компании до конкретных целей для каждого сотрудника.
Это один из самых сложных этапов в процессе внедрения, особенно с учетом различий в ментальности его исполнителей. Но при успешном внедрении ССП у членов коллектива появляется четкий ориентир в деятельности. Причем не просто в виде плана, спущенного сверху, а в осознании своей роли в компании.
Слабые стороны:
1. Растянутость процесса внедрения ССП во времени.
Очень трудно оценить сам процесс внедрения ССП в организации, так как для получения объективных результатов требуются годы. За это время многое в деятельности компании меняется. Внедрение на первом этапе, то есть разработка стратегической карты ССП для топ-менеджмента, проходит достаточно быстро и четко, а вот продвижение дальше обрастает проблемами, так как требует большого объема подготовительной и разъяснительной работы.
2. Кажущаяся простота в применении.
По ходу разработки ССП возникает масса вопросов, на которые ответить бывает очень не просто. В идеале, необходимо пройти весь путь самостоятельно, при необходимости обращаясь за практическими советами к опытному консультанту, используя его опыт разрешения наиболее острых вопросов, а также опыт оценки проделанной работы. Это поможет избежать серьезных ошибок и существенно упростит работу.
3. Отсутствие быстрых результатов.
Основной принцип оперативного управленца – «продемонстрируйте мне быстрый результат». При разработке и внедрении ССП этот принцип просто не имеет смысла, так как получение оцениваемых результатов деятельности по ССП возможно только в течение нескольких лет собственно реализации стратегического плана. Поэтому серьезной проблемой может стать непонимание топ-менеджментом целей внедрения ССП в условиях быстроизменяющейся рыночной ситуации.
4. Инициатива разработки ССП может принадлежать только топ-менеджерам.
Каким бы грамотным и «продвинутым» ни был персонал компании, без инициативы топ-менеджмента разработка ССП невозможна. Это значит, что первое лицо компании (или подразделения), внедряющего ССП, должно быть главным локомотивом процесса внедрения. Если ССП внедряет начальник отдела ИТ или стратегического развития, то у него не хватит власти и авторитета для того, чтобы такую систему заставить работать на всех уровнях. Как только первое лицо потеряло интерес к процессу внедрения ССП, проект умирает и превращается в груду документов и массу времени, потраченного впустую.
5. Трудность оценки важности ключевых показателей.
Выбор ключевых показателей - достаточно ответственный и неоднозначный процесс. Особенно это становится очевидным, когда происходит определение нефинансовых показателей. Финансовые показатели в компаниях отслеживаются постоянно, а вот определение нефинансовых показателей, тем более на первом этапе, достаточно сложно из-за их неоднозначности. При оценке показателей имеет смысл расположить их по степени значимости в каждой из четырех составляющих и оставить не более пяти наиболее важных из них по каждой составляющей.
Возможности, предоставляемые ССП:
1. Необходимость в универсальном инструменте для оценки деятельности организации.
С бурным развитием экономики, усложнением управленческого и финансового учета, появлением холдингов, объединяющих в себе несколько организаций из разных отраслей экономики, собственникам и топ-менеджерам, разрабатывающим стратегические решения, становится все труднее ориентироваться в огромном потоке новой информации. Особенно остро стоит этот вопрос для крупных многопрофильных организаций, в которых без анализа возможностей по каждому направлению деятельности затруднительно определять стратегические объемы инвестирования и прогнозировать темпы развития.
Во многих организациях существует система контрольных точек, отклонения от которых могут привести к критичным последствиям, однако, как правило, эти ориентиры для определения отклонений очень специфичны и понятны только узкоспециализированному менеджеру. И эти контрольные точки учитывают исключительно финансовые показатели и не учитывают нефинансовые факторы развития организации. Отсюда - реальная потребность в универсальном инструменте для осуществления оценок.
2. Быстрая адаптация деятельности организации к изменению рыночной ситуации.
Без определения стратегии, постоянной ее корректировки сегодня невозможно занимать сколько-либо заметную позицию на рынке. ССП является инструментом, который позволяет в режиме реального времени следить за рыночной ситуацией и быстро реагировать на ее изменения.
Возможные угрозы при разработке и реализации ССП:
1. Отсутствие разработанной стратегии развития в компании.
2. Попытка рассматривать ССП как панацею от всех проблем организации.
Информационный шум вокруг ССП, кроме позитива, несет и негативные моменты - появилась «мода» на создание стратегических карт, и у большого количества людей есть желание эту моду использовать, преподнося ССП как возможность автоматического управления организацией. Однако нельзя забывать, что ССП - это всего лишь инструмент для внедрения стратегических планов в оперативную деятельность компании. И для того чтобы это внедрение произошло, необходимо сочетание целого ряда факторов, начиная с инициативы руководителя или владельца организации и заканчивая созданием механизма воплощения стратегии в жизнь и контроля над ее выполнением. Сама разработка ССП - это кропотливый долгосрочный процесс, реальный результат которого можно будет ощутить через несколько лет. Сегодня немногие владельцы организаций готовы ждать так долго, не имея 100% гарантий, а такие гарантии, естественно, исключены.
Кроме того в качестве третьей возможной угрозы выступает дефицит квалифицированных кадров, обладающих стратегическим видением.
Известно, что кадровый вопрос может свести на нет все благие намерения руководства и топ-менеджмента по внедрению в компании ССП, так как одной из основ внедрения является понимание сотрудниками компании ее миссии и целей.
Процесс разработки и внедрения сбалансированной системы показателей - полезный и нужный для компании. И как любая новая идея, требует определенного времени для выработки собственного опыта.
Приложение
Тест
1. Классический вариант ССП включает:
a. три составляющих (профиля)
b. две составляющих (профиля)
c. четыре составляющих (профиля)
d. пять составляющих (профиля)
2. Первая ступень создания ССП предполагает:
a. выбор целей для составляющей «внутренние бизнес-процессы»
b. выбор целей для составляющей «финансы»
c. выбор целей для составляющей «клиенты»
d. выбор целей для составляющей «обучение и развитие»
3. Алгоритм разработки ССП компании включает:
a. этап опроса клиентов
b. этап разработки бизнес-плана
c. этап технико-экономического обоснования
d. этап определения ключевых факторов успеха
4. Принципы построения ССП включают:
a. принцип сравнения
b. принцип пропорциональности
c. взаимосвязь с финансовыми показателями
d. принцип унификации
5. Успешная разработка ССП предполагает:
a. предварительную разработку стратегии компании
b. предварительный опрос клиентов о необходимости ССП
c. предварительную разработку годового плана развития компании
d. предварительную разработку рекламной кампании продукта
6. Первый этап алгоритма разработки ССП заключается в:
a. определение ключевых аспектов деятельности компании
b. детализация миссии компании для ключевых аспектов деятельности и определение стратегических целей
c. определение характерных особенностей и путей развития отрасли, роли компании в ней
d. разработка системы показателей, выявление причинно-следственных связей, согласование краткосрочных и долгосрочных целей
7. Какая характеристика является слабой стороной ССП:
a. медленная адаптация деятельности организации к изменению рыночной ситуации
b. реализация стратегии организации в конкретных тактических действиях не сопровождается контролем ее показателей
c. нет возможности графически интерпретировать финансовые и нефинансовые стороны деятельности организации
d. отсутствие быстрых результатов
Открытый вопрос
1. В каких случаях применение ССП наиболее целесообразно?
2. Какие различают виды предложения потребительской ценности?
3. Какие существуют слабые стороны ССП?
4. Какие существуют возможные угрозы при разработке и реализации ССП?
Задача
Кейс
Туристическоеагентство«Fantasticisland» существует на рынке с 2010 года. За семь лет работы, компания стала крупнейшим игроком на отечественном рынке.
Основным источником доходов компании и ее филиалов является выручка от реализации следующих услуг:
1. Продажа туров
Туристическое агентство, не имеет возможности самостоятельно устанавливать цены на туры. Обычно цены на туры агентство получает от туроператоров, они видны на сайте туроператора, и любой клиент может их увидеть. Поэтому, когда в туристическом агентстве продается тур, агентство получает комиссию, которая уже включена в стоимость.
2. Продажа билетов
Специфика продажи ж/д и авиабилетов заключается в том, что у агентства нет прямых договоров с РЖД/авиакомпаниями. При продажи железнодорожных билетов, агентство работает через компании, которые заключают прямые договоры с РЖД/авиакомпаниями, являясь их субагентами.
3. Продажа дополнительных услуг
Дополнительными услугами являются продажа туристических симкарт, путеводителей, дополнительного страхования.
Основных клиентов туристического агентства можно разделить на 3 возрастные группы:
· 18 – 24 лет: сегментом является молодежь, которая уже путешествует без родителей, но, тем не менее, сохраняются льготные расценки на поездки;
· 25 – 44 лет: экономически активные люди, которые проводят время со своими семьями на отдыхе или друзьями.
· 45 – 64 лет: люди среднего возраста, имеющие экономическую активность, но не обременены детьми.
Также клиентов можно разделить на две туристические роли:
· Организованный массовый турист. Туристский маршрут для него формируется заранее. Организованный массовый турист приобретает тур, воспринимая и расценивая его как очередной товар, предлагаемый для массовой реализации; во время поездки не принимает почти никаких решений.
· Индивидуальный турист. Маршрут для него также планируется заранее, но не полностью. Индивидуальный турист частично участвует в формировании тура, контролирует время поездки и маршрут, не ограничен рамками группы, все услуги получает исключительно от туристских организаций.
В туристическом агентстве директор является главной фигурой, которой подчиняются все отделы и подразделения. Старший менеджер является заместителем директора по туризму, у которого в подчинении находятся 3 отдела:
· отдел внутреннего туризма;
· отдел внешнего туризма;
· экскурсионный отдел.
Все эти отделы находятся на одном уровне и свободно взаимодействуют друг с другом.
Также в подчинении у директора находится заместитель директора по транспорту, который контролирует работу специалистов по авиа и ж/д билетам и автобусным маршрутам. Транспортный отдел взаимодействует с остальными отделами фирмы.
В организационной структуре фирмы отделом маркетинга и рекламы, занимается и директор и старший менеджер. Они занимаются разработкой агрессивной рекламной политики, изыскивая наиболее эффективно работающие рекламные пространства в газетах, журналах, используя внешнюю рекламу, радио и телевидение.
Обучение персонала осуществляется с отрывом от работы - это: чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом и т.п. Обучающие программы осуществляется на территории консалтинговой фирмы. Обучающиеся программы совершенствуют навыки межличностного общения - это обучение призванное не только облегчить взаимодействие с клиентами, но и помочь работникам лучше понимать их действия, поступки, намерения.
Руководством компании было принято решения полной реструктуризации компании с внедрением ССП.Реструктуризация связанна с потерей качества предоставляемых услуг и значительным сокращением клиентской базы. Была заново сформулирована миссия компании, а также определенны новые стратегические цели.
Миссия компании - обеспечивать качественные, современныепутешествия по всему миру, которое поможет россиянам лучше оценить красоту, культурное разнообразие нашей планеты.
Стратегические цели компании:
· повышение качества обслуживания клиентов;
· расширение и развитие сети компании;
· развитие новых услуг;
· повышение квалификации персонала.
На основании стратегических целей определите ключевые аспекты деятельности компании и факторы успеха. Разработать систему показателей, выявить причинно-следственных связи между основными проекциями ССП. По каждой проекции выделить основные цели, определить показатели успеха каждой цели, а также разработать конкретные мероприятия, согласно основной стратегической направленности компании. Полученные результаты внести в рисунок 3.
Рисунок 3 – Основные проекции ССП для компании «Fantasticisland»