Разработка поэтапного алгоритма сбалансированной системы показателей
Назначение ССП
Сбалансированная система показателей (ССП) – современная технология эффективного управления, позволяющая компаниям не только разработать выигрышную стратегию, но и успешно ее реализовать.
Сбалансированная система показателей переводит миссию и общую стратегию компании в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих степень достижения данных установок в рамках четырех основных проекций: финансовой, взаимоотношений с клиентами, внутренних бизнес - процессов, обучения и роста.
Как правило, ССП используется для того, чтобы:
· четко сформулировать стратегию и прийти к единому мнению;
· довести стратегию до сведения всех работников компании;
· согласовать цели и задачи подразделения и каждого работника со стратегией компании;
· согласовать стратегические задачи с долгосрочными целями и годовыми бюджетами;
· идентифицировать и систематизировать стратегические инициативы;
· периодически и систематически проводить обзоры достигнутых стратегических результатов;
· создать обратную связь для получения информации и своевременного изменения стратегии в случае необходимости.
Применение сбалансированной системы показателей наиболее целесообразно и даже необходимо в следующих случаях:
· если недавно разработана стратегия (корпоративная, ИТ, уровня подразделения), которую надо реализовать во всей организации;
· в случае нового слияния/поглощения;
· при смене руководства;
· если система измерения эффективности не дает результатов;
· в случае если в системе измерения эффективности есть большой перекос в пользу финансовых показателей, или показателей «результата» в ущерб показателям «предсказания/направления»;
· если имеется неконтролируемое разрастание инициатив (слишком много, слишком дорогие);
· при попытках реструктуризации/трансформации, запланированных или начавшихся;
· при неудаче альянсов и партнерств (перефокусирование);
· в случае новых альянсов (фокусирование);
· в случае применения новых стратегий управления персоналом, разработки или изменения политики мотивации;
· в ситуации достижения общего видения.
ССП базируюется на четырех основных составляющих (проекциях) – «финансы», «клиенты», «внутренние бизнес-процессы», «обучение и рост». Таким образом, система получила название «сбалансированной», так как основывалась на комплексном подходе к оценке как материальных, так и нематериальных активов.Четыре составляющих ССП позволяют достичь баланса между долговременными и краткосрочными целями, между желаемыми результатами и факторами их достижения, а также между жесткими объективными критериями и более мягкими субъективными показателями.
Финансовые показатели оценивают экономические последствия предпринятых действий и являются индикаторами соответствия стратегии компании и ее воплощения общему плану совершенствования организации в целом.
Клиентская составляющая рассматривается как потребительская база и сегмент рынка, в котором конкурирует данная организация, а также как показатели результатов ее деятельности в целевом сегменте рынка.
Составляющая внутренних бизнес-процессов определяет те главнейшие бизнес-процессы, которые необходимо довести до совершенства. Это позволит:
· разработать такие бизнес-предложения потребителям, которые помогут создать и сохранить клиентскую базу в целевом сегменте рынка;
· удовлетворить ожидания акционеров относительно высокой финансовой доходности.
Составляющая обучения и развития персонала определяет инфраструктуру, которую надлежит создать, чтобы обеспечить долговременный рост и совершенствование.
Внедрение системы сбалансированных показателей дает возможность:
· получения стабильной прибыли и экономической добавленной стоимости;
· повышения капитализации компании;
· завоевания компанией целевых рынков;
· достижения лояльности клиентов, способности компании обеспечить их удержание;
· обеспечения прогрессивности технологии и отлаженности бизнес-процессов;
· приобретения опережающих конкурентных преимуществ;
· создания мощного и высококвалифицированного кадрового состава;
· достижения факторов, оказывающих воздействие на рост стоимости компании;
· гибкого реагирования компании на внешние и внутренние «возмущения»;
· трансляции миссии и общей стратегии компании в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих степень достижения данных установок в рамках четырех основных проекций: финансов, маркетинга, внутренних бизнес-процессов, обучения и роста;
· анализа стратегических и тактических процессов управления, установления причинно-следственных связей между стратегическими целями организации и обеспечения ее сбалансированного развития.