Тема 1. Понятие и сущность бизнеса. Три концепции
Общие сведения
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Цель дисциплины состоит в получении студентами прочных теоретических знаний и твердых практических навыков в области бизнеса и основ экономики. Такая подготовка необходима для успешного усвоения многих специальных экономических дисциплин.
Задачей дисциплины является изучение нижеперечисленных разделов основ бизнеса, которые помогают сформировать точку зрения студента об экономических отношениях субъектов в сфере современного бизнеса. Прочное усвоение основных экономических и деловых терминов позволит будущему специалисту наиболее точно выражать свою точку зрения и взгляд на проблему. Понимание и усвоение основных экономических взглядов и принципов помогает студентам и специалистам решать актуальные задачи практики на более научном уровне. Таким образом, курс «Основы бизнеса» является первым этапом на пути к изучению профильных предметов экономической направленности. Изучая современные положения в деловой сфере, студенты совершенствуют свой интеллектуальный потенциал и профессиональные навыки.
Для изучения данной дисциплины необходимо знать:
Данный курс базируется на школьном курсе экономики, на курсе человек и общество и культурологии, который может изучаться параллельно. Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных и практических занятий.
В лекциях излагается содержание тем программы с учетом требований, установленных для специалиста в квалификационной характеристике. Основное внимание уделяется наиболее сложным вопросам курса.
Практические занятия проводятся в учебных группах с целью закрепления теоретических основ, излагаемых в лекционном курсе, и полученных практических навыков в применении основных понятий и экономических методов в современном бизнесе.
Введение
Основное назначение предлагаемого вашему вниманию учебного пособия заключается в том, чтобы дать изложение курса «Основы бизнеса», закладывающего базис управления организациями, как бизнес — единицами.
Структура курса построена таким образом, что вначале рассматриваются основные концепции бизнеса как объекты исследования деятельности организаций крупного и малого бизнеса.
Поскольку бизнес является самостоятельной категорией экономической системы, он изучает общие свойства организации как единого целого. В зависимости от языка описания (экономического, юридического, социологического, технического и т.д.) можно получить различное представление об организации как об объекте управления. Поэтому организация остается до конца непонятным объектом, представляющим собой, как говорят специалисты, черный ящик.
Чтобы преодолеть указанную неопределенность, необходимо использовать междисциплинарный подход к рассмотрению вопросов в сфере изучения бизнеса. Таким подходом является системный подход.
В учебном пособии рассмотрен не только ряд междисциплинарных направлений, способствующих структурному формированию делового мышления, но и основы базовых экономических дисциплин, таких как менеджмент, маркетинг, финансы предприятий, управление персоналом. Особое внимание уделено историческому возникновению бизнеса и основным его направлениям.
В пособии даны классификации организационных структур и классификации самих организаций. Если же в основу классификации положить отношение к собственности, то можно сформировать модель состава системы управления собственностью в масштабах страны, а также построить модель антимонопольного регулирования бизнеса и управления экономикой на общегосударственном уровне.
Определены процедуры формирования моделей состава проблем и целей организации на разных стадиях ее развития.
Показано, что структура системы управления организацией определяется не столько содержанием проблем и целей, сколько связями внутри них и между собой. Среди проблем в первую очередь заслуживают внимания те, которые являются причиной возникновения других более мелких проблем в сфере бизнеса.
Тема 6. Миссия и цели организации. Цикл менеджмента
Тема 6. Миссия и цели организации. Цикл менеджмента
Функции менеджмента
Цели и задачи менеджмента и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и направления управленческих работ, которые обеспечивают их достижение.
Рис. 6.1. Взаимосвязь функций менеджмента
Речь идет о функциях менеджмента, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Поэтому их называют общими, и в их составе выделяют планирование, организацию, координацию, контроль и мотивацию. Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления. Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных. Рассмотрим содержание каждой функции менеджмента.
Планирование — это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. В командно-административной системе планирование на предприятии выполняло роль инструмента постановки задач подразделениям и распределения ресурсов между ними для реализации жестко заданных сверху целей. Оно также было средством контроля и оценки результатов и создавало основу для стимулирования труда работников предприятия. Его главная характерная черта — директивность отражала концепцию народнохозяйственного планирования как единой системы планов, каждый из которых должен точно выполнять предписанные ему задания и обеспечивать тем самым бесперебойную работу всего народнохозяйственного механизма.
В новых условиях хозяйствования планы не задаются предприятиям сверху, ресурсы предприятие «добывает» самостоятельно, где конкурентную проверку проходят не столько товары, сколько системы планирования, способность менеджмента делать правильные выводы из имеющейся информации и своевременно принимать взвешенные решения. План становится основой деятельности предприятий всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать результаты, определять потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность работающих на предприятии. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование — это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией. Органической составной частью планирования при этом становится составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей ее средой. Прогнозы на будущее и стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется работа предприятия.
Организация — вторая функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. В любом плане, составляемом в организации, всегда имеется стадия организации, т. е. создания реальных условий для достижения запланированных целей. Нередко это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики. Для многих организаций (прежде всего, государственных) эта задача является новой, так как в прежних условиях хозяйствования использовались типовые структуры управления, разрабатываемые централизованно для различных отраслей. В связи с тем, что они были жестко связаны со штатным расписанием, предприятия не стремились к их изменению, которое могло привести к сокращению штата. В настоящее время организации формируют структуру управления в соответствии с собственными потребностями. Анализ изменений показывает, что многие организации отходят от функционального принципа построения структур, сокращают так называемую вертикаль (иерархию) управления, делегируют полномочия сверху вниз. В структуру вводятся новые звенья, в том числе связанные с необходимостью изучения рынка и разработкой стратегии развития организации.
Вторая не менее важная задача функции организации — создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям. Здесь главное — это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей, поддержка работников предпринимательского склада, склонных к творчеству, нововведениям и не боящихся рисковать и брать на себя ответственность за решение тех или иных проблем предприятия.
Мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. К ним, в первую очередь, относятся: разнообразие работы по содержанию, рост и расширение профессиональной квалификации работающих, удовлетворение от полученных результатов, повышение ответственности, возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля и т.д.
Контроль — это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Поэтому главные инструменты выполнения этой функции — это наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов. Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным.
Координация — это центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации — достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио- и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации и контроля), а также действий руководителей.
В условиях роста самостоятельности и ответственности руководителей всех уровней и исполнителей происходит рост так называемых неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. Одновременно сокращается необходимость в вертикальной координации, когда структуры управления становятся «плоскими».
Тема 7. Основы построения бизнес-плана организации
Любое предприятие начинает свою деятельность с составления бизнес-плана. Бизнес-план необходим всем: банкирам, инвесторам, менеджерам, предпринимателям, так как он позволяет снизить риск в достижении поставленной цели, вести целенаправленную стратегию и тактику в производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями рынка.
Бизнес-план — это документ, в котором формулируется цель предполагаемой экономической деятельности, описываются работы, услуги, содержится анализ рынка, а также рассматриваются организационно- правовые вопросы и функции производства, дается технико-экономическое обоснование эффективности планируемой работы.
Цели разработки бизнес-плана:
· произвести планирование хозяйственной деятельности на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка;
· определить степень реальности намеченных целей;
· доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы фирмы;
· убедить своих сотрудников в возможности достижения количественных и качественных показателей;
· помочь решить задачи, связанные с функционированием фирмы;
· оценить затраты при реализации бизнес-плана и прибыльность проекта;
· проанализировать материальные ресурсы фирмы в соответствии с планом, просчитать риски и предусмотреть трудности, препятствующие выполнению бизнес-плана.
Функции бизнес-плана:
· планирование для оценки новых направлений деятельности и контроля процессов в фирме;
· привлечение денежных средств-ссуд, кредитов, внешних инвестиций;
· привлечение к реализации планов компаний-партнеров, имеющих капитал, технологии, ресурсы.
Обычно бизнес-план составляют на один год и более пяти лет.
Рис. 7.1. Функции бизнес-плана
Бизнес-план может составляться наемными специалистами, при этом инвесторы проекта готовят необходимые данные. В случае другого подхода бизнес-план разрабатывают инициаторы проекта, получая рекомендации у специалистов, в частности у инвесторов. Наемные специалисты разрабатывают финансовое обеспечение проекта и сбыт продукции. Оформление бизнес-плана начинается с титульного листа со следующей информацией: где, когда и кем составлен документ, название проекта, в котором кратко и четко формулируется идея, заложенная в бизнес-плане. Оглавление отражает структуру бизнес плана в виде номенклатуры раздела с их нумерацией. Во введении отмечается, почему возникла необходимость в проекте и инвестиционном замысле, цели, задачи составления бизнес-плана, круг лиц, которым он адресован. В резюме содержится главное, что должно быть понято и оценено потенциальным инвестором: информация о фирме, данные о коммерческой деятельности, цели и задачи проекта, стратегия, конкретные мероприятия, сроки их реализации. В разделе «виды товаров и услуг» описываются предлагаемые на рынке покупателям товары и услуги, их преимущество, недостатки и меры их устранения, показывается уникальность нового продукта на рынке. Раздел «рыночные исследования и анализ сбыта» предоставляет инвестору фактическую информацию о конкурентоспособности проекта, определить покупателей и нишу на рынке. В этом разделе рассматриваются также типы рынков, где действует фирма, сегменты рынка по типам и видам товаров и услуг, факторы спроса на каждом из сегментов, перспективы изменения потребностей показателей и соответствующая реакция компании. Маркетинг изучает способы достижения намеченных объемов продаж и доведение продукции до потребителя. В каждой организации, так или иначе, должна использоваться общая схема маркетинга, схема ценообразования и реализации товаров, а также должны быть использованы методы стимулирования объемов продаж, организация послепродажного обслуживания и формирование общественного мнения о продукции.
Планы производства
Для производителей товаров:
· характеристика производства;
· близость предприятия к рынкам, поставщикам, трудовым ресурсам.
Оценка факторов производства в динамике:
· надежность, опыт сотрудничества;
· нормативные акты;
· возможные проблемы при реализации продукции, варианты их решения или предупреждения;
· перечень рисков и их вероятность;
· возможные меры по профилактике и нейтрализации риска.
Финансовый план — оценка финансового потенциала фирмы и планирование достижения жизнеспособности компании, а также эффективности использования денежных средств.
Стратегия финансирования:
· необходимые средства;
· источники инвестиций;
· сроки окупаемости и доход от реализации проекта;
· план создания новой фирмы.
Организационный план:
· структура компании;
· полное наименование, юридический адрес;
· фактографическая информация.
Язык и стиль оформления бизнес-плана, емкость, краткость и четкость, ссылки и цитаты из авторитетных источников, подчеркивающих идею бизнес-плана, являются очень важными факторами.
I фаза. Разработка товара
Сбыта нет, прибыли нет, идут затраты на маркетинговые исследования, НИОКР (научно- исследовательские, опытно- конструкторские разработки) и выпуск первой партии товара. Маркетинговые исследования заканчиваются позиционированием. Это комплекс мер, благодаря которым в сознании целевых потребителей данный товар занимает собственное, отличное от других и выгодное для компании место по отношению к аналогичным товарам.
III фаза. Рост товара
Это период быстрого восприятия товара рынком и быстрого роста прибыли. Расходы на рекламу стабилизируются, увеличивается спрос на товары. Цена высокая или идет незначительное ее снижение.
IV фаза. Фаза зрелости
В этот период большинство покупателей уже приобрели этот товар. Его реализация замедляется, наступает насыщение рынка. Прибыль растет медленнее (может стабилизироваться или снижаться) в связи с ростом затрат на защиту товара от конкурентов. Главная задача фирмы — поддержание стабильного спроса, для чего необходимо усилить рекламу, по возможности снизить цену, работать над повышением качества товара, улучшить сервисное обслуживание, придумать товарный шлейф (набор предметов, работ и услуг, которые уместно предложить покупателю основного товара) и др.
V фаза. Фаза спада
Несмотря на снижение цен и использование других мер воздействия на покупателя рост продажи товаров прекращается, сокращается прибыль, товар завершает свой жизненный цикл. Он вытесняется с рынка новыми перспективными товарами. Товар снимается с производства и идет распродажа по сниженным ценам.
Выводы: жизненный цикл товара состоит из 5 основных фаз; при заметном снижении продаж и прибыли фирма реанимирует товар; при рентабельности от продаж, равной банковской (депозитной) ставке товар считается «больным», чтобы не ликвидировать фирму надо предвидеть такой исход и заранее начать разработку новых товаров.
Список рекомендуемой литературы
Основная
1. Корсакова А.А., Иванов А.А., Осоргин А.Н., Олейников С.Я. Основы бизнеса: метод.пособие / МЭСИ, 2004.
2. Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика. — М., 2004.
3. Основы бизнеса: Учебник для студентов первого курса экономических специальностей / Отв. ред. Рубин Ю. Б.
4. Колчина Н. В.Финансы организаций (предприятий). — М., 2004.
5. Чернов В. А. Инвестиционная стратегия. — М., 2003.
6. Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории. — М., 2003.
7. Турусин Ю. Д., Ляпина С. Ю., Шаламова Н. Г. Стратегический менеджмент. — М., 2003.
Дополнительная
1. Макконел К. Р., Брю С. П. Экономикс, 2002.
2. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Гиляровской Л.Т.
3. Румянцева З. П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. Менеджмент организации: — М., 2003.
4. Малашихина Н.Н., Белокрылова О.С. Риск-менеджмент. — Ростов-на-Дону, 2004.
5. Основы бизнеса — компьютерная реализация. http://osnbisn.narod.ru/
6. BKG. Management Consulting Experts (русскоязычныйресурс). http://www.bkg.ru/
7. Журнал «Эксперт». http://www.expert.ru/
8. Корпоративный менеджмент http://www.cfin.ru/
9. Административно-управленческий портал AUP.Ruhttp://www.aup.ru/
Глоссарий
Начало формы
Выберите букву Б В Д Ж И К М О П Р С Ф Ц Э
Конец формы
Б
Бизнес — характеристика отношений, развивающихся между совершенно определенными субъектами, в том числе характеристика форм индивидуального и группового соперничества в определенных исторических условиях и на основе определенного законодательства.
Бизнес — отношения между людьми в процессе их деятельности, при которой каждый стремится к достижению своих целей.
Благо — все, в чем нуждается человек, чем он удовлетворяет свои потребности.
В
Видение — идеальное представление, желаемый образ организации, комплексное осмысление событий и стратегической ситуации будущего. Оно мотивирует коллектив сотрудников на достижение желаемого образа организации.
Д
Декомпозиция —
1. операция разделения целого на части с сохранением признака подчиненности, принадлежности;
2. повторное или многократное такое разделение, в результате чего получаются разветвленные древовидные, иерархические структуры.
Ж
Жизненный цикл продукта — концепция, которая дает описание сбыта продукта, прибыли, потребителей, конкурентов и стратегии развития с момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка.
И
Идеология — система идей, выражающая интересы, идеалы кого-либо.
Иерархия — способ построения, организации сложных систем, при котором части расположены по уровням и вся система становится многоуровневой, обладая при этом свойством целостности.
Имидж — организации определяется тем впечатлением, которое создается с помощью сотрудников, клиентов и общественным мнением в целом. Это впечатление помогает организации длительное время сохранять клиентов.
Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Интеграция — объединение в целое каких-либо частей, элементов
Интерес — осознанная потребность, которая определяет деятельность человека.
Инфляция — результат макроэкономической нестабильности: дисбаланс спроса и предложения и других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен.
К
Капитал — экономическая категория, которая выражает денежную оценку объектов собственности того или иного человека.
Конкурентоспособность — Организации представляет собой оценку ее возможности противостоять конкурентам, сохранять и приумножать потребителей, обеспечивая эффективную производственно-хозяйственную и коммерческую деятельность.
Концепция — система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких- либо явлений, понимание чего-либо.
М
Мероприятие — организованное действие или совокупность действий, имеющих целью осуществление чего-либо.
Миссия — предназначение, смысл существования предприятия (формирует взгляды менеджмента, выражает цели, служит стимулом, помогает формированию задач).
О
Организация — форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры.
Организация (предприятие) — это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, производящий продукцию, товары, оказывающий услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности, целью которой является обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала.
Отрасль — Совокупность организаций, производящих аналогичные продукты и (или) услуги и конкурирующих на одном рынке.
П
Политика — Представляет собой общее руководство к действию и принятию решений для достижения поставленных целей. Ее можно рассматривать как «кодекс законов», определяющий направления возможных действий. Политика направляет действия на достижение целей или выполнение задач.
Принцип — основное, исходное положение какой-либо теории; руководящая идея, основное правило деятельности.
Р
Равновесие — способность системы сохранять сколь угодно долго свое состояние при отсутствии возмущений внешней среды.
Ресурсы — совокупность природных, трудовых, капитальных, оборотных, информационных и финансовых средств.
Рынок — механизм обмена, который сводит продавцов и покупателей продукта.
С
Система ценностей — идеологическая основа для постановки целей социотехнических систем; объект системного анализа на этапе выявления действительных целей лиц, причастных к решаемой проблеме.
Собственность — юридическая форма выражения отношений, объективно существующих между субъектами экономики, которые возникают в процессе присвоения каких-либо объектов.
Специализация — концентрация производства конструктивно и технологически однородной продукции (услуги) в крупных организациях.
Стратегическое видение — взгляды менеджеров компании на то, какими видами деятельности организация намерена заниматься, и каков долгосрочный курс ее развития.
Стратегия — набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений.
Ф
Финансы организаций (предприятий) — это система финансовых или денежных отношений, возникающих в процессе формирования основного и оборотного капиталов, фондов денежных средств организации (предприятия) и их использования.
Функция — деятельность, внешнее проявление свойств системы.
Ц
Цель — субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему.
Ценность — свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального объекта (человека, группы людей, общества).
Э
Экономический субъект — лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.
Начало формы
Выберите букву Б В Д Ж И К М О П Р С Ф Ц Э
Конец формы
Общие сведения
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Цель дисциплины состоит в получении студентами прочных теоретических знаний и твердых практических навыков в области бизнеса и основ экономики. Такая подготовка необходима для успешного усвоения многих специальных экономических дисциплин.
Задачей дисциплины является изучение нижеперечисленных разделов основ бизнеса, которые помогают сформировать точку зрения студента об экономических отношениях субъектов в сфере современного бизнеса. Прочное усвоение основных экономических и деловых терминов позволит будущему специалисту наиболее точно выражать свою точку зрения и взгляд на проблему. Понимание и усвоение основных экономических взглядов и принципов помогает студентам и специалистам решать актуальные задачи практики на более научном уровне. Таким образом, курс «Основы бизнеса» является первым этапом на пути к изучению профильных предметов экономической направленности. Изучая современные положения в деловой сфере, студенты совершенствуют свой интеллектуальный потенциал и профессиональные навыки.
Для изучения данной дисциплины необходимо знать:
Данный курс базируется на школьном курсе экономики, на курсе человек и общество и культурологии, который может изучаться параллельно. Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных и практических занятий.
В лекциях излагается содержание тем программы с учетом требований, установленных для специалиста в квалификационной характеристике. Основное внимание уделяется наиболее сложным вопросам курса.
Практические занятия проводятся в учебных группах с целью закрепления теоретических основ, излагаемых в лекционном курсе, и полученных практических навыков в применении основных понятий и экономических методов в современном бизнесе.
Введение
Основное назначение предлагаемого вашему вниманию учебного пособия заключается в том, чтобы дать изложение курса «Основы бизнеса», закладывающего базис управления организациями, как бизнес — единицами.
Структура курса построена таким образом, что вначале рассматриваются основные концепции бизнеса как объекты исследования деятельности организаций крупного и малого бизнеса.
Поскольку бизнес является самостоятельной категорией экономической системы, он изучает общие свойства организации как единого целого. В зависимости от языка описания (экономического, юридического, социологического, технического и т.д.) можно получить различное представление об организации как об объекте управления. Поэтому организация остается до конца непонятным объектом, представляющим собой, как говорят специалисты, черный ящик.
Чтобы преодолеть указанную неопределенность, необходимо использовать междисциплинарный подход к рассмотрению вопросов в сфере изучения бизнеса. Таким подходом является системный подход.
В учебном пособии рассмотрен не только ряд междисциплинарных направлений, способствующих структурному формированию делового мышления, но и основы базовых экономических дисциплин, таких как менеджмент, маркетинг, финансы предприятий, управление персоналом. Особое внимание уделено историческому возникновению бизнеса и основным его направлениям.
В пособии даны классификации организационных структур и классификации самих организаций. Если же в основу классификации положить отношение к собственности, то можно сформировать модель состава системы управления собственностью в масштабах страны, а также построить модель антимонопольного регулирования бизнеса и управления экономикой на общегосударственном уровне.
Определены процедуры формирования моделей состава проблем и целей организации на разных стадиях ее развития.
Показано, что структура системы управления организацией определяется не столько содержанием проблем и целей, сколько связями внутри них и между собой. Среди проблем в первую очередь заслуживают внимания те, которые являются причиной возникновения других более мелких проблем в сфере бизнеса.
Тема 1. Понятие и сущность бизнеса. Три концепции
Вся история человеческого общества, а также его современное состояние, так или иначе связаны с бизнесом. При всем многообразии видов и направлений деятельности людей — от проникновения в космические дали, в тайны плазменной реакции и строения клетки до создания шедевров изобразительного искусства — общим свойством этой деятельности является бизнес. Иначе говоря, какому бы делу ни отдавался наделенный сознанием человек, вольно или невольно он занимается при этом своим бизнесом. Чтобы понять, почему происходит именно так, надо обратиться к различным теоретическим толкованиям и определениям бизнеса. Условно они все могут быть объединены в три основные концепции: позитивную, критическую, прагматическую.
Концепция — система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего-либо.
Рис. 1.1. Концепции бизнеса
Позитивная концепция. Ее суть состоит в том, что бизнес понимается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей. Такой подход весьма популярен в среде преподавателей американских университетов. Бизнес — это система ведения дела. Бизнес — создание продукции, нужной людям. Бизнес — это работа. Бизнес — это центральная магистраль в нашей социально-экономической системе. Бизнес — это система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний. Бизнес — это то, как мы живем. Бизнес в этой концепции трактуется как основное содержание экономики. Поэтому он является типичной чертой жизни людей в целом. Он нацелен на всеобщее благо, подчинен всеобщим интересам, люди работают на благо общества. Бизнес — это непротиворечивое явление. Позитивная концепция абсолютизирует положительные аспекты бизнеса.
Рис.1.2. Позитивная концепция бизнеса
На основе такой концепции в разные времена возникали ненаучные теории вроде «Общества всеобщего благосостояния», «Государства всеобщего благоденствия», которые пытались объяснить экономические процессы с позиции их, якобы имевшей место, бесконфликтности. Экономисты, заслужившие мировую известность, такие какДж.М. Кларк, Дж. Гэлбрейт, М.Редер (США), А. Коул, Н.Кэлдор (Великобритания), Г. Мюрдаль (Швеция) и многие другие, отмечали, что «Капитализм» трансформировался. Одним из направлений этой трансформации стало изменение функций капиталистического государства, деятельность которого направлена главным образом на то, чтобы обеспечить «благосостояние для всех». Благосостояние для всех, согласно этим представлениям, достигается с помощью справедливого распределения жизненных благ между членами общества. Поэтому главным элементом в содержании теории «Государства всеобщего благоденствия» считается деятельность государства по распределению богатств и установлению равенства с помощью реформ в сферах социального страхования, налогового обложения, трудового законодательства, занятости, заработной платы, цен. Основой «трансформации» отношения к народному благосостоянию признается «осознание» государством ответственности перед членами общества.
Критическая концепция. Эта концепция бизнеса исходит из того, что бизнес- это деятельность людей, направленная на получение доходов или прибыли. Ради дохода бизнесмен готов использовать любые приемы поведения. Погоня за прибылью означает навязывание собственных интересов другим людям.
В прошлом такой подход разделяли многие люди в нашей стране, он составлял основу принятых в обществе моральных норм.
Считалось, например, само собой разумеющимся, что честный человек должен быть озабочен не приращением личных доходов и не деланием личной карьеры, а исключительно духовным обогащением в сочетании с принесением себя в жертву ради благополучия других и построения будущего. Напротив, стремление к личному богатству в результате роста прибыльно<