Реформа межбюджетных отношений в России

Вопросы по курсу «Современный бюджетный процесс»

Порядок формирования и направление средств Фонда финансовой поддержки субъектов РФ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ РФ - целевой бюджетный фонд. Выделен в 1994 г. в структуре федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ и распределяет между ними финансовую помощь в виде трансфертов в соответствии с единой методикой, утвержденной Правительством РФ.

Изначально Фонд формировался за счет НДС, а именно 22% от НДС, поступающего в ФБ, затем ставка была увеличена до 27% от НДС. В 1997 году была отменена привязка к НДС и фонд формировался за счет 15% всех налоговых поступлений в ФБ. В 1999 году средства Фонда формировались за счет 14% общего объема налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет (за исключение доходов, поступление которых контролировалось Государственным таможенным комитетом РФ). С 2000 года объем средств фонда на очередной финансовый год утверждался федеральным законом о бюджете и определялся путем умножения объема Фонда на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен). До 2007 года включительно объем фонда был в свободном доступе для граждан, но, начиная с 2008 года, засекретили информацию о расчете Фонда. В 2007 году объем Фонда составил 260 млрд. руб. В 2008 году его объем составил 328 млрд руб.

Первоначальное распределение фонда проводилось в соответствии с группировкой по след. критериям:

· Отдаленность от центральных районов страны при отсутствии ж/д или автомобильного сообщения

· Более длительный отопительный сезон

· Ограниченные сроки завоза товара

Таким образом, были сформированы 3 группы регионов:

1. 10 регионов - районы Крайнего Севера и приравненные к ней территории

2. 20 регионов – регионы с районами Крайнего Севера или ранее приравненные к районам Крайнего Севера (ТО, Мурманская обл., Еврейская АО и т.д.)

3. вошли все остальные регионы

В настоящее время данная группировка не производится.

Распределение дотаций из фонда между субъектами РФ утверждается при рассмотрении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год. Дотации из фонда, выделяемые субъектам РФ, учитывают уровень расчетной бюджетной обеспеченности, который не превышает установленного уровня. При этом учитываются доходы и расходы субъектов РФ за очередные годы (периоды). Уровень бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется на основе расчетных налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ.

Дотации из Фонда распределяются между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень установленный в качестве критерия:

1. Если уровень БО менее 0,6, то регион является получателем дотаций первой очереди. Таковыми являются Якутия, Дагестан, Камчатка, Алтай и Чечня.

2. Если БО находится в пределах от 0,6 до 1, то регион является получателем 2ой очереди.

3. Если БО более 1, то региону не выделяются дотации. (напр, ХМАО, ЯНАО, Москва, Питер, Татарстан, Ненецкий АО, Тюменская, Липецкая, Самарская и Свердловская обл.)

В состав дотаций из фонда финансовой поддержки субъектов РФ при учете различных факторов и условий не может выделяться более 10% объема средств фонда, что определено БК РФ.

Вопросы по курсу «Современный бюджетный процесс»

Реформа межбюджетных отношений в России

Федерализм – это способ управления, при котором органично сочетаются интересы всего гос-ва с интересами отдельных территорий, при этом обеспечивается единство и целостность всей страны, и соблюдаются сам-ть территроий в решении вопросов, входящих в их компетенцию. (осватель федерализма – Нохано Сальтузнус, 1ая страна федерализма – Швейцария).

В гос-ве с федеративным устройством федерализм можно рассматривать как отношения между центральными органами власти и органами власти членов федерации по поводу разграничения между ними предметов ведения и полномочий. Субъектами РФ являются 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 4 АО, 1 автономная область и 2 гор. Фед. значения. Каждый субъект имеет свой бюдж., который называется бюдж. субъекта Федерации (региональным бюдж.). РБ и свод МБ на его территории образуют Консолидированный бюдж. соотв. субъекта РФ.

Бюджетный федерализм – разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в бюджетной сфере.

Принципы бюдж. федерализма:

1. принцип самостоятельности всех бюдж.

2. законодательное разграничение расх. полномочий между органами власти всех уровней

3. равество всех бюдж. во взаимоотношениях с вышестоящими органами власти

4. наличие единых формализованных методов бюдж. регулирования

5. равенство бюдж прав субъектов РФ и МО

Бюдж. федерализм служит основой для организации МбО. МбО – отношения между публично – правовыми образованими по вопросам регулир-ия бюдж. правоотношений, организации и осущ-ии бюдж. процесса.

Модели бюджетного федерализма: В наст.времядве модели: 1.Кооперативная(Централизованная, Германская)модель(РФ,ФРГ,Австрия). Признаки:-центр несет ответственность за поступлением в регионы фин.ресурсов;-контроль и ограничение самост-ти регионов;-активная политика бюд.выравнивания. 2.Конкурентная(Децентрализованная, Американская)модель(США,Швейцария). Признаки:-независимость региона от центра;-отказ центра от контроля за бюд.деят-тью региона;-самостоятельность регионов в установлении налогов.

Основа трансфертных отношений была заложена в 1994 г., когда был образован Фонд фин. поддержки регионов, для оказания помощи для «нуждающихся» и «особо нуждающихся» регионов. К «нуждающимся регионам» относились территории, у которых среднедушевой доход ниже, чем по РФ в целом. «Особо нуждающиеся» регионы не могли покрыть собственными дох. даже текщие расх. Первоначально фонд формировался за счет НДС (22% от суммы НДС, поступающей в ФБ), однако в 1996 г. данную привязку в НДС убрали, и данный фонд пополнялся за счет 15% от всех дох. ФБ, за исключением таможенных пошлин. С 2000 г. объем фонда формировался по формуле: Vотч.г. = Vбаз. г. *iинфл. В 2008 г. засекретили информацию о расчете ФФПР. ( на 2008 г. = 328 млрд. руб.)

Первое распределение ср-в фонда проводилось в соотв. с группировкой след факторов:

· отдаленность от центральных районво страны при отсутствии ж/д и автосообщения.

· Более длительный отопительный сезон

· Ограниченные сроки завоза товаров и грузов

· Уд. вес численности населения, проживающего в этом районе.

Т.о. были сформированы группы регионов: в 1ую группу вошли 10 регионов (РКС и ПКС); 2ая группа – 20 регионов (регионы с РКС или ранее ПКС: ТО, Мурм. Обл., Еврейская АО..); 3яя гр – все остальные. В наст. время такая группировка не проводится. Современный принцип распределения – уровень БО каждого региона.

БО = индекс налог. потенциала региона/индекс бюдж. расх. региона.

ИНП – относит-ая оценка нал. дох. консолид. бюдж. региона с учетом уровня развития и структуры экон-ки региона. ИНП применяется для сопоставления уровней и не явл-ся прогнозир-ой величиной налог. дох. в расчете на душу насел.

ИБР – относит. оценка расх. Консол. бюдж. субъекта по предоставлению одинакового объема бюдж. услуг в расчете на душу насел. В расчете ИБР учит-ся уд. вес расх на оплату труда (коррект-ся на РК/надбавки, компенсации затрат по отрасли), ЖК услуги (ст-ть услуг, капремонт…), прочие расх. (с учетом цен, транспортной доступности, доли насел. в возрасте до 17 лет и лиц старше трудоспособного т.п.). Т.о. дотации из ФФПР распред-ся между субъектами РФ, уровень расчетной БО которых не превышает уровень установленный в ачестве критерия: 0,6 <БО<1 – 2ая очередь

БО<0,6 – 1ая очередь

БО>1 – не перечисляются дотации

Т.о получателями 1ой очередив 2010 г. являлись: Респ. Саха (Якутия), Дагестан, Камчатсикй край, Алтайский край, Чечня. Всего 70 регионов в 2010 г. являлись получателями дотации ФФПР. Не получали: ХМАО, ЯНАО, Ненецкий АО, ТО, Ленингр. Обл., Пермский край, Респ. Татарстан, г. М. и С-П., Липецкая обл., Самарская обл., Свердловская обл., Вологодская обл.

На 2011 г: Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Астраханская область, Белгородская область, Вологодская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Ленинградская область, Липецкая область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Томская область, Тюменская область, Тульская область, Челябинская область, Ярославская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Условия для получения дотации из ФФПР: 1.наличие у субъекта программы ↑ доходов и ↓ в будущем получаемых трансфертов; 2.при наличии задолженности по оплате труда перед работниками бюджетной сферы.

Кроме дотаций на выравнивание БО из ФБ выделяются дотации на поддержку мер по обеспечнию сбалансированности бюдж., напр., ТО на выравнивание ничего не получает, зато получает гигантские (до четверти доходной части!) дотации на сбалансированность бюджета, поскольку все налоговые сборы от добычи п.и. ушли в ФБ. А 10% консолидированного бюджета Татарстана составляют федеральные субсидии на объекты капитального строительства — в Казани готовятся к Универсиаде. И иные МбТ на обеспечение книжных фондов библиотек, повышение денежного довольствия сотрудников полиции и лиц. гос. безопасности).

Фонд компенсаций: Создан в 2001г. с целью фин.обеспечения передаваемых полномочий. Это в основном касалось реализации соц.законов, связанных с денежными выплатами, пособиями в адрес отдельных категорий граждан. Распределение субвенций из фонда производится между всеми субъектами РФ вне зависимости от их уровня бюд.обеспеченности и пропорционально численности категорий населения. Каждый регион явл. получателем средств. Перечисляются через органы фонда компенсаций гражданам.

Фонд софинансирования социальных расходов. Создан в 2002г. Цель:Он был образован в целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для долевого финансирования приоритетных социально-значимых расходов, в том числе для стимулирования перевода в денежную форму льгот отдельным категориям граждан. В составе Фонда предусмотрены субсидии на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов РФ:• по предоставлению гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;• по обеспечению социальной поддержки лиц, в том числе лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;• на осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда;• на осуществление мер социальной поддержки тружеников тыла;• на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей.

С 2008г. к данному фонду присоединен Фонд регионального развития. Был образован в составе ФБ в 2001 г. с целью повышения уровня соц.-экономического развития субъектов РФ, в том числе путем улучшения обеспеченности регионов инженерной и социальной инфраструктурой. Предоставление средств ФРР осуществляется исключительно на условиях софинансирования. С 2003г фонд финансировал 7 фед.целевых программ: СЭР Татарии, Юг РФ, развитие Дал.Востока и Забайкалья. В наст время общий V субсидий из ФБ=492млрд.руб вкл. федеральные целевые программы. Субсидии из фонда получают все регионы.

Фонд реформирования регион-х и муниц-х финансов:в 2000г. создан при содействии МБРР. Был создан в целях активизации процессов фин.оздоровления, содействие реформированию бюд.сферы, стимулирование экономических реформ субъектов РФ. Ср-ва Фонда ежегодно предоставляются 10 субъектам на конкурсной основе. В г.Нижневартовске субсидии на кап.ремонт,книги закупки,мед.персоналу,увеличение з/п работникам бюд.сферы. Субвенции -инвалидам,питание в школах,ветеранам ВОВ,сиротам.Цель: поддержка и стимулирование бюджетных реформ. Форма помощи:субсидия. Распределение: конкурс с обязательным возвратом средств. Право на получение этих средств имеют регионы, которые успешно выполнили программу фин.развития и не имеют задолженности перед ФБ. В число участников входили бездотационные регионы: Москва, Питер. Условия предоставления: выполнение программы реформ.

Наши рекомендации