Тема 1. Сущность и роль малого и среднего бизнеса.

Численность работников малых предприятий

Тема 1. Сущность и роль малого и среднего бизнеса. - student2.ru

Роль малого бизнеса в рыночной экономике

Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:

• созданию новых рабочих мест;

• внедрению новых товаров и услуг на рынке;

• удовлетворению нужд крупных предприятий;

• обеспечению населения специализированными товарами и услугами.

Создание новых рабочих мест – это важнейший фактор, способствующий развитию малого бизнеса и стабилизации обстановки в обществе, так как обеспечивает средствами к существованию значительную часть населения. Так, более 7 млн малых фирм США обеспечивают работой более 100 млн человек.

Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий – это внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого. В США, например, малый бизнес производит более 60 % всех услуг, 50 % всей продукции и внедряет почти половину всех идей и нововведений.

Помимо того что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием и снабжением. Так, автомобили известных фирм «Тойота» и «Хонда» собираются на крупных японских заводах, а большая часть деталей и узлов для них изготовляются на малых и средних предприятиях.

Большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть малых фирм предоставляет франшиза. Используя этот тип лицензии, можно продавать в определенном регионе товары или услуги, используя торговую марку крупной компании.

Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т. п. создаются малые предприятия.

Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность.

Роль менеджмента в малом бизнесе Управление, направленное на результаты

Менеджмент определяется как система принципов, методов, средств и форм управления, направленная на рациональное использование всех ресурсов предприятия во имя достижения поставленных целей. Именно продуктивность работы предприятия, конкретные результаты характеризуют менеджера как специалиста по управлению.

В зависимости от подхода к управлению различают менеджера (руководителя) по вкладу (выполнение соответствующих функций) и по результатам (такой подход иногда называют «управление по целям»). Различие подходов к управлению тех и других руководителей приведены в таблице.

Стратегия есть способ борьбы за свою долю продаж в выбранном секторе рынка, учитывающий сильные стороны деятельности предприятия и благоприятные возможности, которые определяются на основе анализа и практики.

Выбранные цели и разработанная стратегия их достижения составляют основу перспективного планирования, которое имеет две формы:

• долгосрочное планирование (определяется методом экстраполяции): будущее – улучшенное настоящее;

• стратегическое планирование (определяется тенденциями и неожиданностями, способными изменить эти тенденции): будущее – не такое, как настоящее.

Принцип стратегического планирования связан с механизмом управления по результатам. Его объективность обусловлена динамичным характером развития самой организации и изменением воздействия на нее внешней среды. В стратегическом планировании реализуется принцип перспективности.

Конкретизация стратегического плана обычно осуществляется в годовом (текущем) плане, где ставятся конкретные задачи для фирмы в целом и для ее отдельных подразделений, определяются способы их выполнения, составляется смета доходов и расходов.

Постановка согласованных и реалистичных задач придает работе коллектива фирмы целенаправленный характер и выражает желание достичь конкретных результатов.

Достижение намеченных результатов требует обстоятельной проработки конкретных планов, оценки практической возможности решения задач, поиска более эффективных способов. При этом важно определить очередность планируемых действий, обеспечить их взаимосвязь, необходимые ресурсы и сроки для их выполнения.

Организация, как и планирование, требует от менеджера свободного владения аналитическими навыками. Задачи этой функции – формирование структуры предприятия, а также обеспечение его всем необходимым для нормальной работы – персоналом, материалами, оборудованием, помещением, денежными средствами и др. После того как план составлен, задача состоит в том, чтобы создать реальные условия для достижения намеченных целей.

Главная проблема, с которой сталкивается менеджер на стадии организационной работы, – это наиболее подходящий для целей и задач предприятия подбор людей, которые могут справиться с конкретными обязанностями, распределение полномочий. Другими важными составляющими этой работы являются определенные размеры оплаты труда работников, помощь им в приобретении навыков и оценка качества их труда.

Мотивация – это функция руководства, цель которой создать у работника стимулы к труду и побудить его работать с полной отдачей. Поведение человека определяется множеством мотивов. Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет персональный характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов. Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям.

В основе внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать определенным образом, лежат их потребности. Согласно теории американского социолога А. Маслоу, все потребности человека можно разделить на пять групп. Иерархия потребностей, по А. Маслоу, и способы их удовлетворения представлены на схеме 3.

Модель А. Маслоу имеет форму пирамиды, в которой чем выше уровень потребностей, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотивами поведения.

Неудовлетворенные потребности побуждают людей к активным действиям, в то время как удовлетворенные потребности приводят людей к бездействию. При этом потребности, находящиеся ближе к основанию пирамиды, требуют удовлетворения в первую очередь. Потребности более высокого уровня побуждают человека к активным действиям только после того, как в основном удовлетворены потребности более низкого уровня.

К физиологическим относятся потребности, удовлетворение которых обеспечивает человеку элементарное выживание, – это потребности в пище, воде, жилье, отдыхе и т. д. Для этого необходимы минимальный уровень заработной платы и сносные условия труда.

Потребность в безопасности и уверенности в будущем удовлетворяется с помощью зарплаты, превышающей минимальный уровень. Люди в рамках потребностей этого рода оценивают свою работу прежде всего с позиций обеспечения их стабильного существования в настоящее время и перспективе. Для такого человека важны гарантии работы с оплатой выше прожиточного уровня, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания.

Процесс контроля

Тема 1. Сущность и роль малого и среднего бизнеса. - student2.ru

Во-вторых, менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, отношения, необходимые для выполнения целей, разделяет их на управляемые совокупности, а эти совокупности – на управляемые трудовые задачи. Затем менеджер группирует эти совокупности в организационную структуру предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения поставленных целей.

В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он формирует команду из людей, ответственных за различные работы, и побуждает их к активной трудовой деятельности.

Менеджер делает это с помощью специфических приемов: через кадровые решения об оплате, через повышение должностей и множество разнообразных решений, определяющих так называемое качество трудовой жизни. И делает он это, поддерживая постоянную коммуникацию со всеми членами коллектива.

В-четвертых, менеджер добивается, чтобы показатели каждого работника были сбалансированы с работой всей организации. Он анализирует, оценивает и интерпретирует достигнутые результаты. Как и во всех других областях работы, он сообщает о них подчиненным и коллегам.

В-пятых, он способствует профессиональному росту работников, включая себя самого. Упомянутое «качество трудовой жизни» представляет собой как раз совокупность условий, обеспечивающих этот рост.

В организации, ориентированной на результат, менеджер должен:

• иметь способность принимать решения;

• иметь общее представление о положении за рамками своего предприятия, осознавать изменения во внешней среде и возможности их использования;

• обладать чуткостью к ситуации внутри и вне организации;

• иметь творческий подход, чтобы мотивировать как самого себя, так и персонал в целях достижения результатов;

• иметь желание и способность сотрудничать;

• быть способным идти на риск;

• иметь положительное отношение к работе, себе, коллегам;

• уметь анализировать результаты, разрабатывать программу развития предприятия и выполнять планы.

Управлять – значит вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы. Специалисты считают, что не существует единой идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Фирмы находятся в постоянном процессе поиска своей модели управления.

Проектируя структурные элементы новой организации, нужно ответить на четыре вопроса.

• Каковы основные компоненты организации?

• Какие компоненты нужно соединить, а какие обособить?

• Какого размера и какой формы должны быть компоненты?

• Как их разместить и какие между ними должны быть отношения?

Учитывая важность определения структуры для успеха фирмы, необходимо принять во внимание признаки оптимальной структуры, а также влияющие на нее факторы, приведенные в таблице.

Стиль и методы руководства. Требования к личности менеджера малого бизнеса

Особенности менеджмента в малом бизнесе обусловлены преимущественно неформальным исполнением власти. Сам менеджер все время на виду, равно как и принимаемые им решения. Взаимоотношения менеджера и подчиненных носят довольно непосредственный и открытый характер.

Восемь лучших качеств менеджера способны обеспечить благоприятный климат в малом трудовом коллективе.

1. Иметь авторитет, который зависит от профессиональных и личных качеств.

2. Проявлять большую гибкость в работе, уметь предвидеть события и приспосабливать деятельность фирмы к меняющимся условиям.

3. Уметь формировать и развивать эффективные рабочие группы.

4. Воспринимать своих подчиненных как группу, а не как отдельных личностей, и поддерживать общение с ними как с группой.

5. Поддерживать атмосферу творческого взаимодействия.

6. Обладать способностью влиять на окружающих.

7. Уметь обучать подчиненных.

8. Нести ответственность за результаты работы и атмосферу в коллективе.

Перечисленные требования характеризуют хорошего, профессионального менеджера, знающего особенности управления коллективом в малом бизнесе и учитывающего их в своей работе.

Однако полезно знать и те ошибки в работе менеджера, которые порой встречаются в практике управления.

Тринадцать «смертных грехов» менеджера, которые надо стремиться не совершать.

1. Отказ от личной ответственности.

2. Сдерживание роста квалификации сотрудников.

3. Проверка результатов вместо влияния на мотивацию действий.

4. Чрезмерная принципиальность в оценке действий сотрудников.

5. Небрежное отношение к прибыли.

6. Одинаковый подход ко всем сотрудникам.

7. Акцентирование внимания на проблеме, а не на цели.

8. Подчеркивание статуса начальника, а не товарища.

9. Пользование привилегиями.

10. Нетерпение критики.

11. Наказание за инициативу.

12. Опоздание к назначенному сроку.

13. Невыполнение обещаний.

Качества лидера

Тема 1. Сущность и роль малого и среднего бизнеса. - student2.ru
Тема 1. Сущность и роль малого и среднего бизнеса. - student2.ru

Критерии подбора персонала

Тема 1. Сущность и роль малого и среднего бизнеса. - student2.ru

Подбор и обучение персонала

Для подбора кадров существует много методов: через друзей и родственников, путем объявления в газетах, по радио и телевидению, путем расклеивания объявлений, а также с помощью агентства по трудоустройству. С каждым кандидатом проводится подробное собеседование. Возможно также письменное тестирование. В итоге выясняется пригодность кандидата для соответствующей должности и отбирается наиболее подходящий.

Стадии развития группы

Тема 1. Сущность и роль малого и среднего бизнеса. - student2.ru

Подчиненный должен четко представлять себе поставленные цели и результаты, на основе которых он может решить, что делать (вопрос количества и качества) и в каком направлении. Поэтому руководитель должен говорить таким языком, чтобы подчиненные его понимали.

Хорошее управление предполагает, что менеджер активно руководит персоналом. Речь, однако, идет не о чрезмерной опеке подчиненных, а об оказании им определенной поддержки в их самостоятельной деятельности.

Эффективность управления проявляется в установлении таких отношений в коллективе, при которых всякие слухи и недоразумения пресекаются, проблемы разрешаются оперативно и не разрастаются в тяжелые противоречия. Хороший контакт руководителя с персоналом улучшает микроклимат на предприятии.

Вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте определение понятия «предпринимательство», «бизнес». Поясните их отличия.

2. Поясните, в чем заключается сложность определения объектов малого и среднего бизнеса.

3. Назовите классификационные критерии, с помощью которых можно выделить категории субъектов малого и среднего бизнеса.

4. Объясните, почему необходимо разделять предприятия малого и среднего бизнеса по группам в соответствии с этими критериями?

5. Перечислите и раскройте основные особенности малого и среднего бизнеса в экономике.

6. Поясните роль франчайзинга в организации и развитии малого бизнеса.

7. Раскройте роль эффективного менеджмента в малом бизнесе.

8. Дайте определение стратегии, виды стратегии и принципы стратегического планирования.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте перечень преимуществ и недостатков работы «на себя» (малое предприятие), работы на государственном предприятии, на частном предприятии в качестве наемного работника и оформите их в виде таблицы

Малое предприятие (работа на себя) Государственное предприятие (госслужащий) Частное предприятие (наемный работник)
Преимущества
     
Недостатки
     

2. В качестве самопроверки выполните задания в тестовой форме.

3.Подготовить эссе по предложенной тематике. Подготовьте комментарий к нему.

Темы эссе

1. Разнообразие экономических методов поддержки властью индивидуального и мелкого предпринимательства

2. SWOT-анализ социально-экономического положения малого предприятия.

3. Факторы, способствующие развитию малого бизнеса в России?

Тестовые задания по теме 1

Предприятие «Гамма» занимается транспортными перевозками и оптовой торговлей. Годовой объем прибыли составляет 300.000 руб., в т.ч. 200.000 руб. от торговой деятельности. Является ли вышеназванное предприятие субъектом малого предпринимательства, если его средняя численность составляет 70 человек.

а) Да.

б) Нет.

в) Да, по отношению к торговой деятельности.

г) Да, по отношению к транспортным перевозкам.

27. К экономическим функциям малого бизнеса относится:

а) включение в производство временно незанятых ресурсов;

б) внедрение новых товаров и услуг;

в) обеспечение узкоспециализированными товарами и услугами;

г) верно все вышеперечисленное.

28. К преимуществам малого бизнеса относятся:

а) незначительные первоначальные издержки;

б) повышенная гибкость и мобильность;

в) повышенная устойчивость на рынке;

г) верно А) и Б).

29.Недостатком индивидуального предпринимательства является:

а) экономическая самостоятельность;

б) высокая инициативность и необходимость инновационного подхода к деятельности;

в) ограниченная численность наемных работников.

Тема 1. Сущность и роль малого и среднего бизнеса.

По статистике, людей, которые становятся предпринимателями в разных странах мира - от 2, 5% до 4,2% от всех жителей этих стран. Россия, так же, не является исключением из этого правила. В нашей стране уже 2,7% людей от числа всех жителей, которые занимаются различными видами бизнеса. Дух предпринимательства проник в нашу жизнь, и заставляет все большее число людей задуматься о своей судьбе и своем жизненном пути. Потому что, это позволяет людям получить контроль над своим будущим, объединить работу и личную жизнь, стать значимой величиной в обществе и бизнес сообществе и возможность владеть собственностью, которую можно передать своим детям.

Современные экономисты практически отождествляют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малое предпринимательство», в свою очередь, рассматривая «большой бизнес», как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела.

Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.3

Малое предпринимательство – с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации).4

Так предпринимательская деятельность как малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.

Существенная роль малого предпринимательства определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

Присущие малому бизнесу гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной структуры экономики.

Велика роль предпринимательства и в решении проблемы занятости. В промышленно развитых странах на него приходится до 50-60% всех занятых и до 70-80% новых рабочих мест. Нет нужды доказывать особую значимость этого аспекта развития предпринимательства для нашей современной экономики.

Опыт многих стран свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора малого предпринимательства в сфере выполнения государственных и муниципальных заказов. Например, в США крупные предприятия обязаны размещать в секторе малого предпринимательства до 20% оборонных заказов.

Так малое предпринимательство - сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта государства.

Анализ доступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п.

В целом государства в странах с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), - везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п. Все это опосредовано особым значением малого бизнеса в экономике государства.

Наши рекомендации