Пенсионного фонда Российской Федерации
млрд. рублей
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | ||||
% пр. году | проект | % пр. году | проект | % п.. году | |||
Всего | 2 534,5 | 2324,4 | 91,7 | 2 541,7 | 109,3 | 2 784,3 | 109,5 |
в том числе: | |||||||
Пенсионное обеспечение | 2 032,8 | 1 783,3 | 87,7 | 1 962,7 | 110,6 | 2 169,3 | 110,5 |
Покрытие дефицита бюджета | 1 166,3 | 890,9 | 76,4 | 980,4 | 110,1 | 1 109,5 | 113,7 |
Валоризация пенсионных прав граждан | 502,2 | 525,0 | 104,5 | 568,7 | 108,3 | 618,4 | 108,7 |
Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению | 252,8 | 276,8 | 109,5 | 308,2 | 111,3 | 345,9 | 112,2 |
Компенсация части страхового взноса для организаций малого бизнеса в высокотехнологичном секторе экономики и сельском хозяйстве | 72,8 | 47,8 | 65,7 | 55,7 | 116,5 | 38,5 | 69,1 |
Федеральная социальная доплата к пенсии | 31,9 | 34,5 | 108,2 | 38,5 | 111,6 | 42,9 | 111,4 |
Возмещение расходов по нестраховым периодам | 4,1 | 3,1 | 75,6 | 3,5 | 112,9 | 3,9 | 111,4 |
Софинансирование формирования пенсионных накоплений | 2,5 | 5,0 | 200,0 | 7,5 | 150,0 | 10,0 | 133,3 |
Выплата социального пособия на погребение | 0,2 | 0,2 | 100,0 | 0,2 | 100,0 | 0,2 | 100,0 |
Администрируемые расходы: | 501,7 | 541,1 | 107,9 | 579,0 | 107,0 | 615,0 | 106,2 |
Осуществление ежемесячной денежной выплаты | 343,8 | 365,3 | 106,3 | 385,2 | 105,5 | 404,1 | 104,9 |
Предоставление материнского (семейного) капитала | 102,0 | 120,8 | 118,4 | 132,7 | 109,9 | 144,1 | 108,6 |
Осуществление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами | 30,3 | 40,4 | 133,3 | 47,2 | 116,8 | 53,0 | 112,3 |
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан, доплаты к пенсии в связи с 60-летием Победы в ВОВ | 11,1 | 10,0 | 90,1 | 9,1 | 91,0 | 8,7 | 95,6 |
Иные социальные выплаты | 14,5 | 4,6 | 31,7 | 4,8 | 104,3 | 5,1 | 106,3 |
В 2011 -2013 годах бюджеты Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования планируются без дефицита, покрываемого из федерального бюджета.
В рамках модернизации здравоохранения в составе Федерального фонда обязательного медицинского страхования создается резерв средств, которого будут использованы на модернизацию материально-технической базы медицинских учреждений и реформирование здравоохранения в целом.
Эти средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в объеме около 460 млрд. рублей будут направляться на следующие цели:
300 млрд. рублей – на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;
136 млрд. рублей – на внедрение стандартов оказания медицинской помощи;
24 млрд. рублей – на внедрение современных информационных систем в здравоохранении.
Бюджетная политика в сфере образования направлена на обеспечение предоставления качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих кадров для инновационной экономики с учетом потребностей рынка труда.
В условиях ухудшающейся демографической ситуации и прогнозируемого в связи с этим уменьшение числа школьников и студентов расходы в федеральном бюджете на образование, не сокращаются, что позволит перенаправить объемы бюджетных ассигнований на модернизацию и совершенствование профессионального образования.
Наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета на образование составляют расходы на высшее профессиональное образование (в 2011 году – более 85 %).
Анализ структуры расходов бюджета позволяет сделать вывод о том, что существенных резервов сокращения бюджетных расходов практически нет. Значительную часть расходов федерального бюджета необходимо направить на исполнение публичных нормативных расходных обязательств, приоритетных национальных проектов, подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в г. Владивостоке и XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, реализацию федеральных целевых программ, обеспечение национальной обороны и деятельности государства, пенсионную реформу, обслуживание государственного долга.
Рост объема расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов РФ связан с увеличением в 2011 году страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов с 26,2% до 34,2%, индексацией заработной платы работникам бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений темпами и в размерах, планируемых для федеральных бюджетных учреждений, а также ежегодной индексации расходов на социальное обеспечение населения на уровень инфляции, на оплату коммунальных услуг бюджетными учреждения - на индекс-дефлятор, при сохранении прочих расходов на уровне 2010 года.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2011-2013 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:
- корректировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения ее эффективности;
- формирование устойчивой собственной доходной базы региональных и местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию;
- совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В 2011 году объемы предоставляемых межбюджетных трансфертов были увеличены по сравнению с уровнем 2010 года на 2,2% .
Ряд событий, в том числе авария на Саяно-Шушенской ГЭС, ясно показывают, что в экономике РФ в целом и в производственной и социальной инфраструктуре страны в частности накопились системные проблемы, решение которых по тем или иным причинам долгие годы откладывалось. В связи с этим потребность в расходах бюджетной системы Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет только нарастать.
Поддержание сложившихся объемов государственных расходов имеет исключительно важное значение для сохранения и расширения совокупного внутреннего потребительского спроса, что в конечном итоге создает предпосылки для позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.
Государственный долг
В конце 20 века Российская Федерация, в ходе масштабных социально-экономических трансформаций, связанных с переходом к рыночной системе хозяйствования столкнулась с серьезной проблемой дефицита бюджета и государственного долга[112]. Как известно, накопление дефицитов бюджета (превышения расходов над доходами)[113] ведет к возникновению государственного долга.
Объем государственного долга – величина динамичная, отражает рост заимствований, погашения ранее полученных долгов и обслуживание текущего долга страны в форме уплаты процентов по нему.
Управление государственным долгом включает комплекс экономических и административных мер, а также ряд количественных ограничений и контроль за их соблюдением.
Так, Бюджетным кодексом РФ предусмотрен ряд следующих ограничений: размер дефицита федерального бюджета – до 8% ВВП, размер дефицита бюджетов субъектов Федерации дифференцирован – не более 15% собственных доходов без учета утвержденного объема безвозмездной помощи; не более 10% собственных доходов для субъектов Федерации, доля межбюджетных трансфертов в составе доходов которых в течение двух из трех последних лет не превышала 60% объема собственных доходов; также дифференцированы ограничения на размер дефицита бюджетов муниципальных образований.[114]
Важнейшей целью долговой политики с 2000 по 2008 г.г. являлось постепенное снижение объема государственного долга Российской Федерации при опережающих темпах погашения наиболее дорогих внешних долгов. Внешние долги погашались преимущественно досрочно за счет средств Стабилизационного фонда, что позволило получить дополнительные доходы в виде сэкономленных процентов.
Погасив досрочно долг перед Парижским клубом кредиторов, Россия сэкономила свыше 2 млрд. долларов на процентных выплатах в 2006 – 2008 гг. благодаря этому, в частности, был повышен кредитный рейтинг России международными рейтинговыми агентствами, расширены возможности привлечения инвестиций.
Значительное уменьшение долговой нагрузкинаэкономику при полном и устойчивом выполнении долговых обязательств стало одним из важнейших результатов российской политики управления государственным долгом до 2010 г. Снижение долгового бремени принципиально важно для обеспечения финансовой стабильности государства и формирования благоприятного инвестиционного климата в экономике – следовательно, для обеспечения экономического роста.
Однако в 2009 г. Россия впервые за десять лет столкнулась с ростом бюджетного дефицита. Наибольший размер дефицита бюджетной системы наблюдается в 2009 -2010 годах – около 7,9 % ВВП, что было связано с необходимостью преодоления последствий мирового экономического кризиса 2008-2009 гг., дефицит постепенно снижается до 3 % ВВП в 2012 г.
Из истории: самый крупный должник в мире – США. Государственный долг США в 1996 г. финансовом году составил 5,129 трлн. долл., проценты по долгу -332,414 млрд. долл, в 2010 г. – уже 12 трл.долл. Дефицита бюджета США, который в 2009 году достиг 12,9 % ВВП, в 2010 году - 8,5 % ВВП, в 2011 году - 6 % ВВП, в 2012 году его планируется снизить до 3 % ВВП.
Обладательницей самого большого внешнего долга, в перерасчете на процент от ВВП, среди развивающихся стран стала Новая Зеландия. Ее долг составил 80% валового внутреннего продукта. Среди развивающихся стран рекордсменом в этой области стала Мексика: в 1994 г. ее внешний долг составил 147,5 млрд. долл.
В 2009 г., по причине мирового финансового кризиса, размер государственного долга стран, который напрямую влияет на величину кредитного рейтинга, существенно вырос, отличаясь по странам – свыше 76% в Португалии, 65% в Ирландии, 96% ВВП в Бельгии, 73,4% ВВП в Германии, 116% в Италии Госолг Греции в 2011 г. превысил 180% ВВП.
В среднесрочном бюджете на 2011-13 гг. предусмотрены следующие источники снижения дефицита федерального бюджета РФ с 7.9 % в 2009 до 3% в 2013 г:
рост налогов и сокращение расходов;
отмена ряда налоговых льгот для нефтяных компаний;
повышение ряда акцизов (на сигареты; нефтепродукты);
увеличение экспортных пошлин на сырьё (в т.ч. нефть);
увеличение налога на добычу газа;
сокращения (на 20%) численности госслужащих;
масштабная приватизация.
Доходы от «третьей волны» приватизации вырастут почти в пять раз и вместе с ростом других статей неналоговых доходов должны принсти казне более 2 трлн. руб.
На продажу выставлены доли государства в наиболее привлекательных активах – компаниях Транснефть, Роснефть, крупнейших банках - Внешторгбанке (ВТБ), Сбербанке России, Россельхозбанке, в ОАО Российские железные дороги, ФСК, госкорпорация Агентство по ипотечному жилищному кредитованию и т.п. Однако, как видно из диаграммы 11.1, контрольный пакет в этих активах останется за государством. Однако перспективы приватизации «плохих» активов не столь очевидны.
Диаграмма 10.2 План приватизации государственной собственности РФ в 2011-2013 гг.
Что касается источников покрытия дефицита и долговых обязательств страны, то как и в предшествующие годы, Стабилизационный фонд[115], разделенный в 2006 г. на два фонда – Фонд национального благосостояния и Резервный будет «страховать» бюджет от непредвиденных изменений внешнеэкономической конъюнктуры, а также использоваться для поддержания курса рубля и сдерживания инфляции. Другой источник – внешние и внутренние заимствования.
Таблица10.7
Источники покрытия дефицита федерального бюджета
млрд. рублей
Показатель | 2010 год | Прогноз | ||
2011 год | 2012 год | 2013 год | ||
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего | 2 428,6 | 1 767,3 | 1 712,9 | 1 765,2 |
% к ВВП | 5,4 | 3,6 | 3,1 | 2,9 |
в том числе за счет: | ||||
Резервного фонда | 1 419,3 | 242,3 | 0,0 | 0,0 |
Фонда национального благосостояния | 2,5 | 5,0 | 7,5 | 10,0 |
иных источников | 1 006,8 | 1 520,0 | 1 705,4 | 1755,2 |
%% к ВВП | 2,2 | 3,1 | 3,1 | 2,8 |
В соответствии с законом, Стабилизационный фонд РФ является частью средств федерального бюджета, который образуется за счет превышения цены на нефть над базовой ценой, подлежащей обязательному учету, управлению и использованию в целях сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Под ценой на нефть понимается цена на 1 баррель нефти марки Urals. Цели фонда – накопление резерва для финансирования бюджетных расходов в случае снижения цен на энергоносители и сокращения поступлений налогов, а также защита финансовых активов государства от курсовых рисков.
Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляет Министерство финансов РФ в порядке, определенном Правительством РФ.
В настоящее время стабилизационные фонды существуют в более чем 22 странах. В мировой практике выделяют три вида стабилизационных фондов.
1. Бюджетные стабилизационные фонды, формируемые для текущей сбалансированности бюджетов в условиях, когда возможны изменения внешней конъюнктуры (Венесуэльский Фонд макроэкономической стабилизации, Медный стабилизационный фонд Чили) В период благоприятной ценовой конъюнктуры фонды наполняются за счет отчислений от рентных платежей. В случае понижения мировых цен средства фондов используются на финансирование текущих бюджетных расходов. К этому типу фондов по своему статусу можно отнести Стабилизационный фонд РФ.
2. Фонды будущих поколений. Эти фонды направлены на накопление ресурсов в долгосрочной перспективе для обеспечения бюджетных расходов в случае исчерпания невосполнимых природных ресурсов, ухудшения демографической ситуации и т.д. Помимо рентных платежей в источниках их доходов существенную роль играют доходы от инвестирования накопленных средств. В некоторых стабилизационных фондах (Кувейтский фонд будущих поколений, Норвежский государственный нефтяной фонд) доходы от инвестирования сопоставимы или даже превышают поступления от природной ренты. Кроме того, например в Норвегии, в фонд зачисляются доходы при профиците бюджета, средства от приватизации государственного имущества и т.д.
3. Фонды для аккумулирования и распределения природной ренты среди граждан страны. Примером служит Постоянный фонд Аляски. В такие фонды на постоянной основе направляются платежи за использование природных ресурсов, а затем распределяются на индивидуальные счета граждан. Иногда средства фондов инвестируются в зарубежные финансовые активы, что сопоставимо с фондами будущих поколений.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средства Резервного фонда, которые в их структуре составляют свыше 60 %, средства Фонда национального благосостояния - 13,1 %, другие источники - 23,5 %.
В 2011 году для финансирования дефицита в качестве основных источников определены внутренние и внешние заимствования, которые в общей структуре источников составляют 60,6 %, средства Фонда национального благосостояния - 39,4 %. В 2012 году средства Фонда национального благосостояния в структуре источников финансирования дефицита составят половину.
Таблица10.8