Управление активами и пассивами предприятия.
Управление активами и пассивами предприятия.
Управление – это процесс выработки и осуществление управленческих воздействий, то есть воздействий на объект управления, предназначенного для достижения целей управления.
Правило управления:
1) необходимо стремиться к устойчивости системы в целом;
2) процессы управления осуществляются только при циркуляции информации;
3) финансовая система является сложной, должна быть динамичной и открытой.
Итак, процесс управления представляет собой совокупность управленческих воздействий, логично связанных друг с другом для достижения поставленной цели, путем преобразования ресурсов на входе и выходе системы.
Объектами изучения является предприятие, различных организационно- правовых форм, финансовые и инвестиционные проекты, финансовые стратегии.
Основные задачи:
1) практическое применение практических подходов;
2) овладение техническими навыками;
3) изучение инструментальной подготовки и принятия финансовых и инвестиционных решений;
4) изучение принципов и инструментария проектирования финансовой стратегий.
Должны знать: проблему современного финансового менеджмента, методику оценки финансовых стратегий, цели финансового управления, виды финансовых стратегий, механизм разработки финансовых планов, структуру собственного и заемного капитала, источники его образования, тактику финансового управления на основе бюджетирования, управление нематериальными активами и средствами, методы потока расчета денежных средств и т. д.
Должны уметь : формировать цели финансового управления, рассчитывать величину источников самофинансирования, разрабатывать финансовые планы предприятия, уметь проводить анализы, рассчитывать величину источников самофинансирования, разрабатывать финансовые планы предприятия, уметь проводить анализы, рассчитывать величину различных финансовых показателей, организовывать процесс управления а основе бюджетирования, использовать методы расчета потоков денежных средств и т. д.
ТЕМА 1 : « Механизм управления финансовыми потоками
Предприятия»
1. Финансовый менеджмент, как составная часть процесса управления предприятия.
Предприятия, действующие в условиях конкурентной среды испытывают воздействие внутренних и внешних факторов – управляющие, регламентирующие, возмещающие (изменение налогового законодательства, инфляционные процессы, спрос, развитие высоких технологий, изменение технологий, наличие предприятий – конкурентов).
Чтобы воздействие факторов внешней среды было оптимальным, необходимы надежные и устойчивые способы и методы влияния на механизм управления движения финансовых ресурсов с целью эффективного использования этим предприятием собственных и заемных средств, внеоборотных активов, оборотных активов, основного и оборотного капитала. Таким образом, финансовый менеджмент можно охарактеризовать как систему принципов и методов, форм и приемов управления финансовым механизмом предприятия, с целью повышения эффективности и конкурентоспособности.
Таким образом, финансовый менеджмент осуществляется с целью достижения требуемого уровня финансового состояния предприятия, как неотъемлемого элемента рыночной инфраструктуры. Для этой цели разрабатывается финансовые стратегии и бизнес – планы.
Схема финансовой системы и процессы её управления.
Рис.3 Основные элементы и потоки ресурсов, влияющие на механизм формирования финансовой стратегии предприятия.
2 Исходные данные для разработки финансовой стратегии
|
|
|
|
|
|
Рис.4 Алгоритм проектирования финансовых стратегий
Классификация финансовых стратегий производится с учетом рядов критериев:
1) по виду основных источников финансирования:
- самофинансирование;
- заёмное финансирование;
- венчурное финансирование
нетрадиционные источники финансирования.
по направленности финансовых ресурсов:
- долгосрочные финансирование (внеоборотные активы);
- текущие финансирование (оборотные активы).
2) по влиянию на величину стоимости капитала предприятия – рефинансирование (сохранение стоимости капитала):
- изменение величины уставного капитала предприятия.
3) по методам финансовой реорганизации:
- слияние;
- присоединение;
- преобразование;
- выделение;
- разделение.
Рис. 5 Структура собственного капитала предприятия
Рис. 6 Обозначение уставного капитала в учредительных документах предприятий различных организационно-правовых форм.
В процессе оценки эффективной деятельности предприятия сравнивают величины его чистых активов и уставного капитала.
у
ЧА
УК а
УКmin
b
х-t
Рис. 7 Механизм сравнения. Возможная динамика чистых активов предприятия.
Чистые активы определяются по данным аудиторской проверки (производится по годовому бухгалтерскому балансу).
Законодательно установленное условие функционирования предприятия состоит в выполнении следующего неравенства: ЧА>УК.
Точка «а» - соответствует условию, когда чистые активы равны уставному капиталу. Если ЧА<УК, то акционерное общество обязано объявить об уменьшении уставного капитала до величины чистых активов.
Точка «b» - соответствует условию когда ЧА=УКmin, то акционерное общество должно принять решение о ликвидации.
Увеличение капитала предприятия возможно:
- путем увеличения номинальной стоимости акций;
- путем размещения дополнительных акций в пределах объявленных.
Ограничение:
- не допускается увеличение уставного капитала для целей покрытия убытка;
- увеличение уставного капитала возможно после его полной оплаты.
Увеличение уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций осуществляется с целью либо повышения имиджа предприятия во внешней среде, либо для изменения позиции предприятия на рынке капитала. Увеличение номинала акций снижает их ликвидность. Особенностью является то, что предприятие не получает новых финансовых ресурсов, а лишь изменяется структура собственного капитала.
Размещение дополнительных акций осуществляется с целью получения дополнительных финансовых ресурсов, а также возможного изменения структуры владельцев пакета акций.
Уменьшение уставного капитала возможно по двум причинам:
1) снижение чистых активов до величины меньше размера уставного капитала (объективная причина);
2) стремление держателей крупных пакетов акций усилить контроль на предприятии.
ТЕМА 2. « Планирование финансовой деятельности предприятия»
1. Финансовое прогнозирование и финансовые планирование.
Финансовое прогнозирование представляет собой систему качественных и количественных вероятностных оценок динамики финансовых ресурсов и источников их покрытия в зависимости от изменения факторов внутренней и внешней среды.
В процессе финансового прогнозирования дается оценка влияния этих изменений на будущее финансового состояния предприятия.
Исходные данные:
1) прогноз продаж;
2) прогноз расходов.
Финансовое прогнозирование выполняется с целью:
1) прогнозирования потребности финансовых ресурсов;
2) выполнения с целью вероятностной оценки стоимости привлечения заемных финансовых ресурсов и возможностей их использования;
3) приведения к минимальному финансовому риску за счет рассмотрения возможного альтернативного финансирования.
Объекты финансового прогнозирования:
- прогноз показателей бухгалтерского баланса;
- отчет о прибылях и убытках;
- прогноз потока денежных средств.
Алгоритм финансового прогнозирования:
1) составление прогноза продаж;
2) составление прогноза переменных и постоянных затрат предприятия;
3) составление прогноза инвестиций в основной и оборотный капитал;
4) расчет возможного объема внутреннего финансирования;
5) расчет потребностей во внешнем финансировании (заемный капитал);
6) Поиск источников внешнего финансирования.
Планирование прибыли, как источника самофинансирования предприятия.
Прибыль – это результат предшествующей деятельности предприятия, это основной источник формирования его собственных финансовых ресурсов и источник дальнейшего саморазвития на основе самофинансирования.
Прибыль определяет доходность капитала, то есть с позиции собственника или инвестора выступает главным условием целесообразности инвестирования финансовых ресурсов в инвестиционный проект.
Высокая норма прибыли является показателем финансовой стабильности предприятия и минимальным риском дальнейшей деятельности.
При формировании прибыли предприятия затраты на производство рассчитываются на объем реализованной продукции.
В мировой практике при исчислении налога на прибыль в качестве налоговой базы принимается реально полученная в налоговом периоде прибыль.
На российских предприятиях используется два метода учета выручки:
1) кассовый метод – основан на учете выручки на дату поступления денег за отгруженную продукцию на расчетный счет;
2) на учете по предъявлению расчетных документов покупателю при отгрузки продукции.
В качестве даты отгрузки устанавливается день передачи соответствующий товарораспорядительным документам, а в качестве даты выполнения работ – день фактического завершения этих работ.
Нормативы отчисления из прибыли предприятия в бюджет устанавливает Налоговое законодательство Российской Федерации.
Решение об использовании чистой прибыли в акционерном обществе принимает совет директоров, а решение по выплате дивидендов принимает общее собрание акционеров. Нераспределенную прибыль можно накапливать и использовать в последующих временных интервалах деятельности предприятия.
Для построения эффективной системы управления финансами предприятия необходимо исследование процессов, связанных с эмиссией долгосрочных долговых ценных бумаг. Важное место в построении системы управления финансовыми ресурсами предприятия занимает концепция маржинального дохода. Маржинальный доход может рассматриваться, как взнос предприятия на покрытие своих постоянных издержек. Цена на продукцию формируется объемом продаж и оказывает двойственное влияние на прибыль. Рост цен, с одной стороны, увеличивает прибыль от продажи единицы продукции, а с другой стороны снижает объем продаж.
На отечественных предприятиях для определения оптимальной величины прибыли применяется метод расчета базисной цены (метод прямых затрат). Суть метода состоит в том, что к переменным издержкам добавляется определенная надбавка которая должна компенсировать постоянные издержки и создавать определенную величину прибыли. Эта надбавка и является маржинальным доходом. Данный метод наиболее эффективно применяется в многономенклатурном производстве.
Следует учитывать, что использование косвенного метода распределения издержек приведет предприятие к завышению себестоимости одних видов продукции и занижению других видов продукции. Поэтому, предприятие использует политику гибких цен (широко применяется система скидок, надбавок на продукцию). Система скидок, надбавок также учитывает изменение качества продукции по сравнению с представленным прейскурантом, по сравнению с условиями и сроками поставки продукции, по сравнению с политикой конкурентов, с психологическим воздействием цены.
Планирование и учет затрат на производство занимает важное место в системе управления на предприятии и снижение затрат является повышением конкурентоспособности, так как дает возможность порога рентабельности.
Инструменты долгосрочного финансирования внеоборотных активов (ВА).
В процессе финансирования инвестиционной деятельности предприятия используют различные инструменты долгосрочного финансирования: традиционные и нетрадиционные.
Традиционное: акции, облигационные займы, банковские ссуды, инвестиционный налоговый кредит.
Нетрадиционное: опцион, залоговые операции, лизинг, франчайзинг, процентные свопы.
Франчайзинг – система продажи или передачи лицензии на товарные знаки и технологию.
Опцион – это право передать или купить ценную бумагу в определенное время.
Традиционными инструментами долгосрочного финансирования являются:
- акция (обыкновенная) – ценная бумага, дающая владельцу права голоса на собрании акционеров и получению дивидендов.
- акция (привилегированная) – не дает право голоса на собрании, но приносит доход в виде фиксированных дивидендов.
- облигация – ценная бумага, удостоверяющая вложение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему стоимость этой бумаги в определенное время с уплатой фиксированного процента.
Кредитование приобретения предприятием оборудования и др. ВА, в свою очередь, осуществляется на основе использования:
- проектные кредиты – они выдаются под осуществление конкретных инвестиционных проектов, и представляют собой наиболее рисковый вид долгосрочного кредитования, выдаются при наличии бизнес-плана и под надежное обеспечение;
- ипотечное кредитование – представляет собой долгосрочное финансирование под залог недвижимости и земельных участков;
- кредитные линии - наиболее гибкий вид долгосрочного кредитования (2 вида: рамочная кредитная линия – значит банком открыт счет для оплаты поставки в рамках одного контракта; револьверная кредитная линия- представляет собой цепочку продлеваемую в пределах установленного срока кредитных операций);
- синдицированный кредит. Если кредитная линия открываемая предприятием достаточно крупная, то специально для этих целей объединяются кредитные ресурсы ряда банков.
Следует отличать залог имущества от заклада. При залоге залогодатель остается собственником имущества, а при закладе имущество передается в собственность банка и при погашении кредита залогодатель выкупает это имущество. При ипотеке предприятия, в состав заложенного имущества входят здания и сооружения, технологические оборудования, запасы сырья и материалов, запасы ГП, НА.
Обязательными приложениями к договору ипотеки являются:
- акт инвентаризации имущества предприятия;
- бухгалтерский баланс;
- заключение независимого аудитора о финансовом состоянии предприятия;
- заключение независимого оценщика об имуществе предприятия.
Ипотека может быть предшествующая и последующая. Последующая ипотека допускается в случае если она не запрещена предшествующими договорами об ипотеке того же имущества, действие которой не прекращалось к моменту последующего договора об ипотеке.
Не допускается заключение последующего договора об ипотеке имущества предусматривающего составление и выдачу закладной (именная ценная бумага). В ней говорится о праве владельца на получение денежных средств. Закладная может быть заложена путем передачи ее третьему лицу в обеспечении обязательства по кредитному договору.
Нетрадиционные:
-опцион. Существуют различные типы опционов:
· опцион американский- опционный контракт, который дает право покупки или продажи объекта опционного соглашения в любой момент до истечения срока действия опциона.
· Опцион европейский опционный контракт, который дает право покупки или продажи объекта опционного соглашения в момент истечения срока действия опциона.
Рис. 10 Модель управления потоками денежных средств на предприятии.
Управление потоками денежных средств включает:
- учет движения денежных средств.
- анализ потоков денежных средств.
- составление бюджетов денежных средств.
В основе расчета потока денежных средств лежит оценка длительности финансового цикла.
Финансовый цикл = производственный цикл + период оборота дебиторской задолженности – период оборота кредиторской задолженности.
Производственный и финансовый цикл состоит из следующих элементов:
1. период оборота запасов сырья
- период оборота незавершенного производства
- период оборота запасов ГП
2. период оборота кредиторской задолженности
- период оборота ДЗ.
Пути сокращения длительности финансового цикла связаны с сокращением длительности производственного цикла, с уменьшением периода оборота ДЗ и увеличением периода оборота кредиторской задолженности (КЗ).
Уменьшение периода оборота ДЗ можно выразить:
ПоДЗ =
Т- число дней в анализируемом периоде.
Вр – выручка от реализации за период
Увеличение периода КЗ
ПоКЗ =
Задача анализа денежных средств заключается в выявлении причин недостатка или избытка денежных средств, определение источников их поступления и направлений использования. Расчет потоков может осуществляться двумя методами: прямой и косвенный.
Учитываются притоки и оттоки денежных средств по трем видам деятельности предприятия:
- поток денежных средств по основной деятельности предприятия.
- потоки денежных средств по инвестиционной деятельности предприятия.
3. потоки денежных средств по финансовой деятельности предприятия.
Прямой метод расчета потока денежных средств основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия. Этот метод позволит:
- показать основные источники притока и направления оттока денежных средств.
- сделать оперативные выводы о достаточности средств для платежей по текущим обязательствам предприятия.
- установить взаимосвязь между выручкой от реализации и поступившей суммы денежных средств.
Форма №3 состоит на основе применения прямого метода.
Косвенный метод основан на анализе статей бухгалтерского баланса отчета о прибылях и убытках. Он позволяет показать взаимосвязь между различными видами деятельности предприятия, установить соотношения между чистой прибылью и изменениями в активах за отчетный период.
При анализе потока денежных средств предприятия важное место занимает оценка процессов инкассации наличности, т.е. процессов получения предприятием денежных средств за реализованную продукцию. Коэффициент инкассации выражает процент ожидаемых денежных поступлений от продаж в определенном интервале времени от момента реализации продукции. Его значение позволяет определить в какой момент и в какой сумме ожидаются поступления денежных средств на расчетный счет предприятия от продаж в данном периоде.
Пм- продажи в месяц
Управление КЗ.
Для финансирования текущей деятельности предприятия, кроме СК используют краткосрочные заемные источники финансирования.
Необоснованный рост КЗ является негативным фактором для предприятия, следовательно, необходим механизм реструктуризации и конвертации КЗ.
Реструктуризация КЗ – предоставление предприятию отсрочек и рассрочек по уплате долгов и может осуществляться на основе соглашений с кредиторами и решения арбитражного суда по признанию предприятия банкротом.
Реструктуризация КЗ по обязательным платежам в федеральный бюджет проводится путем поэтапного погашения задолженности. При разработке графика погашения задолженности в федеральный бюджет предприятию предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течении 6 лет, по пеням и штрафам в течении 4-х лет, после погашения задолженности по налогам и сборам. Предприятия не имеющие задолженности по налогам и сборам могут погашать задолженность по пеням и штрафам в течении 10 лет.
Для предприятий своевременно погашающих реструктуризированную задолженность, предусматриваются льготы. Например, при погашении половины реструктуризированной задолженности в течении 2-х лет и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет, возможно списание половины долга платежей по пеням и штрафам.
Важным фактором повышения эффективности текущего финансирования предприятия является Конвертация или капитализация его КЗ предполагающей передачу части акций данного предприятия в собственность кредиторов.
Конвертация КЗ осуществляется путем дополнительной эмиссии акций предприятия. Величина эмиссии определяется суммой КЗ перед федеральным, региональным и местным бюджетами, а также перед предприятиями ТЭК. Перед осуществлением дополнительной эмиссии акций производится взаимозачет встречных долговых обязательств.
Мероприятия проводимые в рамках реструктуризации и конвертации КЗ влияют на структуру капитала предприятия. В результате проведенных мероприятий, связанных с реструктуризацией КЗ величина УК (уставного капитала) предприятия будет равна сумме УК до проведения мероприятий, увеличенной на сумму КЗ по бюджетам всех уровней и предприятий ТЭК и уменьшенной на сумму ДЗ государственных структур управления.
Управление активами и пассивами предприятия.
Управление – это процесс выработки и осуществление управленческих воздействий, то есть воздействий на объект управления, предназначенного для достижения целей управления.
Правило управления:
1) необходимо стремиться к устойчивости системы в целом;
2) процессы управления осуществляются только при циркуляции информации;
3) финансовая система является сложной, должна быть динамичной и открытой.
Итак, процесс управления представляет собой совокупность управленческих воздействий, логично связанных друг с другом для достижения поставленной цели, путем преобразования ресурсов на входе и выходе системы.
Объектами изучения является предприятие, различных организационно- правовых форм, финансовые и инвестиционные проекты, финансовые стратегии.
Основные задачи:
1) практическое применение практических подходов;
2) овладение техническими навыками;
3) изучение инструментальной подготовки и принятия финансовых и инвестиционных решений;
4) изучение принципов и инструментария проектирования финансовой стратегий.
Должны знать: проблему современного финансового менеджмента, методику оценки финансовых стратегий, цели финансового управления, виды финансовых стратегий, механизм разработки финансовых планов, структуру собственного и заемного капитала, источники его образования, тактику финансового управления на основе бюджетирования, управление нематериальными активами и средствами, методы потока расчета денежных средств и т. д.
Должны уметь : формировать цели финансового управления, рассчитывать величину источников самофинансирования, разрабатывать финансовые планы предприятия, уметь проводить анализы, рассчитывать величину источников самофинансирования, разрабатывать финансовые планы предприятия, уметь проводить анализы, рассчитывать величину различных финансовых показателей, организовывать процесс управления а основе бюджетирования, использовать методы расчета потоков денежных средств и т. д.