Программирование как форма государственного регулирования экономики, виды программ.
Программированиеявляется формой государственного регулирования экономики. Его задача- обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики.
Программа - это адресный, плановый документ директивного или индикативного характера. Основным содержанием программыявляются четко поставленная цель, задачи и комплекс научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, производственных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам исполнения и обеспечивающих достижение поставленных целей и задач наиболее эффективным путем.
По периоду действия программымогут быть кратко-, средне- и долгосрочные. Наиболее распространены среднесрочные программы, разрабатываемые сроком на 5 лет с ежегодной их корректировкой (так называемое скользящее программирование).
Весь массив действующих прогнозных и программных разработок классифицируется нормативными правовыми документами по следующим группам, видам и подвидам:
1) государственные прогнозы и программы социально-экономического развития Республики Беларусь;
2) государственные программы;
3) отраслевые программы;
4) региональные программы.
Первая группа включает совокупность прогнозов и программ социально-экономического развития, разрабатываемых согласно Закону «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (1998 г.).
Вторая группа охватывает государственные и межгосударственные программы. Государственные в свою очередь подразделяются на президентские, национальные и республиканские; народнохозяйственные и социальные; научные и научно-технические. Народнохозяйственные программы включают производственно-экономические и экологические.К научным и научно-техническим относятся научно-исследовательские (государственная программа фундаментальных исследований, государственная программа прикладных научных исследований и др.) и научно-технические программы, включая комплексные целевые научно-технические. Межгосударственные программы могут быть разделены на совместные программы Союза Беларуси и России, а также СНГ, ЕврАзЭС и с другими странами.
Третья группа охватывает отраслевые, четвертая региональные программы.
Помимо статуса программы могут классифицироваться и по таким признакам, как назначение, целевая направленность, вид деятельности (природа объекта), функциональные особенности, масштабность, комплексность и значимость решаемых проблем, организационная модель. Например, но значимости и актуальности выделяют инновационные и инвестиционные программы, программы по ресурсосбережению и др. Особое значение имеют государственные программы по обеспечению внутренней и внешней безопасности (правоохранительные, оборонные и др.).
10.Система плановых, прогнозных и программных документов, используемых в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь, их характеристика.
Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь представлена:
• на долгосрочную перспективу - Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (ПСУР) (на 15 лет) и Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь (на 10 лет);
• на среднесрочную перспективу Программой социально-экономического развития Республики Беларусь (на 5 лет);
• на краткосрочную перспективу годовым прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь.
Прогнозы и программы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики состояния и развития экономической и социальной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельности, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Беларуси, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения данных факторов. Прогнозы составляются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.
Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны проводится Советом Министров Республики Беларусь.
Государственное прогнозирование социально-экономического развития Беларуси на долгосрочную перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на длительный период. Так, Национальная стратегия разрабатывается один раз в пятилетие на 15 лет за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. В этом документе с учетом состояния и необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений обосновываются стратегические направления эффективного использования социально-демографического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.
На основе Национальной стратегии один раз в 5 лет за два года до начала прогнозируемого периода осуществляется разработка Основных направлений социально-экономического развития на 10 лет (с погод о вой разбивкой первого пятилетия). В документе определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достижения. Материалы НСУР и Основных направлений используются при составлении прогнозов и программ на среднесрочную перспективу, что обеспечивает преемственность экономической политики государства.
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5 лет и утверждается Президентом Республики Беларусь. В документе находят отражение:
• оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период;
• собственно концепция Программы;
• макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную, ценовую;
• социальная политика;
• институциональные преобразования;
• инновационная, инвестиционная и структурная политика;
• внешнеэкономическая деятельность;
• развитие реального сектора экономики;
• проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Важнейшие параметры прогноза утверждаются Президентом Республики Беларусь.
На основании указанных документов законом предусматривается разработка прогнозов социально-экономического развития по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики, административно-территориальным единицам. Разработка прогнозов обеспечивается республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, которые в соответствии с законодательством также несут ответственность за достоверность и своевременность предоставления необходимой информации для прогнозирования социально-экономического развития страны.
11.Понятие, содержание и направления использования государственного заказа. Закон РБ «О поставках товаров для государственных нужд».
Целевое финансирование- выделение государством из бюджета целевым назначением денежных средств для решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, проведения крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.
Государственная закупка - приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств. Государственные закупки часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств бюджета. Такие закупки (например, оборудование) осуществляются государством для собственных нужд в целях обеспечения населения и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).
Основные принципы государственных закупок:
эффективное расходование денежных средств;
гласность и прозрачность процесса государственных закупок;
возможность участия в государственных закупках юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;
развитие добросовестной конкуренции;
обеспечение справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям);
оказание поддержки отечественным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в той мере, в которой это не противоречит международным договорам Республики Беларусь;
предотвращение коррупции в области государственных закупок.
Поставка товаров для государственных нужд (госзаказ) регулируется законом Республики Беларусь от 24 ноября 1993 г. N 2588-XII О ПОСТАВКАХ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД (в ред. Законов Республики Беларусь от 20.07.2006 N 162-З, от 31.12.2009 N 114-З).
Поставка товаров для государственных нужд осуществляется в целях:
выполнения обязательств по поставкам товаров в соответствии с заключенными Республикой Беларусь договорами (соглашениями);
выполнения целевых программ, в которых участвует Республика Беларусь;
создания и поддержания государственных материальных резервов Республики Беларусь;
поддержания необходимого уровня обороноспособности и государственной безопасности Республики Беларусь;
ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
государственной поддержки устойчивого функционирования топливно-энергетического, жилищно-коммунального и агропромышленного комплексов, транспорта, связи, образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения;
проведения геологоразведочных работ и природоохранных мероприятий;
удовлетворения нужд государственного управления.
В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд могут использоваться: кредиты на льготных условиях; льготы по налогам и другим платежам в бюджет; субсидии; приоритетное обеспечение централизованно регулируемыми материальными ресурсами.
12. Жилищная политика Республики Беларусь и механизмы ее реализации. В Беларуси строительство собственного жилья — результат совместной скоординированной работы органов государственного управления, строительного комплекса, банковской системы и граждан-застройщиков. Обеспечение человека доступным и комфортным жильем во все годы было и остается одним из важнейших приоритетов социально-экономической стратегии белорусского государства. Цель государственной жилищной политики — создать условия для удовлетворения гражданами потребности в доступном и комфортном жилье сообразно их индивидуальным запросам и финансовым возможностям.
Жилищное строительствоявляется основным звеном в системе стимулирования развития сопряженных отраслей и производств, материальной основой улучшения демографической ситуации и всестороннего гармоничного развития человека.
Для решения проблем в области жилищного строительства необходимо создание нормативной правовой базы, действенного организационно-экономического механизма.
Решение жилищной проблемы требует решения следующих основных задач:
обеспечение роста темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства;
создание эффективных экономических механизмов притока инвестиций физических и юридических лиц в жилищное строительство, реконструкцию и ремонт жилищного фонда;
развитие финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для трудоспособных граждан, а также государственная поддержка малообеспеченных граждан в улучшении жилищных условий в пределах установленных социальных стандартов;
повышение комфортности условий проживания и качества эксплуатации жилищного фонда, своевременное проведение работ по реконструкции и тепловой реабилитации жилых зданий с целью повышения уровня их благоустройства и соответствия социальным стандартам в области жилищно-коммунального хозяйства;
совершенствование жилищного законодательства в целях защиты прав граждан на рынке жилья, укрепление гарантий прав собственников и упорядочение прав членов семьи собственника жилого помещения;
совершенствование форм государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, особенно молодых и многодетных семей, малообеспеченных нетрудоспособных и некоторых других категорий граждан;
совершенствование градостроительных, архитектурно-планировочных и экологических подходов к формированию благоприятной жилой среды.
С целью создания условий для свободного доступа граждан к удовлетворению потребностей в жилье предусматриваются внедрение системы долговременных строительных накоплений, разработкам правовых основ для создания системы ипотечного кредитования, развитие рынка жилья, развитию жилищной инфраструктуры.
Приоритетными направлениями развития жилищной сферы в предстоящей пятилетке являются:
расширение жилищного строительства за счет всех источников финансирования в соответствии с принятыми европейскими стандартами качества жилья;
увеличение объемов строительства жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сокращение сроков пребывания на учете нуждающихся, а также строительство жилых помещений социального пользования для отселения граждан, проживающих в аварийных и ветхих домах;
внедрение форм долгосрочного кредитования граждан и организаций для жилищного строительства (системы жилищных строительных сбережений, ипотечного кредитования и других форм);
создание рынка арендного жилья.
В соответствии с Программой в 2015 году уровень обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя должен составить не менее 27 – 28 кв. метров (в 2010 году – 24,1 кв. метра). Ускоренными темпами будут решаться задачи обеспечения комфортности и доступности жилья.
13.Программно-целевой метод в системе государственного регулирования экономики. Программно-целевой методвыступает как важнейший для решения ключевых научно-технических, экономических, социальных, экологических проблем. Он предполагает четкую постановку цели и выработку комплекса мероприятий для ее достижения в заданные сроки. Реализуется программно-целевой метод через комплексные программы, составляемые на период достижения поставленной цели, с выделением основных этапов осуществления. Комплексными они называются потому, что содержат совокупность мероприятий социально-экономического, производственного, научно-исследовательского, организационно-хозяйственного характера. Классический пример использования программно-целевого метода для решения общегосударственных задач - план ГОЭЛРО. По исходному замыслу и исполнению это была комплексная программа преобразования материально-технической базы общества путем индустриализации за счет создания сети электростанций.
14. Нормативный метод, содержание и масштабы применения. Нормативный методв планировании и прогнозировании основан на применении технико-экономических, финансовых, социально-экономических, экологических норм и нормативов, которые используются для обоснования плановых, программных и прогнозных документов.
Нормы - это абсолютные показатели, отражающие расход ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) на единицу продукции, работ, услуг.
Нормативы - это относительные показатели, характеризующие уровень использования ресурсов (коэффициент выхода готовой продукции из исходного сырья, материалов, уровень рентабельности производства, норматив отчисления от прибыли и т.д.).
Через систему норм и нормативов осуществляется взаимодействие между государством и хозяйствующими субъектами, решаются проблемы социально-экономического развития страны, определяются потребности в ресурсах, продукции, услугах, рассчитываются производственные возможности, устанавливаются пропорции.
Нормы и нормативы группируются по признакам. В качестве признака могут выступать: направления применения норм и нормативов, масштабы их распространения, методы разработки и другие.
По направлениям использования нормы и нормативы подразделяются:
• нормы затрат труда;
• нормы использования материальных ресурсов;
• нормы и нормативы использования основных производственных фондов;
• нормы и нормативы, характеризующие эффективность общественного производства;
• нормы и нормативы капитальных вложении и капитального строительства;
• финансовые нормы и нормативы;
• социально-экономические нормы
• нормы и нормативы охраны окружающей среды
По периоду действия выделяют текущие нормы и нормативы, используемые при разработке годовых прогнозных и плановых документов, и перспективные (средне- и долгосрочная перспектива).
По характеру распространения нормы разделяются на местные, отраслевые и межотраслевые. Если нормы применяются только на конкретном предприятии - это местные; на предприятиях, относящихся к одной отрасли, - отраслевые; на предприятиях, принадлежащих к различным отраслям, - межотраслевые нормы.
По уровню агрегирования норм и нормативов выделяют: макроуровень, уровень министерств, предприятия.
По методам разработки нормы подразделяются на расчетно-аналитические, опытные и отчетно-статистические.