Модели современной рыночной экономики
В рамках типов экономических систем функционируют их национальные разновидности (модели). Становление страновой модели рыночной экономики определяется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы, наделенностью экономическими ресурсами и др.
Выделяют англо-саксонскую и рейнскую (европейскую), либеральную и нелиберальную (социальную) модели рыночной экономики.
Доминантное положение в мире занимает американская, точнее англо-саксонская модель:
• низкая доля государственной собственности и незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства (19 % ВВП).
• поддержка свободы экономической деятельности, всемерное поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий;
• интенсивное перераспределение акционерной собственности;
• высокий уровень социальной дифференциации.
Европейские модели:
• германская (широко известная модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства);
• британская (наиболее характерная черта — дерегулирование);
• французская (известна своим дирижизмом, или государственным интервенционизмом);
• итальянская (характерная особенность — кооперативизм);
• шведская (известна как «государство благосостояния»);
• рейнская, в которую часто интегрируют европейские модели (Германии, Швейцарии, Нидерландов, Швеции), характеризуется стабильностью состава собственников акционерных предприятий, предприятие традиционно рассматривается как коллектив с общими интересами.
Страновое разнообразие моделей стран Европы имеет тенденцию к сближению с общеевропейской моделью, формируемой идеологией и требованиями Европейского Союза (ЕС): активное воздействие государства до 44 % ВВП, защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса;
сильная система социального обеспечения. Удельный вес затрат на социальные нужды в расходах федеральных бюджетов государств 60 % и более, а во Франции и Австрии — даже 73 и 78 % соответственно (в США не превышают 55 %).
Японскаяэкономическая модель: социальная организация общества на основе уважения традиций японского образа жизни, демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества, четкое и эффективное взаимодействие профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства в интересах достижения национальных целей; сильная государственная политика, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности; упор на роль человеческого фактора, снижение удельного веса бедных 1 %.
Китайская модель смешанной экономики, формирующуюся в условиях эволюции экономики «чистого социализма». Роль рыночного механизма и негосударственного сектора в годы реформ значительно усилилась, однако государственное регулирование (во многом в форме «направляющего планирования»), распределение по труду и социальные гарантии остаются приоритетными направлениями социально-экономической политики, преимущественно социалистическая модель смешанной экономики.
Модели развивающихся стран можно объединить на основе деления стратегий развития на экспортоориентированные (южнокорейская модель) и импортозамещающие (страны Латинской Америки до середины 1980-х гг).
По критерию «социальности» модели развитых стран можно разделить на 1) либеральную (США), 2) социально- ориентированную (Германия) и 3) социал-демократическую (Швеция) группы.
3.Понятие, содержание и характеристика государственного регулирования экономики.
На современном этапе исторического развития практически во всех странах мирового сообщества в системе государственного управления выделилось и приобретает все большую значимость управление экономикой, иными словами, государственное регулирование экономики,где в качестве объекта регулированиявыступает национальная экономика,представляющая собой сложную экономическую систему.
Решая задачи развития национальной экономики (экономический рост, занятость, уровень цен, распределение доходов, экономическая свобода, экономическая эффективность и т.д.), государственное регулирование экономики должно быть увязано с другими элементами целостной системы государственного управления: политикой, культурой, соблюдением законности, прав и свобод граждан и др.
В качестве объекта государственного регулирования может выступать национальная экономика, все ее подсистемы - регионы, отрасли, сферы, социально-экономические процессы и явления.
Предметом наукигосударственного регулирования экономики является изучение целостной системы государственного регулирования экономики, методологических и организационных основ ее построения и функционирования.
Содержаниемгосударственного регулирования экономики является организация регулирующего воздействия государства на развитие национальной экономики и ее отдельных подсистем в заданном направлении.
Развитие науки государственного регулирования экономики тесно связано и во многом предопределяется развитием других наук: науки управления, менеджмента; экономической теории (основанное на знании законов общественного развития и прежде всего экономических законов, государственное регулирование конкретизирует основные положения и выводы экономической теории применительно к национальной экономике); философии, социологии, финансовых, отраслевых, функциональных наук, статистики, анализа хозяйственной деятельности и др. Сложность и природа государственного регулирования экономики требуют применения самых разнообразных общих и частных приемов, принципов, подходов, методов исследования, что обусловливает связь с математическими, техническими и естественными науками.