Сущность государственного бюджета, его роль и функции
Возникновение бюджета исторически обусловлено существованием государства, развитием товарно-денежных отношений и объективной необходимостью удовлетворения ряда общегосударственных нужд: содержание власти, армии, судов и т.п. Финансирование общегосударственных нужд потребовало мобилизации части доходов, созданных в обществе, в распоряжение правительства.
Сущность бюджета познается тремя его характеристиками:
· по своей социально-экономической природе бюджет является
специфической частью финансовых отношений, а именно – отношениями, связанными с перераспределением национального дохода и части национального богатства;
· по своему материальному содержанию бюджет является главным
централизованным фондом денежных средств государстыва;
· по своей форме бюджет является основным финансовым планом
страны, имеющим силу закона.
Социально-экономическая роль бюджета:
- источником финансового обеспечения многих сторон жизни общества;
-обеспечивает решение глобальных, общенациональных задач – структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п.
-социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений.
Функции бюджета:
· перераспределительная функция бюджета реализуется через
формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления.
· регулирующая функция бюджета состоит в том, что в ходе составления
и исполнения бюджета решаются задачи, государственного регулирования экономических и социальных процессов в государстве.
· социальная функция бюджета заключается в том, что при помощи
бюджета осуществляется финансирование потребностей в области здравоохранения, образования, культуры.
· контрольная функция бюджета отражает возможность и
обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств
Таким образом, государственный бюджет представляет собой совокупность специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием главного централизованного фонда денежных средств государства, это главный финансовый план страны. Бюджет – это действенный инструмент государственного регулирования, важнейшее звено сферы госудрственные финансы.
Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджетное устройство представляет собой форму организации и принципы построения бюджетной системы страны. Под бюджетной системой понимается, основанная на экономических отношениях и юридических нормах, совокупность всех видов бюджетов страны. Уровни бюджетной системы соответствуют уровням государственной власти.
Унитарное (единое) государство представляет форму государственного устройства, в рамках которой административно-территориальные образования не обладают собственной государственностью или автономией. При данной форме в стране действуют единая конституция, общая для всех систем права и единые органы государственной власти, имеет место централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами. Бюджетная система унитарного государства формируется из двух звеньев: государственного (центрального) и местных бюджетов.
Федеративное (объединенное, союзное) государство представляет собой форму государственного устройства, при которойгосударственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, обладают собственной государственностью и политической самостоятельностью в пределах, распределенных между ними и центром, а также определенной компетенцией. В таких государствах бюджетная система является трехзвенной и состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство– постоянный союз суверенных государств, созданный в целях достижения политических или военных целей. В таком государстве бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. В рамках государств – членов конфедерации действуют свои установленные местным законодательством бюджетные и налоговые системы.
Построение бюджетной системы осуществляется на основе принятого бюджетного устройства. В бюджетной системе выделяются уровни, на которых разрабатываются и исполняются бюджеты.
Принципы пострения бюджетной системы: принцип единства, принцип сбалансированности бюджетов, принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, принцип гласности, принцип самостоятельности бюджетов, принцип эффективности использования бюджетных средств, принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, принцип достоверности бюджетов, принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств, принцип ответственности участников бюджетного процесса.
9.3 Бюджетное планирование и бюджетный процесс
Бюджетное планирование является важнейшей составной частью финансового планирования и подчинено требованиям финансовой политики. Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общегосударственной программы социально-экономического развития страны. Бюджетное планирование включает в себя:1)бюджетный процесс; 2) нормативно-правовую и организационную базу бюджета; 3) вопросы теории и методологии составления бюджетов.
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и местных бюджетов, состоящую из четырех последовательных стадий:1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение и утверждение проекта бюджета; 3)исполнение бюджета; 4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Участники бюджетного процесса: органы законодательной и исполнительной власти;финансовые, налоговые и другие уполномоченные органы;органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля, государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
Бюджетные полномочиязаконодательных органов включают:
· рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении;
· осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов;
· формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета;
· осуществление других полномочий.
Бюджетные полномочия органов исполнительной власти включают:
· составление проекта бюджета;
· внесение его на утверждение законодательного (представительного)
органа;
· исполнение бюджета;
· представление отчета об исполнении бюджета на утверждение
законодательных (исполнительных) органов;
· осуществление других полномочий.
Главным распорядителем бюджетных средств выступает орган исполнительной власти, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям получателям бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств (бюджетное учреждение) представляет собой организацию, созданную органами государственной власти или местного самоуправления, для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или внебюджетного фонда на основе сметы.
Для составления проектов бюджетов всех уровней необходима разработка прогнозов социально-экономического развития как Республики Беларусь в целом, так и отдельных ее территорий, а также перспективных финансовых планов и сводных финансовых балансов.
Установлены этапы рассмотрения и утверждения проектов республиканского бюджета и местных бюджетов: от внесения Президентом Республики Беларусь проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в Палату представителей до принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год осуществляется не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году.
Исполнение бюджета (республиканского и местных бюджетов) осуществляется на основании закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной росписью республиканского бюджета и местных бюджетов.
Бюджетная классификация
Государственные власти всех уровней ведут ежедневную работу, связанную с получением и расходованием финансовых ресурсов. Объем и виды таких операций достаточно многочисленны и разнообразны. Они требуют определенной систематизации, которая отражается в соответствующих бюджетах. Для эих целей используется единый методологический документ, который называется бюджетной классификацией.
Бюджетная классификация Республики Беларусь включает в себя:
· классификацию доходов бюджета;
· функциональную классификацию расходов бюджета;
· программную классификацию расходов бюджета;
· экономическую классификацию расходов бюджета;
· ведомственную классификацию расходов бюджета;
· классификацию финансирования дефицита бюджета;
· классификацию видов государственного долга Республики
Беларусь.
Классификация доходов бюджета является группировкой доходов бюджета, которая основывается на нормативных правовых актах Республики Беларусь, определяющих источники их формирования. Доходы бюджета в зависимости от экономического содержания подразделяются на группы. Группы доходов состоят из подгрупп, которые подразделяются на виды. Доходы по видам включают в себя разделы и подразделы.
Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются разделы, определяющие расходование средств бюджета на выполнение функций государства. Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются подразделы, конкретизирующие направление средств бюджета на выполнение функций государства в пределах разделов.
Экономическая классификация расходовбюджета являетсягруппировкой расходов бюджета по их экономическому содержанию.
Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета и местных бюджетов является группировкой расходов бюджета, отражающей распределение бюджетных назначений по распорядителям средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов соответственно.
Доходы бюджета
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством страны в распоряжение органов государственной власти, ее субъектов и органов местного самоуправления. В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.
Кналоговым доходом относятся предусмотренные налоговым законодательством налоги и сборы субъектов Республики Беларусь и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
К неналоговым доходам относятся:
• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
• доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
• доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении и т.п.
Особое место в системе неналоговых доходов бюджетов занимают:
- доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
-доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка: средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление; и т.п.
-финансовая помощь от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций и субвенций, либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.
По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов:
-К собственным доходам бюджетов относятся виды доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь на постоянной, основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.
-К регулирующим доходам бюджетов относятся республиканские и местные налоги, и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на очередной финансовый год.
Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
Расходы бюджета
Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Республики Беларусь.
Классификация расходов бюджета.
Текущие расходы бюджетов являются частью расходов бюджетов, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки на текущие цели организациям и индивидуальным предпринимателям, обслуживание долговых обязательств, предоставление межбюджетных трансфертов, других расходов бюджетов, не увеличивающих стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.
Капитальные расходы бюджетов являются частью расходов бюджетов, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: ассигнований на содержание бюджетных учреждений; трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления установленных обязательных выплат населению; субвенций физическим и юридическим лицам; инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; бюджетных ссуд, дотаций и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы Республики Беларусь; кредитов иностранным государствам; средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий и т.п.
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь предусматривается создание резервных фондов. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
Одним из условий осуществления социально-экономических реформ в Республики Беларусь является разработка эффективной системы межбюджетных отношений, способной обеспечить соответствие между доходами и расходами органов власти и управления.
Вопросы для повторения:
1.Дайте определение сущности бюджета как объективной
экономической категории.
2.Поясните роль бюджета в развитии государства
3.Дайте характеристику функциям государственного бюджета
4.Приведите виды бюджетного устройства государства и факторы его определяющие
5.Дайте характеристику содержанию бюджетной системы государства.
6.Поясните содержание и назначение бюджетного планирования.
7.Дайте характеристику бюджетному процессу в государстве
8.Поясните содержание и значение бюджетной классификации
9.Назовите основные доходы бюджета и дайте им характеристику
10.Назовите основные расходы бюджета и дайте им характеристикутема 10. Налоги в системе финансовых отношений
10.1Объективная необходимость налогов
10.2Сущность и функции налогов
10.3Задачи и механизм налогового регулирования экономики
10.4Налоговая политика и ее роль в регулировании развития экономики
10.5Основные принципы построения налоговой системы
10.6Налоговый кодекс как основа системы налогообложения
10.7Виды налогов и сборов