Совершенствование процесса управления финансами
Работа по совершенствованию управления финансами основывается на установлении разумного соотношения между двумя его методами – административным и экономическим.
При административном методе управления финансами вышестоящие органы в лице министерств, других ведомств пользуются такими методами, которые основываются на голом администрировании, т.е. на волевых, приказных методах решения тех или иных финансовых вопросов.
Экономический метод управления финансами означает: отказ от мелочной опеки организаций в вопросах оперативного управления финансами, отсутствие постоянных корректировок плановых заданий, выявление резервов роста прибыли и других экономических и финансовых показателей не по приказу сверху, а в силу внутренней экономической потребности, самостоятельное решение всех экономических и финансовых вопросов деятельности организаций.
В управлении финансами организаций большое значение имеет финансовый менеджмент. Финансовый менеджмент представляет собой специфическую систему управления финансовыми ресурсами, сочетающими в себе финансовую политику, методы, инструменты, а также людей, принимающих управленческие решения и претворяющих эти решения на практике с целью достижения поставленных целей стабильности и экономического роста. Финансовый менеджмент пронизывает все звенья финансовой системы и выступает важнейшей составной частью структуры управления в условиях рынка.
Вопросы для повторения:
1. Раскройте содержание процесса управления финансами.
2.Какие функциональные элементы включает процесс управления финансами?
3.В чем заключается стратегическое и оперативное управление финансами?
4.Назовите органы стратегического управления финансами в Республике Беларусь.
5.Назовите органы оперативного управления финансами в Республике Беларусь
6.В чем заключается содержание административных методов управления финансами?
7.В чем заключается содержание экономических методов управления финансами?
Тема 6. Финансовое планирование и прогнозирование
6.1 Содержание и задачи финансового планирования и прогнозирования
6.2 Принципы и методы финансового планирования
6.3 Система финансовых планов
6.1 Содержание и задачи финансового планирования и прогнозирования
Финансовое планирование – важная составная часть планирования деятельности государства и субъектов хозяйствования. Это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объема финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и эффективное использование. Необходимость финансового планирования обусловлена относительно самостоятельным движением денежных средств по сравнению с материально-вещественными элементами производства, неопределенностью рыночной среды и активным воздействием финансов на общественное воспроизводство.
Финансовое планирование позволяет свести к минимуму негативные последствия отрицательных внешних факторов, снизить транзакционные издержки хозяйствующих субъектов, определить оптимальные объемы производства и продаж продукции, товаров и своевременно предусмотреть финансовые меры по обеспечению сбалансированности поступлений денежных средств и их расходованием. Объектами финансового планирования являются финансовые ресурсы, капитал.
Содержание финансового планирования можно определить как процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и капитала.
Основными целями финансового планирования являются обоснование финансовых намерений и возможностей государства, хозяйствующих субъектов.
Задачи финансового планирования:
− установление необходимого объема финансовых ресурсов и определение конкретных источников его формирования;
− разработка механизма мобилизации финансовых ресурсов;
− определение направлений использования финансовых ресурсов, исходя из установленных приоритетов в расходовании средств и их целевой направленности;
− обеспечение сбалансированности материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также эффективного их использования.
В рыночной экономике особое значение приобретает внутрифирменное планирование, основным назначением которого является расчет потребности в денежных средствах, объема и структуры затрат, определение эффективности всех видов деятельности и конечных результатов работы предприятия. Внутрифирменное финансовое планирование включает разработку различных финансовых планов и расчетов в целях управления финансами предприятия.
Для обеспечения качественного уровня финансовое планирование должно иметь в качестве исходной базы финансовое прогнозирование. Суть прогноза заключается в предвидении неопределенного будущего, в то время как планирование предполагает осуществление расчетов в определенных, заданных условиях. Прогнозирование обеспечивает научное предвидение тенденций развития процессов в экономике, финансах и условий общего экономического равновесия в течение определенного времени. С помощью экономических и финансовых прогнозов определяются направления и готовятся конкретные решения экономической политики государства, оцениваются их возможные результаты. В странах с развитой рыночной экономикой финансовый прогноз используется как метод реализации финансовой политики.
В ходе финансового планирования прогнозы, положенные в основу финансовой политики, конкретизируются и корректируются, определяются способы достижения выбранной цели, последовательность реализации задач, рассчитываются показатели финансовых планов.
6.2 Принципы и методы финансового планирования
Принципы финансового планирования:
− принцип единства финансовых планов, который отражает взаимосвязь и взаимодействие различных видов финансовых планов, составляемых органами государственного управления, местного управления и самоуправления, субъектами хозяйствования в рамках единой финансовой системы государства;
− принцип научности, выражающийся в обоснованности плановых заданий по финансовым показателям с учетом общегосударственных, коллективных и личных потребностей, закономерностей развития общества, объективной оценки экономической и социальной ситуации, наличия материальных и финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях;
− принцип эффективности, который направлен на повышение качества процесса финансового планирования, на достижение необходимого экономического и социального эффекта, на получение положительных финансовых результатов от деятельности конкретных субъектов хозяйствования;
− принцип непрерывности означает, что финансовое планирование должно осуществляться систематически в рамках установленного горизонта планирования. Целесообразным считается пятилетний отрезок времени: первый год этого периода – текущий бюджетный год, второй – это год, на который формируется очередной бюджет государства, следующие три года – это собственно плановый период оптимального размера. Финансовый план составляется каждый год заново, а период планирования сдвигается на один год вперед. Скользящий финансовый план позволяет быстро реагировать на изменение общеэкономических условий;
−принцип координации. Его ключевыми чертами являются взаимосвязь и синхронность планов отдельных органов государственного управления, местного управления, отраслевых органов управления финансами, структурных подразделений организации;
− принцип гибкости в финансовом планировании состоит в создании финансовых резервов, составлении многовариантных расчетов, моделировании хозяйственных ситуаций в целях выполнения задач, определенных финансовой стратегией государства и организации.
Методы финансового планирования:
1)Расчетно-аналитический метод основан на анализе движения финансовых ресурсов за истекший период. Анализ производится в увязке с производственными заданиями, что позволяет выявить тенденции развития и причины отклонений фактических показателей от плановых. Расчетно-аналитический метод планирования опирается на фактически сложившиеся ситуации, пропорции, расчеты производятся на основе данных бухгалтерского учета и прогнозных оценок на будущее. Данный метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно – на основе изучения их динамики за ряд месяцев или лет. Этот метод часто используется при определении плановой потребности в оборотных средствах, величины амортизационных отчислений.
2)Метод коэффициентов имеет в своей основе корректировку плановых заданий истекшего периода исходя из фактически достигнутых результатов и прогнозов на предстоящий период. Этим методом могут рассчитывать доходы, расходы, прибыль, оборотные средства и другие показатели нового периода. В качестве коэффициентов могут использоваться темпы роста объемов производства и продаж, индексы цен, инфляции, коэффициенты переоценки основных средств и др. Как и расчетно-аналитический, метод коэффициентов дает приближенные результаты.
3)Нормативного метода планирования заключается в том, что потребность в финансовых ресурсах и источниках их образования определяется на основе заранее установленных норм и нормативов. Одни нормативы устанавливает государство, местные органы управления, другие разрабатывают субъекты хозяйствования. Примерами нормативов являются ставки налогов и сборов, нормативы отчислений в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, нормативы включения в себестоимость отдельных затрат и др.
4)Метод оптимизации плановых решений предполагает составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критериев. Например, минимума приведенных затрат; минимума текущих расходов; минимума вложений капитала при наибольшей эффективности его использования; минимума времени на оборот капитала и др.
5)Программно-целевой метод (метод экономико-математических моделей) позволяет рассчитать несколько вариантов плановых параметров планируемого результативного показателя на основе различного сочетания факторных показателей.
6)Балансовый метод используется для взаимной увязки расходов с источниками их покрытия, согласованности стоимостных и натуральных пропорций и показателей. С помощью балансового метода достигается некоторая синхронность в движении материальных и финансовых ресурсов, предупреждаются возможные диспропорции между расходами и поступлениями денежных средств в определенные отрезки времени. Методы сбалансированности финансовых планов должны базироваться на рациональных формах движения финансовых ресурсов, содействующих достижению высокого экономического или социального эффекта.
6.3 Система финансовых планов
Виды финансовых планов:
· по степени принуждения к исполнению – обязательные, директивные
планы и индикативные, то есть советующие планы, близкие к прогнозам;
· по продолжительности – краткосрочные, среднесрочные и
долгосрочные (перспективные);
· по способу разработки и исполнения – твердые планы (действительны
на данный период и скользящие планы (ежегодно уточняются с продлением на год периода, охватываемого прогнозом).
· по географической зоне применения – а)на общенациональном уровне
существуют планы государственные, национальные, региональные, отраслевые, на уровне предприятий; б) на наднациональном уровне существуют планы государств, входящих в различные союзы, например Евроазиатский экономический союз (ЕАЭС).
Форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы:
- органы государственной власти составляют бюджеты разных уровней;
- коммерческие организации составляют расчетный баланс доходов и расходов;
- некоммерческие учреждения и организации составляют сметы;
- страховые компании, общественные объединения и кооперативные организации, банки – бюджеты.
- государственные целевые бюджетные фонды (инновационные фонды, фонды национального развития, Фонд социальной защиты населения имеют форму сметы доходов и расходов
В зависимости от горизонтов планирования различают:
- долгосрочные финансовые планы, как правило, тесно связаны с финансовой стратегией организации (предприятия). Они не содержат подробного описания финансовых показателей и отражают концепцию финансового обеспечения.
- годовые финансовые планы определяют выход на главный финансовый показатель – прибыль. Годовой финансовый план позволяет собственнику предвидеть объем чистого дохода и возможности инвестиционного финансирования. (текущий) финансовый план представляет интерес прежде всего для собственников бизнеса. Он является жестким количественным планом.
-оперативные финансовые планы в форме платежных календарей необходимы для контроля за выполнением финансовых обязательств и с большей или меньшей детализацией и обоснованием статей широко используются в финансовой практике.
Бизнес-план занимает центральное место в системе финансовых планов предприятий. Его разрабатывают в следующих целях: для получения банковских кредитов и бюджетных ссуд; в случае приватизации государственных предприятий; для обоснования инвестиционных проектов; для обоснования программы финансового оздоровления и вывода из экономического кризиса. Финансовое обоснование является обязательным элементом бизнес-плана и включает в себя такие планы, как: прогноз объемов реализации (выручки); план доходов и затрат (в нем отражается последовательность исчисления чистой прибыли); баланс денежных расходов и поступлений; прогноз баланса активов и пассивов; график достижения безубыточности.
Вопросы для повторения:
1. Раскройте содержание и задачи финансового планирования и прогнозирования, их отличия?
2. Назовите принципы финансового планирования.
4.Какие методы финансового планирования являются приоритетными: а) при разработке общегосударственных (централизованных) планов; б) при разработке финансовых планов субъектами хозяйствования?
5. Охарактеризуйте систему финансовых планов.
6. В чем различия между стратегическим, текущим и оперативным финансовым планированием?
Тема 7.Финансовый контроль
7.1 Содержание и задачи финансового контроля
7.2 Виды, формы и методы финансового контроля
7.3 Органы финансового контроля, их задачи и функции
7.4 Аудит в системе финансового контроля
7.5 Финансовые санкции и их виды
Содержание и задачи финансового контроля
Финансовый контрольможно охарактеризовать как совокупность действий и операций по проверке финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования и управленияими с применением специфических контрольных форм и методов воздействия.
Финансовый контроль выступает эффективным механизмом обратной связи в цепочке от постановки целей до получения практических результатов.
Объектомфинансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.).Финансовый контроль не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге контролю подвергается использование материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс их производства, распределения и использования опосредствуется денежными отношениями.
Предметом финансового контроля выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки, себестоимость и прибыль, доходы и расходы домохозяйств.
Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. При его проведении проверяют, во-первых, соблюдение установленного правопорядка организации деятельности субъектов хозяйствования, во-вторых, экономическую обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.
Сфера действия финансового контроля:
А) финансовый контроль на макроуровне –это контроль организации и функционирования финансов в масштабах всего государства. Объект контроля на макроуровне – государственные финансы, а предмет контроля – сводные финансовые планы и отчеты об их исполнении в территориальном и отраслевом разрезах. Задачи финансового контроля на макроуровне -обеспечение процесса формирования и эффективного использования централизованных фондов денежных средств. Контроль в сфере государственных финансов представлен в виде налогового контроля, бюджетного надзора.
Б) Финансовый контроль на микроуровне – это контроль финансово-хозяйственной деятельности отдельных объединений, организаций всех форм собственности. Предмет контроля – их финансовые показатели – прибыль, доходы, себестоимость, налоги и др. Задачи финансового контроля на микроуровне – обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств организациями перед государственным бюджетом;
выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов;
Результаты финансового контроля – это различные факты экономической жизни, которые выражаются в количественных и качественных показателях. Качественные показатели – замедление реализации некоторых видов товаров, сокращение импорта, что свидетельствует о неэффективности установленных форм и методов реализации финансовых отношений (высокие ставки налогов, таможенных пошлин и т.п.). Это может послужить сигналом для изменения текущего планировании или оперативного управлении. В случае крупномасштабных недостатков корректируется финансовая политика государства.
Количественныепоказатели представлены данными о сумме допричисленных налогов и сборов, о величине завышения финансирования бюджетных организаций или же их недостаточного финансирования. Эти данные наряду с показателями бухгалтерской, статистической отчетности образуют базы финансовой информации. Собранная информация анализируется и используется в прогнозировании, планировании, оперативном управлении финансами.