Глава1. Появление частной собственности и ее трансформации

Частная собственность началась с того момента, когда в первобытнообщинном коммунизме выделились группы наиболее сильных воинов, которые присваивали себе всё добытое племенем или родом. Присваивали на том основании, что они, якобы, вложили больше своего труда в получение этой добычи. Такие группы усиливались вокруг военного вождя, создавая сначала некие анклавы, которые потом превратились в государство рабовладельческого строя.

«Возникло общество, которое, в силу всех своих экономических условий жизни, - писал Ф.Энгельс, - должно было расколоться на свободных и рабов, эксплуатирующих богачей и эксплуатируемых бедняков, - общество, которое не только не могло примирить эти антагонизмы, но должно было всё больше обострять их. Такое общество могло существовать только в непрекращающейся открытой борьбе между этими классами или же под господством третьей силы, которая, якобы стоя над взаимно борющимися классами, подавляла их открытые столкновения и, самое большое, допускала классовую борьбу только в экономической области, в так называемой законной форме. Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием – разделением общества на классы. Он был заменен государством»

Ф.Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр. 175

Развитие земледелия, отодвинувшее охоту как средство жизнеобеспечения, стало толчком для расслоения родоплеменного строя, с одной стороны, выделились семьи, занимавшиеся только земледелием, с другой стороны, охотники стали преобразовываться в военные отряды по захвату новых охотничьих угодий и расширения ареала своего племени. Отдельной группой выделились служители культа (шаманы, жрецы – т.е. та третья сила, о которой писал Энгельс), которые внушали как земледельцам, так и охотникам, что обеспечивают им покровительство высших сил и требовали за это соответствующую плату. Военные вожди, оценив выгоды земледелия, стали организовывать свои собственные дружины, теперь уже не для охоты, а для захвата свободных земель. Если раньше прежние обитатели этих земель уничтожались, то теперь военные вожди заставляли пленных обрабатывать эту землю, оставляя этим людям, рабам, только то, что необходимо было для пропитания. Всё остальное переходило в частную собственность военных вождей и служителей культов.

Расширение ареала захваченных земель требовало всё большего количества воинов для защиты этих земель, возникала необходимость структурирования управления этими землями в иерархическую систему управления. Так появилось государство. Следует отметить, что появление государства произошло одновременно с оформлением классовой структуры этого государства, которая была такова:

1) владельцы частной собственности – эксплуататоры (военные вожди и служители культов);

2) свободные землепашцы, платящие налоги эксплуататорам, постепенно теряющие свою собственность на землю и переходящие в состояние рабов;

Рабы.

При рабовладельческом обществе основной производитель всей продукции, раб, не считался живым человеком. Он был таким же имуществом, таким же средством производства, как земля и орудия производства.

Постепенно экономика рабовладельческой общественно-экономической формации начала становиться невыгодной. Раб потреблял больше, чем производил сам. К этому следует добавить, классовую борьбу рабов против угнетателей, порой потрясавших основы рабовладельческой государственности (Спартак в Риме, Бабек в Персии, Аристоник в Пергаме). К этому добавилось великое переселение народов, произошедшее в Европе и Азии, которое смело наиболее крупные рабовладельческие государства: Персидскую и Западную Римскую империи.

Итак, как мы с вами видим, безумное стремление правящих классов к эксплуатации на базе частной собственности на средства производства уничтожило рабовладельческую общественно-экономическую формацию, сменив ее феодальной.

В Восточной Римской империи при императоре Юстиниане были заложены основы новой общественно-экономической формации – феодальной. Что это означало? Как говорил сам Юстиниан, он защищает право земли быть обработанной. На практике это выглядело следующим образом: больше не было раба как средства производства, на месте его появился человек. В феодальной общественно-экономической формации основным средством производства, находящимся в частной собственности стала земля, ее недра, леса и реки. Освобожденный раб получал в пользование от феодала определенный участок земли, который он обрабатывал и должен был либо отдать часть урожая феодалу (оброк), либо отработать определенное количество дней в неделю на земле, которую феодал в аренду не отдавал (барщина).

Таким образом произошло некоторое раскрепощение и высвобождение высших творческих способностей вчерашнего раба, который сам изготавливал орудия труда, необходимые для обработки земли, следил за состоянием участка земли с целью увеличения своей доли урожая, заводил необходимый ему для работы и жизнедеятельности скот. Возникло также натуральное хозяйство, когда крепостной крестьянин сам производил для себя необходимую ему одежду и обувь, строил себе жилье и изготавливал орудия труда для собственных нужд.

В феодальной общественно-экономической формации проявилось сразу несколько антагонистических тенденций:

1. Между феодалом и крепостным крестьянином;

2. Между центральной властью и феодалами;

Наши рекомендации