Независимый (коммерческий) контроль — аудит.

По времени проведения

Предварительный контроль — проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций, носит профилактический, упреждающий характер. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Предварительному контролю подвергаются бизнес-планы, проектно-сметная документация, кредитные и кассовые заявки, документы на перечисление или выдачу денежных средств. Текущий контроль — производится в момент совершения денежных сделок, осуществления хозяйственных операций. Текущий контроль наиболее проблематичен с технической точки зрения. Содержать такой штат, чтобы каждую хозяйственную операцию в момент её совершения помимо непосредственно исполнителя курировал ещё один ответственный сотрудник, могут позволить себе только учреждения банковской сферы. В бюджетных учреждениях текущий контроль перечисления средств осуществляется органами казначейства путём проверки оснований для осуществления платежа (договоров, счетов). Последующий контроль — проводится путем анализа, мониторинга, обследования, проверки (например, налоговой или аудиторской). Наиболее всеобъемлющей формой последующего контроля является документальная ревизия.

По направлению

Контроль на соответствие (формальный контроль) — оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям нормативных актов (в том числе локальных). Контроль финансовой отчётности — оценка правильности и достоверности ведения бухгалтерского учёта, достоверности, обоснованности и своевременности представления финансовой отчётности. Контроль эффективности — оценка результативности, продуктивности и экономичности использования ресурсов, эффективности управления капиталом.

По срокам выполнения

Оперативный контроль (обычно в рамках внутреннего контроля) — проводится в плановом порядке по итогам периода (недели, декады, месяца, квартала, года). Плановый контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план сообщён объекту контроля. Внезапный контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план неизвестен объекту контроля; а также при наличии данных о нарушениях в деятельности объекта.

По источнику финансирования

Контроль за счёт проверяемого лица — внутрихозяйственный контроль, независимый контроль. Контроль за счёт контролирующего субъекта — государственный контроль, вышестоящий контроль. Контроль за счёт третьих лиц — встречается крайне редко, только общественный контроль.

Государственный бюджет. Сущность и функции

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

-Федеральный бюджет

-бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

-бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Гос. бюджет – основной финансовый план государства на текущий год, он утверждается законодательными органами и имеет силу закона. По мат. содержанию гос. бюджет – централизованный фонд денежных средств гос-ва, по социально-экономической сущности – основное орудие перераспределения нац. дохода для выполнения правительством своих функций. Через гос. бюджет в развитых странах перераспределяется до 40% валового внутреннего продукта. В бюджете аккумулируется часть денежных доходов предприятий и граждан. За счет бюджетных средств финансируются оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасность государства, здравоохранение, культура и искусство.

Функции гос. бюджета: 1) перераспределение национального дохода; 2) государственное регулирование и стимулирование экономики; 3) финансовое обеспечение социальной политики; 4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Гос. бюджет обеспечивает формирование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства. С помощью бюджета осуществляются межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение валового внутреннего продукта, гос. регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих.

Средства бюджета и внебюджетных гос. фондов используются на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним относятся государственное управление, безопасность государства, социальные программы, экология.

28.Состав и структура доходов федерального бюджета

Федеральный бюджет—это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций отнесенных к предметам ведения РФ.

Формирования федеральное бюджета осуществляется:

1. Налоговые доходы

· Федеральные налоги и сборы, зачисляемые в федеральный бюджет в соответствии с федеральным законодательством

· Таможенные пошли—это косвенные налоги, которыми облагаются экспортируемые и импортируемые товары. Функции:

ü Защищает отечественного товаропроизводителя от конкуренции со стороны иностранных товаров

ü Используются как средства регулирования в структуре производства и потребления

ü Таможенные платежи способствуют рационализации структуры экспорта и импорта, т.е. платежного баланса.

Виды:

Ø Ввозные(импортные)—они взимаются с импортируемых товаров, провозимых через таможенную границу. Устанавливаются в фискальных целях, либо для предотвращения доступ товаров из вне. Самый распространённый вид в мире. У нас занимает 25%

Ø Вывозные(экспортные)—они взимаются с товаров, которые вывозятся за приделы страны. Чаще всего эти пошли применяются к товарам, по которым страна обладает монополией. У нас почти все сырьевые товары занимает 75%

Ø Транзитные

· Таможенные сборы

2. Неналоговые доходы

3. Безвозмездные перечисления

4. Доходы от источников финансирования дефицита бюджета. Делятся на:

1) Внутренние—это денежные средства, привлеченные в виде займов, осущ. в валюте РФ.

2) Внешние—те же займы, но в иностранной валюте.

Структура доходов федерального бюджета:

1. НДС—35%

2. Таможенные пошлины—38,4%

3. НДПИ—17,1%

4. Акцизы—1,7%

5. Налог на прибыль—5,8%

6. Неналоговые доходы—2%

Эти доходы идут на осуществление расходов.

29.Состав и структура расходов федерального бюджета

Структура расходов:

1. Общегосударственные вопросы—13,6%

· Обеспечение деятельности президента

· Исполнительной власти

· Законодательной(верховной)

· Судебной системы

· Избирательной системы

2. Национальная оборона—10%

· Конверсия

· Армия

3. Национальная безопасность и правоохранительная—10%

· Прокуратура

· МВД

· ФСБ

· МЧС

· СВР

4. Национальная экономика—7,5%

5. Экология—0,2%

6. Образование—4,8%

7. Здравоохранение и спорт—4,2%

8. Культура, кинематограф—1%

9. Соц. политика—5,6%

10. Межбюджетные трансферты—38,5%

11. Прочие— около 5%

30. Дефолт и реструктуризация

Дефолт – это отказ государства платить по своим обязательствам. Банкротство. Нарушение графика выплат по ним в одностороннем порядке без согласования с держателем этих обязательств.

Схожа с банкротством, но отличается отсутствием процедур наложения, взыскания через судебную систему.

Дефолт имеет негативные последствия:

· Падение рейтинга страны на международной арене

· Падение рейтинга страны как заемщика

· Ухудшается инвестиционный климат

· Сокращается приток иностранного капитала

· Возможность наложения ареста на имущество, находящееся в других странах.

Цель объявления дефолта – снижение чрезмерной нагрузки по обслуживанию и погашению долга, ложащегося на госбюджет.

Способы преодоления дефолта:

· Реструктуризация гос.долга- изменение режима обслуживания и погашения долговых обязательств на основе соглашений, которое государство заключает с их держателями(долг-долг) Схема заключается в том, что государство обменивает один вид долговых обязательств на другой, на котором установлены иные условия обслуживания и сроки погашения(обмен краткосрочного на долгосрочные, которые сопровождаются рядом условий в пользу инвестора(повышенная ставка)

Наши рекомендации