Независимый финансовый контроль.

Причиной возникновения аудиторского контроля послужило возникновения потребности в подтверждении достоверности информации, содержащейся в финансовой отчётности. Эта информация является основой для принятия решений заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участником и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органам власти и общественностью в целом, поэтому от её качества зависит последствия реализации таких решений.

Потребность в подтверждении достоверности бухгалтерской отчётности как единственного источника информации для внешних пользователей независимыми экспертами возникает в связи с тем, что:

1. Бухгалтерская отчётность может быть подвержена искажениям в силу некомпетентности или пристрастности её составителей;

2. Собственники прежде всего коллективные собственники (акционеры, пайщики), а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что многочисленные и зачастую сложные операции организации законы и правильно отражены в отчётности, поскольку обычно не имеют не доступа к учётным записям, не соответствующего опыта.

Независимый финансовый контроль осуществляется независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами. Он обеспечивает наличие достоверной информации, тем самым позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и даёт возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

Понятие аудиторской деятельности, аудита закреплено в Федеральном законе от 7 августа 2001 года № 119 – ФЗ «Об аудиторской деятельности »

(далее – закон «Об аудиторской деятельности»). Согласно этому документу аудиторская деятельность, аудит представляют собой предпринимательскую деятельность по независимой проверки бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее – аудируемые лица).

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц и соответствии порядка ведении бухгалтерского учёта законодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчётностью, которая позволяет пользователю этой отчётностью на основании её данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудит рассматривается в качестве специфического вида контроля, наделённого следующими характеристиками:

- цель – проверка соответствия финансовой отчётности требованиям принципов бухгалтерского учёта;

- результат – мнение о финансовых отчётах объекта аудита;

- исполнители – внешние аудиторы (сотрудники независимых аудиторских фирм);

- пользователи результатов – внешние по отношению к объекту аудита контрагенты и сам объект аудита.

Кроме непосредственно контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Сопутствующие аудиту услуги можно разделить на 2 вида: услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, и услуги несовместимой с поведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.

Услуги совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской поверки, оказывают в области : постановки бухгалтерского учёта; контроля ведения учёта и составления отчётности; контроля начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; анализа хозяйственной и финансовой деятельности оценки экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля экономического субъекта; в представлении интересов экономического субъекта перед третьими лицами; проведения семинаров, повышения квалификации и обучение персонала организации; научные разработки, издание методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учёту, налогообложения, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву; компьютеризации бухгалтерского учёта, составление отчётности, расчётов налогов, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т. д; консультационных услуг по различным вопросам; информационного и экспертного обслуживания; подбор и тестирование бухгалтерского персонала; других областях.

Услуги, не совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают в области: ведения бухгалтерского учёта; восстановления бухгалтерского учёта; составления налоговых деклараций; составления бухгалтерской отчётности.

В процессе подготовки аудиторского заключения проверяется:

- соблюдение принятой в организации учётной политики отражения хозяйственных операций и оценки имущества;

- правильность отнесения доходов и расходов к отчётным периодам;

- разграничения в учёте текущих затрат на производство и капитальных вложений;

- обеспечение тождества данных аналитического учёта оборотам и остаткам по сетам синтетического учёта на 1-е число каждого месяца.

Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:

1) общая приемлемость отчётности – соответствует ли отчётность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой информации;

2) обоснованность – существуют ли основания для включения в отчётность указанных в ней сумм;

3) законченность – включены ли отчётность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы принадлежат организации;

4) оценка – все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны;

5) классификация – есть ли основания относить сумму на тот счёт, на котором она записана;

6) разделение – отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после неё , к тому периоду , в котором были совершены;

7) аккуратность – соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведённым в книгах и журналах аналитического учёта, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, содержащимся в Главной книге;

8) раскрытие – все ли статьи занесены в финансовую отчётность и правильно ли отражены в отчётах и приложениях к ним.

Осуществляя проверку, независимые аудиторы выполняют две основные функции: функцию высококлассного сборщика и оценщика свидетельств для подтверждения полноты, истинности и арифметической точности представленной в финансовом отчёте информации и функцию проверки соответствия расшифровок и оценок в финансовом отчёте общепринятым принципам учёта. Роль оценочной функции – интерпретация фактов, подтверждающих выводы составителя финансового отчёта, и оценка выводов – сильно возросла в последние два десятилетия. Отчасти это явилось следствием успешного совершенствования администрацией организаций своих структур внутреннего контроля, что обеспечивает получение технически достоверной информации. Аудиторы нередко считают более целесообразным проверить систему внутреннего контроля, чтобы получить свидетельства эффективности её организации и работы, нежели изучать информацию, выданную системой учёта. Ещё одна причина смещения акцентов в аудите заключается в количественном росте сложных сделок, сделок нового типа и необходимости оценивать способ их отражения в отчётности.

6. Порядок проверки смет (бюджетов), центров затрат, ответственности и бюджетирования.

Бюджет - это количественное выражение плана, инструмент координации и контроля над его выполнением.

Бюджет является инструментом управления на основе анализа причин отклонения значений фактических показателей от плановых.

Бюджет (смета) может охватывать один год, пять лет, квартал, т.е. может быть как долговременным, так и разовым.

Бюджет организации(главный бюджет) представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов и выражает в структурированной форме ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других хозяйственных операций в планируемом периоде. Он включает два основных блока:

§ систему операционных бюджетов (плановые сметы основных бизнес-процессов);

§ систему финансовых бюджетов,

Система операционных бюджетов включает: бюджет продаж, бюджет запасов готовой продукции, бюджет производства, бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок материалов и бюджет производственных запасов), бюджет прямых производственных (операционных) затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет себестоимости реализованной продукции, бюджет коммерческих расходов, бюджет управленческих расходов.

Операционные бюджеты консолидируются и образуют систему финансовых бюджетов, включающую прогноз отчета о прибылях и убытках (бюджет доходов и расходов), бюджет движения денежных средств (кассовую смету), прогнозный бухгалтерский баланс.

Помимо операционных и финансовых бюджетов могут использоваться вспомогательные бюджеты и специальные бюджеты.

Среди вспомогательных бюджетов наибольшее значение имеют план капитальных затрат и кредитный план.

Специальные бюджеты показывают калькуляцию или распределение отдельных статей основных бюджетов, например налоговый бюджет, бюджет распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов и программ. Набор этих бюджетов определяется руководителем организации в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.

Беспристрастные бюджеты помогают менеджерам вначале конкретизировать поставленные задачи, потом проанализировать состояние дел в организации.

Бюджетирование применяется для повышения эффективности координации хозяйственной деятельности, управляемости экономических процессов в организации, лучшей адаптации ее к изменяющимся внешним и внутренним условиям, снижает риск нарушений.

Бюджетирование- это система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности и /или сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес процессами.

Основные функции системы бюджетирования - это планирование деятельности организации, информирование, составление различных вариантов бюджетов, мониторинг и анализ исполнения бюджетов.

В то же время бюджетирование обеспечивает лучшую координацию хозяйственной деятельности, повышает управляемость и адаптивность предприятия к изменениям во внутренней и внешней среде, снижает возможность злоупотреблений и ошибок в управлении, обеспечивает взаимосвязь различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности, формирует единое видение планов и возникающих в процессе их осуществления проблем всеми ответственными работниками.

Важным этапом процесса бюджетирования является бюджетный контроль. В целях осуществления контроля над исполнением бюджетов предлагается использовать двухуровневую системуэтого контроля:

§ нижний уровень - контроль над исполнением бюджетов

структурных подразделений организации;

§ верхний уровень - контроль над исполнением бюджетов всех

структурных подразделений (включая контроль составляющих их бюджетов по статьям затрат). Основными элементами системы контроля являются:

§ объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;

§ предметы контроля - отдельные характеристики состояния

бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и материалов и т.д.);

§ субъекты контроля - структурные подразделения организации,

осуществляющие контроль над соблюдением бюджетов:

§ технология контроля бюджетов - осуществление процедур,

необходимых для выявления отклонений фактических состояний бюджетов от плановых. В рамках контроля информация аккумулируется и анализируется по центрам возникновения затрат и центрам ответственности.

Центр возникновения затрат- это структурное обособленное подразделение, например, участок, по которому организуется планирование, учет затрат на производство в целях управления и контролирования издержек.

Центр ответственности- это структурное обособленное подразделение предприятия, возглавляемое руководителем, который отвечает за результаты работы.

Центр ответственности - сегмент внутри предприятия, во главе которого стоит лицо, принимающее решения. Но функциональному признаку центры ответственности классифицируются на: обслуживающие, материальные, производственные, управленческие, сбытовые.

Проверка смет, центров затрат и ответственности позволит оценить синхронность поступления и расходования, выявить отклонения, проанализировать причины этих отклонений, тенденции показателей во временном отрезке, а также оценить эффективность оперативного и стратегического управления сметами и центрами.

В ходе ревизии, проверяющие должны документально и фактически убедиться в обоснованности операций с денежными средствами и ценными бумагами, кредитных и расчетных операций, расчетов сметных назначений, проверить исполнение смет расходов, полноту и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. В бюджетных организациях особое значение имеет использование бюджетных средств по целевому назначению. Непременно проверяется правильность образования и расходования государственных внебюджетных средств.

Проверка смет (бюджетов), центров затрат, ответственности и в целом процесса бюджетирования включает:

§ анализ и оценку обоснованности принятых стратегий

бюджетирования, используемых методов составления бюджетов или смет (форм плановых расчетов), методов расчета основных финансовых показателей бизнес-плана, методов оптимизации прибыли;

§ анализ и оценку состава и видов бюджетов (бизнес-планов)

организации и ее структурных подразделений, их форм, структуры, отражаемых в них данные;

§ анализ и оценку временных (год, квартал, месяц и т.д.) и

пространственных (взаимосвязи подразделений) параметров бюджетов;

§ анализ и оценку широты применения (по сферам деятельности,

подразделениям, центрам ответственности и т.п.), структуры, уровня детализации и взаимосвязи различных бюджетов (смет);

§ анализ и оценку процедур формирования (включая согласование

показателей, утверждение и контроль) бюджетов и бизнес-планов, ответственности за их формирование и исполнение;

§ -анализ и оценку процедур контроля за правильностью заполнения

бюджетных форм, соответствия значений бюджетных показателей утвержденным плановым лимитам (нормам). выполнения бюджетного регламента (в частности, на предмет оперативности контроля, анализа отклонений и установления их причин);

§ анализ потребности в ТМЦ, запасах готовой продукции, изменений

уровня потребности и запасов в рамках бюджетного периода в бюджете производства и запасов;

§ анализ влияния на процессы реализации рекламной деятельности,

условий политики, конъюнктуры рынка и т. д.;

§ анализ динамики цен и роста или снижения затрат, причины

изменений (в бюджете продаж);

§ анализ норм расходов по видам прямых затрат в течение периода

бюджета, оценка доли материальных затрат в стоимости производимой продукции;

§ анализ уровня рентабельности, объемов производства, изменений

в уровне получаемой прибыли в зависимости от изменений факторов, анализа сбалансированности производства и реализации в бюджетном периоде; анализ планируемых издержек в связи с изменениями объемов производства;

§ анализ планируемого уровня затрат на вспомогательные цехи и

участки в бюджете вспомогательных цехов;

§ оценку изменения ставок переменных расходов;

§ анализ необходимого уровня затрат на продвижение товара на

рынок, расходов по его транспортировке, упаковке, рекламе, маркетинг, расходы посредникам процесса реализации, заложенных в бюджете коммерческих издержек;

§ анализ постоянных затрат, заложенных в бюджете управленческих

затрат, анализ их распределения по видам производственной деятельности;

§ анализ ожидаемой выручки, прибыли, рентабельности, изменений в

соответствии с прошлыми периодами, резервов, фондов, оптимизации учетных процессов;

§ анализ источников поступлений и целей расходования денежных средств

в разрезах деятельности организации;

§ анализ активов и пассивов организации;

§ анализ и оценку принимаемых мер по отклонениям в бюджетах (в

частности, на предмет рациональности, действенности мер. оперативности представления информации по отклонениям руководству организации, корректировки бюджетов).

Наши рекомендации